«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

25 февраля 2016 года

Орехово-Зуево

Была ли в Орехове 5-ая студия Московского Художественного театра?

(Еще одна страничка к истории театрального искусства в городе)

А. Бирюкова, г. Орехово-Зуево

Моя однокурсница однажды мне написала: «Мне иногда кажется, что твоя «дотошность» (в хорошем смысле этого слова) в написании статей, а теперь и книги, в некоторой степени зависит от физического образования» (я закончила физическое отделение физмата ОЗПИ). У меня другое мнение: я поздно начала заниматься краеведением, когда уже многое было написано, когда не осталось очевидцев, а краеведение мне стало интересным, поэтому я анализирую уже опубликованное, и, на свежую голову, видны «огрехи» маститых краеведов (да простят они мне!).

Наиболее близка мне театральная история города и особенно Зимнего театра, где я проработала много лет.

В 1919-1924 годах в Зимнем театре работал и очень плодотворно Рабочий Театр-Студия, созданный Львом Николаевичем Королевым. Масса постановок за время ее существования посетили горожане. Это и спектакли, и концерты, и оперы, поставленные местными актерами. Л.Н. Королев собрал бывших актеров любительской труппы П.Ф. Шарова, привлек талантливую рабочую молодежь, участников рабочего хора, музыкантов, художников, и стал его первым руководителем и режиссером.

Само название говорит о том, что театр не просто ставил спектакли, но еще в нем шел процесс учебы. Актеры учились мастерству актера, сценическому движению, правильной речи, пению, танцам и т.п. Преподавание вели молодые, но уже заявившие о себе московские педагоги. Так, технику речи преподавала Е.Ф. Саричева, в будущем – профессор, автор учебника «Сценическая речь». Летом 1920 года актерское мастерство преподавал Б.Е. Захава, в будущем – народный артист СССР, профессор, а тогда актер и преподаватель в Студии, руководимой Е.Б. Вахтанговым.

Актеры и педагоги Театра-Студии  (слева лежит Б.Е.Захава)

Актеры и педагоги Театра-Студии (слева лежит Б.Е.Захава)

Художники-декораторы Театра-Студии (в верхнем ряду 3-ий справа – В.И.Взоров, 4-ый – А.Н.Шапошников

Художники-декораторы Театра-Студии (в верхнем ряду 3-ий справа – В.И.Взоров, 4-ый – А.Н.Шапошников

Сцена из спектакля «Бум и Юла»

Сцена из спектакля «Бум и Юла»

В Театре-Студии помимо актерского состава был хор, руководимый А. Н. Гайгеровым, симфонический оркестр под управлением С. Н. Корсакова, танцевальная группа во главе с Т. В. Шавровой, была художественно-постановочная часть, в которую входили художники В. Н. Соколов, А. Н. Шапошников, В. И. Взоров, В. М. Памфилов и др.

Среди спектаклей Театра-Студии: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «На дне» М. Горького, «Гроза» , «Северные богатыри, сказка Е. Шварца «Бум и Юла» и др. Один из спектаклей – «Степан Разин» по поэме В. Каменского – Л.Н. Королев преобразовал в театрализованное представление, которое показывали на реке Клязьма, предположительно, в 1922 году.

Помимо драматических спектаклей, Театр-Студия с гайгеровским хором и оркестром С. Корсакова ставил оперы: «Демон», «Русалка» и др. Музыку к драматическим спектаклям, которые в духе того времени были похожи на легкие оперетты, водевили, писал сам С.Н. Корсаков. Давались концерты симфонической музыки.

Ореховский Рабочий Театр-Студию хорошо знал народный комиссар просвещения А.В. Луначарский. Возможно, по его инициативе в 1922 году Театр-Студию в полном составе направили на гастроли по городам Сибири – 7 вагонов выделили театру для этой поездки.

По всей вероятности именно приставка «Рабочий» к названию Театра-Студии и дала новое название Зимнему театру: в 1919 году Л.Н. Королев назначается режиссером Зимнего театра, а в 1920 году он уже именуется Зимний Рабочий театр, а потом станет просто Рабочим театром.

Известный режиссер нашего города Николай Степанович Прохоров, бывший актер Театра-Студии, в своих воспоминаниях пишет: «Это была школа сценического искусства и недаром тогда в своей книге о Е.Б. Вахтангове Борис Евгеньевич (Захава) назвал Ореховскую студию Пятой студией Художественного театра». Из уст актеров нашего народного театра приходилось слышать, что так о Театре-Студии отзывались в своих воспоминаниях известные А. Попов, М. Кедров, но никто не мог сказать конкретно – где именно они это прочли. Очень захотелось увидеть своими глазами. Просмотрела массу мемуаров и дневников, и не нашла… Но откуда-то это все же пошло?!

И вот не так давно Владимир Бодров, руководитель городской литературной студии «Созвучие», прислал мне выписку из заметки в газете «Колотушка» № 16 за 1923 год, проясняющую этот вопрос.

Я постаралась найти ее текст целиком. Заметка называлась «О шефстве Московского художественного театра». Опубликована она была по следующему поводу: в марте 1923 года Исполком городского совета поручил директору Рабочего театра С. А. Терентьеву связаться с Московским Художественным театром на предмет шефства над Рабочим театром для перестройки художественной стороны деятельности театра «в сторону реально-материалистической постановки репертуара». 

В МХТ поехала комиссия из 3-х человек: сам С. А. Терентьев, А. Ф. Степанов и А. И. Макеев. Их встретил В. И. Немирович-Данченко. Посланные просили директора МХТ о принятии шефства над Рабочим театром. Владимир Иванович выразил свою готовность идти навстречу нашему театру и заявил: «… мы будем считать ваш Рабочий театр нашей шестой студией» (фраза в заметке взята в кавычки, поэтому я считаю, что это действительные слова Немирович-Данченко, подчеркнуто же мною). И добавил, что для работы в нем будут выделены лучшие силы, но придется подождать, ибо эти силы в настоящее время находятся в Берлине и Америке, они уже вызваны, но приехать, согласно заключенных контрактов, смогут только в июле месяце (а дело было в апреле). Терентьев так и доложил исполкому Горсовета – нужно подождать до июля. Дело шефства отложили, и, как оказалось, в «долгий ящик», ибо МХТ вернулся из гастролей только в 1924 году. Летом этот вопрос уже не поднимался, в труппе Театра-Студии произвели сокращение, а в 1924 году Театр-Студия приказал долго жить.

Л.Львов-Королев в роли Тарквиния (реж. Н.Аксагарский)

Л.Львов-Королев в роли Тарквиния (реж. Н.Аксагарский)

Итак, фраза прозвучала, но из уст В.И. Немировича – Данченко, и студия названа не пятой, а шестой. Правда, я не обнаружила «пятой». В Википедии перечислены:

Была еще Музыкальная студия МХТ, созданная в 1919 году В. И. Немировичем-Данченко, которая с 1926 года стала Музыкальным театром его имени. Может быть, Владимир Иванович ее считал 5-ой? Тогда Ореховский Рабочий Театр-Студия мог бы стать 6-ой, если бы дело выгорело. Но не состоялось это шефство Московского Художественного театра над Ореховской труппой.

Театр-Студия, созданный Л.Н.Королевым, пережил несколько режиссеров. Это и Н.Ф.Аксагарский, который внес в него греческую трагедию, и Н.В.Краснов – о его работе мало что известно. Режиссером театра был и его актер – Александр Филиппович Степанов, бывший правый полузащитник футбольной команды «Морозовцы» «Клуба-Спорт» Товарищества мануфактур «Викула Морозов с сыновьями» в местечке Никольском.

История Театра-Студии прослеживается до конца 1924 года, более подробно изложена в книге «История длиною в век». Приобрести книгу можно в Зимнем театре, почитать в библиотеках города.

А шефство МХАТ стало реальностью в 1960 году, когда в Орехово-Зуеве открылся Народный драматический театр, ставший в 1964 году «спутником МХАТ им. М. Горького»

 

В статье использованы материалы Российской Государственной библиотеки, Российского Государственного архива литературы и искусства, Центрального Государственного архива Московской области, Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея, Википедии.

 


 

Добавление от редакции сайта

Сообщение в газете «Богородская речь» №38 от 16 сентября 1912 г.

Театр.

9-го сентября открылся зимний театр Морозовых. Играла труппа рабочих под управлением Трубникова. Поставили пьесу Александрова «В селе Знаменском». Публика, конечно, битком набита. Труппа рабочих играла настолько хорошо, что моментами не верилось, что играют рабочие, выступающие в первый раз. Трубников заслуживает большой похвалы. Из отдельных артистов следует отметить лицо, игравшее кузнеца (с.6).

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.