«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Богородск-Ногинск. Богородское краеведение / Краеведческие новости

Богородск-Ногинск. Богородское краеведение
Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

Установлен год рождения основателя рода Морозовых

Е.Старшов

Е.В.Старшов

В архивных фондах Орехово-Зуевского благочиния, исследованных автором, хранятся древнейшие из известных на сегодняшний день документы по истории рода купцов и фабрикантов, старообрядцев Морозовых. Это три исповедные росписи за 1812, 1813 и 1816 гг. Прочие известные доселе документы, касающиеся рода Морозовых, начинаются уже с 1830-х гг., притом основаны они на показаниях самих Морозовых, отчего возникает разница в датах их рождений порядка 2-х – 4-х лет. Не указывая однозначно, что новонайденные документы содержат бесспорные исторические даты, нельзя не отметить их объективный характер, поскольку исповедные росписи велись, как правило, довольно точно.

Исповедные росписи велись причтом каж­дой приходской церкви ежегодно, поскольку законодательством Рос­сийской Империи было предписано каждому православному не реже одного раза в год приходить на исповедь и причастие; для учета причастников и исповедников и были введены исповедные росписи. Цель, преследуемая в данном случае государством, была двоякой: с одной стороны, народ воцерковлялся, пусть порой и с принуждением, ну а с другой стороны, от этого мероприятия извлекалась явная польза в борьбе с инакомыслящими согласно следующей логике: если человек не причастился - значит, нерадив к церковной жизни; а если не ис­поведался - значит, что-то замышляет, потенциальный вольнодумец.  (Добавим: исповедоваться полагалось два раза в год, и если прихожанин не исповедовался два года подряд, то священник обязан был об этом донести уездной власти – ред.)

Подраздел ведомости «Деревни Зуевой записные раскольники» свидетельствует о том, что старообрядцы не ходили на исповедь и причастие в синодальные храмы – однако же, как видим, тем не менее, учитывались церковным причтом! Притом графы об их бытии на исповеди и причастии уже отсутствовали.

Известно, что Морозовы были зуевскими крепостными крестьянами, которыми владел сначала обер-прокурор правительствующего сената Всеволод Алексеевич Всеволожский (1732-1796), затем Всеволод Андреевич Всеволожский (1769-1836), который в 1802-1803 гг. продал Зуево вместе с его крестьянами, включая Морозовых, Гавриле Васильевичу Рюмину. В его собственности и пребывали древние Морозовы, как о том свидетельствуют те же ведомости.

Бывшая выркинская церковь в Кабаново (фото до 1957 г.)

В ведомости 1812 года записаны (орфография максимально сохранена): «[Двор] 26. Василий Федоров вдов 76 [лет]; дети ево Сава 40 [лет]; Наталья 33 [лет]; Савина жена Ульяна Афонасьева 37 [лет]; дети их Елисеи 14 [лет]; Захар 12 [лет]; Аврам 7 [лет]; Варвара 5 [лет]; Иван 3 [лет]». Сравнение показывает, что это – однозначно семейство Морозовых. Но возникает вопрос, почему же нет фамилии?

Дело в том, что до отмены крепостного права в России (1861 г.) фамилии в среде крестьян, мещан и низшего духовенства были распространены крайне редко.  Вместо них употреблялся патроним – нечто среднее между отчеством и фамилией, который, соответственно, менялся из поколения в поколение. Например, жил некий Иван Петров. Его сын звался уже Прохор Иванов, а его сын звался уже Кузьма Прохоров, и так далее. Вот и здесь – Василий Федоров в современном смысле – Василий Федорович; и сын его зачастую прописывался еще не как Савва Васильев (Васильевич) Морозов, а просто Савва Васильев.

Морозовы в исповедных росписях

Учитывая, что документ датирован 1812 годом, получаем следующие цифры: дата рождения Василия Федорова – 1736 год, его сына Саввы – 1772 (в местном краеведении принято указывать 1774, реже – 1770), дочери Натальи (которая до сих пор не фигурировала ни в одном документе! Надо полагать, что раз она жила с отцом и братом, то была либо старой девой, либо бездетной вдовой) – 1779, невестки Ульяны – 1775, внуков Елисея – 1798, Захара – 1800, Авраама (Абрама) – 1805, Варвары – 1807, Ивана – 1809.

Они полностью сходны с данными ведомости за 1813 и 1816 гг. Правда, в ведомости 1813 г. отсутствует титульный лист, и год установлен по сравнению с датированными ведомостями 1812 и 1816 гг., что определенным образом для кого-то может снизить ценность этого исторического свидетельства, однако приведем ее данные: «Василий Федоров вдов 77 [лет]; дети его Савва 41 [год]; Наталья 34 [года]; Савина жена Ульяна Афонасьева 38 [лет]; дети их Елисей 15 [лет]; Захар 13 [лет]; Авраам 8 [лет]; Варвара 6 [лет]; Иван 4 [лет]».

В ведомости за 1816 год значатся: «Василий Федоров вдов 80 [лет]; дети его Савва 44 [года]; Наталия 37 [лет]; Савина жена Ульяна Афонасьева 41 [год]; дети их Елисей 18 [лет]; Захар 16 [лет]; Авраам 11 [лет]; Варвара 9 [лет]; Иван 7 [лет]; Елисеева жена Евдокея Диомидова 18 [лет]» (т.о. 1798 г.р., вписана другой рукой).

В списках не хватает только Тимофея – младшего сына Саввы, что вполне естественно, так как год его рождения обычно считается 1824, в то время как Морозовы откупились от Рюмина за 17 000 р. еще около 1820 г. (что, кстати, опровергает распространенную басню о том, будто Рюмин держал последнего сына, Тимофея, чуть ли не вроде как заложником, и только потом продал его отцу за какую-то чудовищную сумму).

Таким образом, данные документы, будучи древнейшими по хронологии Морозовых, свидетельствуют о 1772 г. как о более точной дате рождения Саввы Васильевича Морозова.


Фото Т.Алексеевой, Е.Старшова, А.Столярова

Об авторе

Евгений Старшов,

Эксперт богословия, член Морозовского клуба, историограф Орехово-Зуевского благочиния

 

При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.

© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2017 Система Orphus Яндекс цитирования Check PageRank