«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Богородск-Ногинск. Богородское краеведение / Орехово-Зуево

Богородск-Ногинск. Богородское краеведение
Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

Первопроходец космических дорог

Евгений Голоднов, краевед

18 января исполнилось бы 95 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Василия Павловича Мишина (1917-2001 гг.) – первого заместителя главного конструктора ОКБ ракетно-космической техники № 1, известного учёного в области механики, процессов управления и физико-технических проблем энергетики, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда, заслуженного изобретателя РСФСР.

Василий Павлович родился 18 января 1917 года в г. Орехово-Зуево в семье рабочего-мастерового. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку в 1932 г. В 1935 г. окончил ФЗУ при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Работал слесарем в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 году окончил МАИ (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе института, получил квалификацию инструктора-планериста.

 В 1970-е гг., когда Центральным конструкторским бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) вместо С.П. Королёва руководил В.П. Мишин, конструкторы Орехово-Зуевского Конструкторского бюро кислородного оборудования во главе с П.И. Зимой разработали изделия, входившие в состав бортовой системы жизнеобеспечения экипажа космических кораблей. Разработчики: А.Н. Терентьев, В.Я. Терещенко и Г.Н. Шувалов. Комплект изделий после заводских испытаний был передан заказчику для проведения летных испытаний в составе объекта. В СКБ г. Орехово-Зуево также создали комплект агрегатов бортовой кислородной системы скафандра по программе «Луна» (разработчики А.Н. Терентьев и В.Я. Терещенко). Комплект изделий успешно прошел все виды заводских испытаний и был передан заказчику для проведения летных испытаний. Однако, дальнейшие работы были приостановлены в связи с закрытием работ по теме «Луна» в 1974 г.

После окончания в 1941г. Московского авиационного института В.П. Мишин работал в научно-исследовательских и конструкторских организациях. С 1959 г. он — профессор МАИ. Основные его труды посвящены вопросам прикладной механики.

В годы Великой Отечественной войны работал в ОКБ № 293, которое возглавлял талантливый авиаконструктор В.Ф. Болховитинов. Наиболее удачная разработка В.П. Мишина в военные годы — дистанционно управляемые двухпулеметные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций А.Н. Туполева, С.В.Ильюшина и некоторых других.
В конце войны ОКБ Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. Когда после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Там Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 году В.П. Мишин, был включен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной техники и документации. Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.


В.П. Мишин с Королёвым,
Курчатовым и Келдышем

С 1946 года в течение 20 лет В.П. Мишин был бессменным первым заместителем С.П.Королева и его ближайшим соратником-единомышленником. Первоначально они работали в НИИ-88, где В.П.Мишин был руководителем проектного бюро в 3-м отделе. Затем — первый заместитель главного конструктора ОКБ-1. Один из ведущих разработчиков первой советской ракеты Р-1 (дальность полета 270 км, запущена в 1948), Р-2А (с дальностью полета 590 км, запущена в 1950), ракеты Р-3 дальностью полёта до 3000 км, первая стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км и отделяющейся боевой частью (разработана в 1953), межконтинентальной ракеты Р-7, принципиально новую межконтинентальную ракету Р-9А, предопределившую в процессе разработки революцию в криогенной технике, оперативно-тактической ракеты Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.).

В 1955 году Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке и несущая ядерный заряд. В 1956 году прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом. За выдающиеся заслуги в создании баллистической межконтинентальной ракеты Р-5 Василию Павловичу Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Затем В.П. Мишин создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Велики заслуги Мишина и в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 г., по выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., в организации первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г.

В.П. Мишин играл огромную роль и в иных разработках: в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).

После внезапной смерти С.П. Королева в январе 1966 года В.П. Мишин назначен Главным конструктором ОКБ, получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заменить С.П. Королёва, в результате чего в 1966—1968 годах были существенно снижены темпы работ. В ЦКБЭМ при Мишине создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1. В отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с космонавтом В.Комаровым в 1967 г., гибель «Салюта» летом 1971 г. с экипажем (космонавты Г.Добровольский, В.Волков, В.Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш Советского Союза в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.


Открытие мемориальной доски
Мишину в Москве 24.11.2010

Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел достаточно сложный характер. Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора ЦКБЭМ, вплоть до самых полярных. В 1974 г. В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в Московском авиационном институте, где он ещё в 1959 году организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руководителя этой кафедры он проработал до последних дней своей жизни. Он — автор многочисленных передовых научно-технических разработок, научных трудов и учебников, в том числе — «Дневников ракетчика», уникального «документа эпохи», представляющего особый интерес для профессионалов.

Жил в Москве. Скончался 10 октября 2001 г. Похоронен на Троекуровском кладбище.

В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил академик, а также на здании МАИ, установлены мемориальные доски.

 

Источники:

1. БСЭ (Большая советская энциклопедия).

2. Архивы ОЗКБКО (ныне – ОАО «КАМПО»).

3. Официальный сайт «Роскосмоса»

4. «Василий Павлович Мишин: Ракетчик и его эпоха». О.М. Алифанов, член-корреспондент РАН, декан Аэрокосмического факультета Московского авиационного института Д.Б. Пайсон, к.т.н., ЦНИИ машино-строения.

5. Патриотический Интернет проект «Герои Страны»

 

При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.

© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018 Система Orphus Яндекс цитирования Check PageRank