Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

День краеведения Московской области

А.Столяров

Морозовский клуб не оставил без внимания этот первый официальный День краеведения. На мартовском заседании клуба с докладом о методах работы краеведа в современной информационной среде выступил Заслуженный испытатель космической техники РФ А.Н.Рябов. Мастер-класс для краеведов провела Заслуженный работник культуры МО, автор книг об истории Орехово-Зуева А.А.Бирюкова. А системный доклад о краеведении, как сфере массовой деятельности, сделал председатель Морозовского клуба, к.э.н. А.С.Столяров. В сокращённом виде приводим текст его выступления.

 

Мартовское заседании Морозовского клуба

В электронной энциклопедии Википедии приводится такое определение: Краеве?дение – изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения. Академик Д.С. Лихачёв называл краеведение самым распространённым видом научной деятельности, в которой участвуют как ветераны, так и школьники.

По своему виду краеведение может быть географическим, археологическим, и даже литературным или музыкальным. Но наибольшее распространение имеет «историческое краеведение».  Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Краеведы изучают и сохраняют памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельности отдельных людей, участвующих в исторических событиях. Например, Морозовский клуб занимается историческим периодом, связанным преимущественно с династией Морозовых с 1770 г. по 1917 г.

В организационном плане краеведение можно разделить на 2 большие части: государственное и общественное.

К государственному краеведению относят всё, что опирается на бюджетное финансирование: краеведческие музеи и выставочные залы, библиотеки,  учебные заведения с курсами по краеведению, кружковая работа. Все эти учреждения в своей деятельности опираются на массовое самодеятельное движение краеведов-любителей. Важное место в государственном краеведении занимают печать, радио и телевидение.

Общественное краеведение представлено народными музеями, добровольными сообществами, клубами, кружками при домах культуры и включает труд краеведческих товариществ и местных краеведов-любителей. Оно не имеет от государства финансовой поддержки и вынуждено самостоятельно заниматься поиском средств для своей работы. Поэтому в своей деятельности опирается на чистый энтузиазм и живое творчество масс.

А задачи краеведы-общественники выполняют разнообразные. Это:

Особенно хочется подчеркнуть важную роль краеведения в формировании патриотических и гражданских чувств местного населения. Ведь патриотизм нельзя воспитать призывами или заклинаниями, он вырастает из знания истории своего края, уникальности и красоты местной природы. Патриотизм питается гордостью за свершения и деяния своих предков, земляков. Восхищение их достижениями и подвигами вызывает в человеке желание подражать им, сохранять и преумножать созданное ими. Без этого не может сформироваться осознание себя как гражданина своей страны. Поэтому считаю, что с этой точки зрения главная цель краеведения - воспитание гражданина, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край.

Все мы, в той или иной степени, краеведы. Когда мы рассматриваем людей на старых фото и спрашиваем у своей бабушки, кто на них изображён, мы не ограничиваемся только данными о степени родства, но и интересуемся характером их занятий, участием в различных эпохальных и менее значимых событиях. Эти изображения представляют для нас не только генеалогический интерес, но и исторический, событийный. Так же нам интересны изображения городских пейзажей и природных ландшафтов, массовых мероприятий и парадных портретов. Эти знания обогащают нашу память, становятся своеобразными кирпичиками в фундаменте нашего опыта и патриотических чувств. Мы с грустью расстаёмся со сносимыми историческими зданиями и техническими сооружениями, подчас даже не понимая, а скорее чувствуя, что это исчезают носители нашей истории и культуры.

Историк С. Г. Кара-Мурза в 2000 году выпустил интереснейшую книгу «Манипуляция сознанием». В ней он показал, что людьми можно успешно манипулировать,  если оторвать их от своих культурных и исторических корней. Забывая историю своего народа, края мы вольно или невольно становимся игрушками враждебных сил.

У некоторых из нас любопытство перерастает в страсть, в стремление как можно больше узнать о своей малой родине, её прошлом, сделать свои открытия и поделиться ими с земляками. Вот это и есть краеведение, рождающее настоящий глубокий патриотизм.

Широкое участие в краеведении, как профессиональных историков, так и краеведов-любителей объединяет в нём научный и ненаучный подходы. Как отмечал Д. С. Лихачёв, «чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения, в том, что у него нет „двух уровней“: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы». Такое массовое ненаучное творчество создаёт опасность подмены научного знания мифотворчеством. По этой причине некоторые специалисты предлагают чётко разграничивать краеведение как публицистическую практику от регионоведения, как подраздела исторической науки. Но официально такого деления пока не существует.

Морозовский клуб уже посвящал в прошлом несколько своих заседаний разбору таких информационных «завалов» в краеведении (см. например 26.01.17г. «Был ли Савва Морозов фальшивомонетчиком?» или 30.11.17г. «О некоторых мифах в Морозовской теме»). Но мифы создавались не только в прошлом. Они, как показывает действительность, бурно плодятся и сегодня.

Например, вызывают большое сожаление многочисленные неточности, которые продолжают появляться в серии статей Игоря Пелевина в «Орехово-Зуевской правде» под рубрикой «Летопись Ореховского футбола». Количество таких огрехов удручает и говорит о системных ошибках в обработке источников. А ведь материалы газеты из родового гнезда Морозовых – города Орехово-Зуева – имеют авторитет и будут широко расходиться в обществе, невольно искажая исторические факты, порождая новые «мифы». Думаю, было бы полезным, материалы по общественному краеведению, перед печатью в официальных СМИ предоставлять специалистам местного краеведческого музея, как экспертам в этой области.

Поскольку любители-краеведы не ограничены в своей работе профессиональными нормами, остаётся полагаться на их внутренние этические рамки. На понимание ими ответственности перед аудиторией, которой они предлагают свою информацию, перед поколениями молодых людей, которые хотят получить ясную и не искажённую картину истории своего края.

Первый День краеведения Московской области прошёл почти незамеченным. Возможно потому, что совпал с масштабным событием – выборами президента страны. Но День краеведения - ещё «молодая» памятная дата и, уверен, у неё впереди большой просветительский потенциал.

 

Об авторе

Андрей Станиславович Столяров,

председатель Морозовского Клуба, профессор РАЕ, к.э.н.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank