Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Древний Бронницкий тракт и Благовещенские предания
(Из работы «Древние пути восточного Подмосковья) 

 

С интересом прочитал статью М.С. Дроздова о Стромынском тракте. Как Вы знаете, некоторое время назад я занимался темой древних путей восточного Подмосковья. Эта тема всегда была мне интересна. И некогда я хотел написать работу, состоящую из серии очерков о древних путях. Часть из них находится в черновиках. Один из этих очерков, как мне кажется, завершён и я решился показать его Вам. Хотел бы услышать Ваше мнение. Был бы рад если кому-то это будет интересно.

Алексей Симонов

Многим жителям Ногинска знакомо название Благовещенье. Это посёлок, входящий в городскую черту с конца 20-х годов XX века, до этого сельцо Богородского уезда, а ещё раньше село Благовещенское. Но, вероятно, не многие знают, что история этого места уходит вглубь веков и насчитывает более 400 лет только своей письменной истории.

С детства известны мне несколько устных благовещенских преданий, истинность которых вызывала сомнения. Но, впоследствии, благодаря краеведению, эти предания обрели историческую канву. Собственно это и побудило к письменному изложению. Наверное, предания это всё же громко сказано, так как вся информация способна уложиться всего в несколько строк или предложений. Итак, первое. Люди в Благовещеньи живут с 1600-х годов и некогда здесь находили монеты-чешуйки того времени, т.е. XVII века. Второе. Самым старым местом посёлка является место, где ещё до Великой отечественной войны стояла деревянная часовня, построенная, по преданию, на месте древнего храма. Впрочем, сведения о часовне являются не совсем преданием, т.к. старожилы хорошо помнили и часовню, и кладбище вокруг неё. Ещё в 70-е годы XX века можно было увидеть какую-нибудь согбенную старушку, молящуюся на жилой дом, стоящий в окружении вековых лип. Она, конечно, помнила церковные службы, которые служили здесь на праздники Пасхи и Благовещенья священники из Богородска. Быть может, здесь покоились родные и близкие ей люди.

Историческим источником, подтверждающим существование церкви в Благовещеньи являются известные материалы Холмогоровых, в которых говорится: «В начале XVII ст. в Московском уезде, в Рогожском стану находились в «порозжих землях» пустоши: Тарасова и Мининская, принадлежащие изстари Степану Сукину и Фёдору Мячину. В 1628 г. эти пустоши были проданы из Поместного Приказа в вотчину Фёдору Васильеву сыну Нестерову; он поселил в пустоши Мининской крестьян, которая и обратилась в деревню, в ней числилось в 1646 г. 3 двора задворных людей и 3 двора крестьянских, а потом близ этой деревни в пустоши Тарасовой поставлен им же, Нестеровым, для себя двор и здесь же была построена деревянная церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы с приделами, от чего пустошь и стала называться по церкви селом Благовещенским, Тарасово тож» (1). Необходимо отметить, что пустоши в начале XVII века - это места селений вымерших в результате голода 1601-1602 годов и последующего нападения польско-литовских захватчиков.

В 1778 г. деревянная церковь Благовещенья за ветхостью и крайним малоприходством была приписана у Успенской церкви при Пороховом заводе. Последние сведения о церкви в Благовещеньи за 1785 г. (2). Вероятно, за ветхостью церковь была разобрана, а на её месте возведена часовня.

Где находилась деревня Мининская, смежная с Благовещеньем? Из материалов В.С. Кусова и составленной им карты видно, что Мининская находилась там, где сейчас Минский проезд в Ногинске, в районе железнодорожного переезда, разделяющего улицы III Интернационала и Шоссе Энтузиастов. (3) Так, современное название сохранило в себе отголосок своей древней истории. Кстати, подобные названия учёные связывают с землевладениями древнего боярского рода Мины (4).

Итак, первое и второе предание соответствуют исторической действительности. А вот в третье верилось менее всего. Будто бы некогда в древности в Благовещеньи был постоялый двор, где меняли лошадей и была кузница. Дорога из Благовещенья в Ногинск переходит в улицу Тихвинская, которая спускается к Клязьме. Якобы в старину в этом месте был через Клязьму мост или переправа. Но ведь постоялый двор может быть только на проезжем тракте, где есть активное сообщение, гоньба и т.д. Не верилось, до тех пор пока… В 1996 г. вышел в свет № 2 Альманаха «Богородский край» в котором была опубликована статья покойного ныне краеведа Ф.Ф. Сидорова «Имя на местности». В ней говорилось: «Через село (Благовещенье – А.С.) проходила древняя Бронницкая дорога. И эта дорога, которая, может статься, даже на полтора века старее той, которая пролегала через Богородск на Владимир. Некоторые исторические предпосылки для этого имеются …» (5). К сожалению, какие именно предпосылки имел в виду Фёдор Фёдорович, мы уже не узнаем никогда. Но, попробуем разобраться.


Фрагмент карты Московской губернии
конца XIX века.

В настоящее время дорога из Ногинска на Бронницы проходит через город Электросталь и Фрязево. На карте Богородского уезда 1873 г. направление Бронницкого тракта показано именно так. Шоссейная дорога на участке от Ногинска до Фрязево проложена в 1877-1878 годах для связи города Богородска и железнодорожной станции Богородск – так первоначально называлась нынешняя станция Фрязево (6). Известно, что железная дорога от Москвы до Владимира была построена в 1862 году, но она миновала Богородск. Поэтому, вероятно, в 60-е годы XIX века была проложена дорога от города к станции, затем шоссе, а в 1885 г. железнодорожная ветка. Таким образом, данный участок дороги является сравнительно молодым. Тогда где проходил древний Бронницкий тракт, который вёл из Бронниц через село Рогожи (позднее г. Богородск, в настоящее время г. Ногинск) в Троице-Сергиеву лавру? Вероятнее всего он проходил из Рогож через село Благовещенье. На карте Московской губернии конца XIX века видно, что из Богородска на юг, на станцию Степаново (так называлась нынешняя станция Фрязево до 1904 г.) ведут две дороги. Одна из них шоссейная ведёт через места, где ныне расположен город Электросталь, а другая проходила параллельно и вела через Благовещенье (см. рис.). Это и есть участок древнего Бронницкого тракта. Это подтверждается мнением Ф.Ф. Сидорова, древностью места и, наконец, понятно, откуда здесь мог быть постоялый двор, сведения о котором сохранились в предании. Далее путь шёл в направлении нынешнего посёлка Красный Электрик, далее через Ямские леса в район нынешнего города Электросталь, дальше до села Иванисово и Михаило-Куньевского погоста в районе нынешнего Фрязево и далее до Бронниц. С прокладкой новых дорог участок от нынешнего посёлка Красный Электрик в сторону Фрязево перестал использоваться и со временем зарос лесом, лишь приблизительно можно сказать, где он шёл. А из Бронниц данный тракт вёл далее на Коломну и Серпухов, а это важнейшие стратегические пункты древней Московии, расположенные на реке Оке – некогда границе Московской Руси.

Интересное в связи с этим сообщение мы находим в период царствования царя Ивана Грозного. В 1571 году Крымская орда вторглась на Русь из района Северного Донца и Дона. Русские ждали татар со стороны Тулы и Серпухова. Царь Иван Грозный выехал к войскам в район Серпухова, оставаясь в уверенности, что враг движется по дороге Тула – Серпухов. Но орда перешла реку Угру и беспрепятственно обошла приокские укрепления с запада, намереваясь отрезать русскую армию с тыла. В такой ситуации царь принял решение покинуть армию. Как сообщают разрядные книги, в сопровождении немногочисленной свиты он уехал из Серпухова через Бронницы, минуя Москву, в Ростов (7). Гипотетически можно предположить следующий маршрут движения царя Ивана Грозного. Серпухов - Бронницы – Михаило-Куньевский погост (Фрязево) – Ямские леса – Тарасово (Благовещенье) – Рогожи – Ямкино – Черноголовка – Стромынь – Киржач – Юрьев-Польский – Ростов Великий. По другим источникам через село Бронницы Коломенского уезда и Слободу, не заезжая в Москву, царь поехал к Ярославлю, но добрался, вероятно, только до Ростова (8). Отметим, что от Стромынского монастыря до Александровой Слободы в то время существовала прямая дорога и называлась она также - Стромынка. Об этом в 1929 году писал исследователь Переславль-Залесского края историк М.И. Смирнов (9).

Тарасово (Благовещенское) в это время принадлежало одному из бояр Ивана Грозного Степану Сукину. В актах этого времени фамилия Сукиных встречается часто (10). Кстати, на востоке Москвы, недалеко от метро Дубровка, в районе Шарикоподшипниковской улицы до 1930-х годов была свалка, именовавшаяся «Сукино болото». Говорят, что в XVI веке это место принадлежало боярину Ивана Грозного Сукину, по фамилии которого и получило своё название. (11) Возможно, Степан Сукин принадлежал к так называемым «тысячникам». Накануне реформ 60-х годов XVI века царь Иван Грозный предполагал разместить в окологородье столицы значительную часть двора, раздав 118 тысяч десятин населённых земель (12). Такого количества земель у казны не было, и реформа была осуществлена лишь частично. Тысяче «лучших слуг» указ царя предписывал жить в подмосковных поместьях в радиусе 60-70 вёрст от Москвы, чтобы «быть готовыми в посылки» (13). Царь часто собирал войска, которые с боевыми холопами составляли 5-10 тысяч всадников, как в 1556 г. под Серпуховым. Понятно, что развитие путей сообщения в этой ситуации представляло особое значение. Вполне возможно, что люди Степана Сукина обслуживали постоялый двор и смену лошадей в Тарасово. Источники дают основание предполагать, что Иван Грозный проезжал по Бронницкому тракту не раз, так как это путь из излюбленной им Слободы на стратегический южный рубеж.

Вероятно, Тарасово существовало и до Степана Сукина, так как название происходит от личного имени владельца. Да и вообще есть основания предполагать очень древнее происхождение Бронницкого тракта. Недалеко от Бронниц археологами исследовано городище Боршева, существование которого датируется ранним железным веком, третьей четвертью 1-го тысячелетия нашей эры, XI-XIII вв. и XIV-XVII вв. Городище, с примыкающим к нему селищем, отождествляется с волостным центром Брашева (Брашевая, Брошевая), впервые упомянутом в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты около 1339 г. В более позднее время Боршева являлась центром Боршевского стана Коломенского уезда. Наиболее интересно для нас то, что рядом с городищем и селищем археологами обнаружен участок древней дороги, совпадающий с направлением Бронницкого тракта, т.е. с юго-запада на северо-восток (14). Верхние 0,4 км этого отрезка дороги проходят по части селища датируемой XIV-XVII вв., а нижние 100 метров расположены на древней территории селища, освоенной в XI-XIII вв. и продолжавшей существовать в XIV-XVII вв. Посмотрим, откуда и куда вела эта дорога, что связывала? Из рубежного Серпухова этот путь вёл в Бронницы и далее к переправе через Клязьму в Рогожах. После переправы путь раздваивался. Троицкий тракт вёл через Ямкино в Троице-Сергиеву лавру, а ещё ранее, вероятно, в древний город Радонеж – в настоящее время одноимённое село. Другой путь вёл из Рогож через Жилино-Горки в Стромынь - Александровскую Слободу – Переславль-Залесский – Ростов Великий. Есть основания предполагать, что этот путь с юга на север, вдоль правого берега Шерны (в некоторых источниках «Серна», под Переславлем «Серая») является очень древним и возможно являлся сухим путём, связывавшим Коломну и Переславь-Залесский. Но это тема отдельного исследования. Один из лучших знатоков Московского периода русской истории академик С.Б. Веселовский (1876-1952) указывал: «Радонеж, Коломна и Хотунь были древними селениями новгородцев в северо-восточной Руси. Несколько селений с такими же названиями мы находим и в настоящее время в Новгородской области» (15).

Таким образом, можно утверждать, что Бронницкий тракт был проложен не позднее 1571 г.

Итак, мы убедились, что народные предания, передаваемые из уст в уста в течении столетий, вполне могут иметь под собой реальные исторические основания. 

 

Источники:

1. В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVII ст., вып. 6. Вохонская десятина. М., 1868. С. 89-92.

2. Священник Н.Скворцов. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. Московские церковные ведомости за 1901 г. № 37. С. 436.

3. В.С. Кусов. Земли Московской губернии в XVIII веке. М., 2004.Т.1.С.35.

4. Археологическая карта России. Московская область. М.,1996. Ч.3.С.44.

5. Ф.Ф.Сидоров. Имя на местности. Альманах «Богородский край», 1996. № 2. С. 63.

6. Акты осмотров шоссейных дорог, находящихся в заведывании Московского губернского ведомства, произведённых в 1891 г. М.,1892.С.117.

7. Р.Г.Скрынников. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Смоленск. 1998. С. 435.

8. А.А. Зимин. Опричнина. М., 2001. С. 271

9. М.И. Смирнов. Историко-географическая номенклатура Переславль-Залесского края. Переславль-Залесский. 1929. С.94.

10. А.А. Зимин. С. 445.

11. П.В. Сытин. Из истории Московских улиц. М.,2000. С. 429-430.

12. О.А. Шватченко. Служилая вотчина и поместье в Московском уезде XVI-XVII вв.// Россия в средние века и новое время. М., 1999. С. 137.

13. Р.Г. Скрынников. С.122.

14. Археологическая карта России. С. 69-76.

15. С.Б. Веселовский. Подмосковье в древности. М., 2002. С.27.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank