«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

9 декабря 2014 года

Новости краеведения


Подмосковный краевед

Первый семинар по исторической географии путей сообщения Подмосковья им. П.П. Копышева. 29.11.14.

А.Ю. Послыхалин

Cегодня (29 ноября 2014 г.) в историко-краеведческом музее г. п. Фряново состоялся семинар по исторической географии путей сообщения северо-востока Подмосковья. Этот семинар запланирован как первая встреча, посвящённая столь малоизученной и интересной теме, и посвящён памяти выдающегося краеведа Петра Петровича Копышева (1904 – 2002), в каком-то смысле, впервые обратившегося к изучению этой проблематики и поставившему ряд вопросов, наразрешённых до сих пор. Мероприятие вызвало большой отклик у краеведов, историков и музейных работников Балашихи, Черноголовки, Ногинска, Фрязина, Щёлкова и Фрянова.

Вступительное слово директора музея Е.Е. Черновой, в котором был отмечен ряд методологических трудностей, мешающих краеведам и историкам в обретении консенсуса по вопросам о древних и более новых путях речного и дорожного сообщения, содержал призыв  определиться с понятиями, – названиями дорог. В разные временные периоды различные отрезки одной и той же дороги могли называться по-разному, в частности в зависимости от пункта назначения, что, в свою очередь не раз приводило и приводит в наши дни к существенной путанице и неразберихе в  этих вопросах...

После благословения нового начинания протоиереем о. Михаилом (Герасимовым) семинар был открыт сообщением известного краеведа, соредактора сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение», ученика и последователя П. П. Копышева, Михаила Сергеевича Дроздова. Душевный, содержательный, полный конкретики рассказ о жизненном пути исследователя  и его труде особенно был интересен тем присутствовавшим, кто не успел лично узнать этого выдающегося энтузиаста изучения истории родного края.  Работа П. П. Копышева «К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья» была сдана в редакцию издательства «Московский рабочий» ещё в 1977 году. Невнимание автора к развитию дорожного сообщения в советский период послужило причиной отказа в публикации, несмотря на то, что его работа, выложенная на упомянутом сайте, до сих пор во многом не потеряла своей актуальности и неизменно привлекает к себе как начинающих, так и опытных исследователей этих сложных проблем.

«Дороги – это питательные артерии и нервная сеть страны», - сказал выступавший. Хоть и сложно, но приходится признать, что в наши дни, в начале XXI века, изученность этих вопросов в центральном регионе государства всё ещё находится на уровне изучения подобных сосудистых и нервных систем Авиценной или Парацельсом.

Краевед из Ногинска (Богородска) Алексей Юрьевич Симонов посвятил своё выступление проблемам временного соотношения возникновения сухопутных дорог северо-востока Подмосковья, кратко, но на основе древних письменных источников,   осветил датировку учреждения «ямской гоньбы» (почты), посвятив большую часть выступления известной «Владимирке».

Настоятель храма Собора Иоанна Предтечи во Фрянове о. Михаил (Герасимов) представил новаторский подход к трактовке мест пролегания древнейшего сухопутного пути края с анализом «Сказания о Владимирской иконе Божией Матери», и авторской гипотезой о возможном пути следования князя Андрея Боголюбского из Вышгорода в Суздальскую землю в 1155 году с иконой Божией Матери (Владимирской) через Шерну-городок. Статья отца Михаила, посвящённая его гипотезе была опубликована в нашем журнале.

Импровизированным сообщением завершил выступления докладчиков известный  краевед, соредактор сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение» Евгений Николаевич Маслов, выступивший с предложением при новых встречах включить в круг «дорожной проблематики» вопросы дорожного и шоссейного строительства XIX – XX вв., а также внушительный пласт исторических документов, связанных с историей прокладки и функционирования железных дорог края. Приведя увлекательную, хоть и очень краткую, хронологию железнодорожного строительства, докладчику удалось донести до слушателей высокую актуальность исследований в этом тематическом русле. По предложению Е.Н. Маслова к участию в последующих семинарах будут приглашаться заслуженные дорожники-строители, геодезисты и железнодорожные работники.

Не со всеми утверждениями докладчиков, на наш взгляд, можно согласиться, но для того и создан семинар, чтобы в общем «мысленном котле» ведущие знатоки истории края могли бы в общении с соратниками, проверить собственные гипотезы, дополнить их, или попытаться, благодаря живой дискуссии, открыть для себя другие уровни понимания исследуемых вопросов.

В том, что первая конференция, посвящённая дорогам Подмосковья,  прошла во Фрянове, содержится определённый символ. Фряновское шоссе [P-110], ответвляющееся от Щёлковского шоссе [А-103; до того – бывшей «Стромынки»], заканчивается во Фрянове, не имея соединения с Московским Большим кольцом [А-108], являясь тупиковой веткой. Будем же надеяться, что начавшееся в дорожном тупике живое обсуждение истории дорог, в тупике не останется.

 

Р.S. Скрипучий и ворчливый, как всегда по приближающимся холодам, старый деревянный усадебный дом конца XVIII века, усадьба Фряново, подобен скрипке, созданной позабытым и давно почившим итальянским мастером, под мастерство одного лишь виртуоза-скрипача, навыки игры которого давно потеряны. Когда добрые ценители бережно берут эту скрипку в тёплые руки, хоть и не умея играть на ней, но, хотя бы, не дёргая понапрасну струн, если прислушаться, можно оторопеть от позабытых мелодий, которые она сама начинает тихонько доносить до нас эхом давних времён.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.