«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

12 декабря 2012 года

Труды наших земляков

Поэзия, сближающая человеческие души…

К 120-летию со дня смерти А.А. Фета

К. Лихачев

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (23.11 (5.12) 1820 – 21.11 (3.12) 1892/, замечательного представителя золотого века русской поэзии, будет вызывать трепет человеческих душ до тех пор, пока будет живо высокое чувство любви и не угаснет очарование прекрасной русской природы, в полноте ее гармонии и постоянстве ее перемен. Понимая эти этические и эстетические потребности общества, издатели и в наше время печатают и произведения поэта и различные комментарии к его жизни и творческому наследию. Назову лишь некоторые публикации последнего периода: «Лирика: стихотвореия» в «Золотой серии поэзии» (М.: Эксмо, 2009-384 с.), «100 русских поэтов» (С.-Пб.: ООО «Золотой век», 2003-366 с.), «Большая литературная энциклопедия» (М.: Олма пресс, 2005 - 847 с.), «100 великих русских писателей» (М.: «Вече», 2010 - 430 с.).

Мастер стиха обрел бессмертие в замечательной энциклопедии – «Хронике человечества» (составитель Бодо Харнберг, М.: «Большая энциклопедия», 1996 - 1200 с., см. с. 845), где его сочинения рассматривается как предтеча серебряного века русской поэзии. Наверное, наиболее полную и объективную оценку всего созданного выдающимся орловцем с присущей ему проницательностью дал Л. Н. Толстой: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»

А началось все в 1820 году, когда обуреваемый пылкой любовью, орловский дворянин А.Н.Шеншин за два месяца до рождения мальчика, увез из Германии его мать – Каролину – Шарлотту Фёт на свою родину, зарегистрировав свой брак по лютеранскому обычаю, а не по православному, как того требовали российские законы. Сыну Афанасию, вошедшему в русскую литературу по фамилии, несколько отличавшейся от материнской – Фет, пришлось более полувека исправлять юридические ошибки своего отца. Только по распоряжению императора Александра II ему была возвращена родовая фамилия – Шеншин и дворянское звание. (Замечу в скобках о том, что отечественная бюрократия могла сохранять неприступность занимаемых позиций во все времена!). Вплоть до долго ожидаемого воцарения справедливости поэт испытывал непомерные моральные страдания из-за своего юридически незаконнорожденного происхождения и неопределенности гражданского статуса. Утешение нравственным терзаниям молодой человек находил в поэзии.

Справедливости ради надо сказать, что орловская земля щедро одарила русскую литературу талантами, дав ей кроме А.А. Фета, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина и др. Да и наш великий гений – Л.Н. Толстой большую часть жизни провел недалеко от Орловщины – в Ясной Поляне.

Учеба будущего поэта проходила в немецком пансионе в городе Верро (ныне Выру в Эстонии), а затем в 1838-1844 гг. на словесном отделении Московского университета. Как вспоминал сам Афанасий Афанасьевич: «Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи». В студенческие годы А.А. Фет подружился с другим начинающим поэтом и будущим критиком Аполлоном Григорьевым, автором бессмертной «Цыганской венгерки» («Две гитары, зазвенев, жалобно заныли»). Оба входили в кружок любителей поэзии и философии, участниками которого были: Я.П. Полонский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, В.А. Черкасский и другие, ставшие известными в России людьми в литературе, науке, общественной жизни. Молодой орловец, находясь во власти поэтических грез, уже в 1840 году выпустил первый сборник стихов «Лирический пантеон». Помещенные в нем произведения были поиском собственного пути и постановкой голоса в безбрежном мире поэзии. После первой книги последовало регулярное печатание фетовских стихотворений в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Уже в самом начале своего литературного поприща поэт становится известен такими произведениями как: «Печальная береза», «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом», «Чудная картина», «Теплым ветром потянуло», «Я пришел к тебе с приветом» и другие. Вот строчки, знакомые со школьной скамьи:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет. (1843)

Эти стихи пронизаны солнечным светом, свежим воздухом, радостью бытия, очарованием родной природы, вызывающими творческий порыв и желанием поделиться переполняющим душу счастьем с любимым человеком.

Уже в 1843 году первые творческие успехи студента отметил В.Г. Белинский. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», - написал он в одном из своих литературных обзоров.

После окончания университета молодой словесник поступил на военную службу в Кирасирский полк, располагавшийся в Херсонской губернии. Именно через военную карьеру можно было быстрее всего восстановить свое доброе имя и дворянское звание…

Целых 8 лет забрала у А.А. Фета армия. В глухой херсонской провинции в отличие от Петербурга и Москвы трудно было отыскать людей, увлекающихся поэтическим творчеством. К тому же в связи с гибелью М.Ю.Лермонтова в русском обществе начал угасать интерес к поэзии, уступая место первоклассной прозе Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина... Да, что говорить: сам великий поэт Н.А. Некрасов стал писать романы.

В Херсонской губернии произошла встреча кирасира с дочерью небогатого помещика Марией Лазич. Возникла взаимная любовь… В 1853 году в Елисаветград приезжал с концертами великий венгерский пианист и композитор Ференц Лист. Находясь под впечатлением его необыкновенно задушевной музыке и проникновенного, виртуозного исполнения, поэт записал в альбом возлюбленной стихотворение:

 

Какие-то носятся звуки

И льнут к моему изголовью.

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

 

Казалось бы, что ж? Отзвучала

Последняя нежная ласка,

По улице пыль пробежала,

Почтовая скрылась коляска...

 

И только... Но песня разлуки

Несбыточной дразнит любовью,

И носятся светлые звуки

И льнут к моему изголовью.

 

Трепетная любовь, о которой говорилось в стихах, закончилась трагической разлукой, потому что молодой офицер посчитал, что счастливый брак невозможен из-за бедности возлюбленных. Поэт предпочел добиваться богатства в будущем, а не довольствоваться бедной семьей в настоящем. Вскоре Мария погибла от неосторожно брошенной спички. Но большинство историков литературы считают, что это было горестное самосожжение… А.А. Фет всю жизнь помнил об этой трагической судьбе и посвятил своей любимой прекрасные стихи: «Измучен жизнью, коварством надежды» (1864), «В тиши и мраке таинственной ночи (1864), «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» (1854), «Как много, Боже мой» (1850), «Следить твои шаги, молиться и любить» (1850) и др. Как несказанно обогатили русскую поэзию эти написанные кровью сердца строки!

В 1853 году А.А. Фету удалось перевестись из глухой провинции под Петербург в лейб- уланский полк. Это давало возможность бывать в столице и общаться с петербургскими литераторами. Особенно близко сошелся он с И.С. Тургеневым, ставшим его литературным советником. Автор «Отцов и детей» весьма высоко отзывался о произведениях своего подопечного и утверждал в 1855 году, обращаясь к нему: «Что вы мне пишите о Гейне? Вы выше Гейне, потому шире и свободнее его».

1854 – 1859 были для А.А. Фета годами большого творческого подъема и успеха у читательской публики. В 1856 г. вышло собрание его стихотворений, встреченное в печати одобрительными статьями. Вдохновленный удачей, он пытается стать профессиональным литератором, но безуспешно: демократические круги все более и более тяготились поэзией, лишенной какого-либо социального содержания и идеологии. Передовую общественность того периода волновали вопросы политические, она настойчиво искала в литературе ответы на вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?», «С чего начать?». В этих условиях офицер решает оставить поэзию. В 1857 году он женится на М.П. Боткиной, сестре известного литературного критика, взяв за невестой большое приданое. Таким образом, его мирская мысль о богатстве вроде бы начала сбываться. Через год последовала отставка из армии. А еще через два приобретается в родном Мценском уезде Орловской губернии 200 десятин земли, и хозяин их затворяется в своем помещичьем хозяйстве на целые 17 лет, лишь зимой наезжая в Москву. Теперь его перо посвящалось ведению сельского хозяйства, о чем орловский землевладелец рассказывал на страницах журнала «Русский вестник» в «Записках о вольнонаемном труде» и очерках «Из деревни».

Благодаря неимоверному труду и унаследованной по материнской линии немецкой аккуратности, дворянину из Мценского уезда удалось значительно увеличить свое материальное состояние, что позволило приобрести сначала дом в Москве, а затем в 1887 году – большое имение в Курской губернии, с роскошной усадьбой и прекрасным старинным парком. Богатство достигнуто, а здоровье оказалось расстроенным – он страдал тяжелым удушьем. Кроме того, его постоянно мучила возможность захворать душевным заболеванием, от которого страдала его мать, две родные сестры и два племянника. Понимая, что остатки здоровья надо беречь, А.А.Фет передает свое хозяйство управляющему и возвращается к литературным занятиям, хотя, по большому счету, он их и никогда и не бросал, а занимался переводами. С его помощью по-русски заговорили все сочинения Горация, а также избранные – Ювенала, Катулла, Табулла, Овидия, Проперция, Вергилия, Персия, Плавта, Шопенгауэра, Гете.

В 1883 году мастер слова выпускает новый сборник стихов «Вечерние огни». А затем с разрывом в два-три года еще три небольшие книжечки под тем же заголовком. В 1890 г. увидели свет его мемуары «Мои воспоминания», а в 1893 посмертно – «Ранние годы моей жизни».

21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1892 год после неудачной попытки самоубийства, не дожив 2 дней до своего 72-летия, поэт умер от разрыва сердца…

А.А. Фет – выдающийся мастер русской поэзии. Но его емкое слово в необычайно тонких деталях и нюансах передает мимолетность и изменчивость впечатлений от прекрасных, незабываемых картин русской природы, восторженность перед женской красотой, сложные, чаще пессимистические философские размышления о жизни и предназначении человека в условиях жестокого окружающего мира. В каждом времени года поэт находит свои краски и свою прелесть. А вот как волнующе изображена борьба зимы и весны:

 

Была пора, и лед потока

Лежал под снежной пеленой,

Недосягаемый для ока

Таился речки бег живой.

Пришла весна, ее дыханье

Над снежным пронеслось ковром,

И стали видны содроганья

Струи, бегущей подо льдом.

 

Фетовское умение зорко вглядываться в окружающий мир, способность передать поэтическими образами впечатление от различных состояний природы многие литературоведы сравнивают с творчеством французских импрессионистов. В любовной лирике для поэта характерны романтическое отношение к женщине, обаяние ее внешнего облика и ее духовного мира. А вот в одном из стихотворений природа и любовь соединились:

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря

И лобзания и слезы,

И заря, заря! (1850)

 

Названные направления творчества яркого представителя золотого века русской поэзии во многом были ориентиром для создателей последующего серебряного. По крайней мере, их поэтический мир включает и картины русской природы и переросшее в культ обожание Прекрасной Дамы.

Поэзия А.А. Фета обладает удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи сочиняли романсы многие русские композиторы, среди которых: П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Е. Варламов, П.П. Булахов, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев.

Признанный литературный мастер отчетливо понимал важную роль для человеческого общества, казалось бы, такого незатейливого занятия как умения «плести рифмы», разумеется, если оно выполнено талантливо. Вот как об этом он писал в воспоминаниях «Ранние годы моей жизни»: «…Ничего не сближает людей так, как искусство, вообще – поэзия в широком смысле слова. Люди становятся чутки и чувствуют, и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов недостаточно».

Поэту принадлежит несколько произведений о назначении стихов, напомню самое значительное из них:

 

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

 

Какое глубокое стихотворение, состоящее всего из одного предложения.

Таким незабываемым талантом и вошел в русскую литературу А.А.Фет, умевший тонко и нежно преобразовать очарование окружающего мира в хрустальную музыку поэтических пейзажей, живописать извивы и высокую романтику человеческих отношений, обладать чудесными качествами - «чужое вмиг почувствовать своим» и «усилить бой бестрепетных сердец».

Нам, живущим в 21-м веке остается немногое: хотя бы иногда припадать, как к живительному источнику, к творчеству незабываемого таланта, чтобы очистить душу от налета «свинцовых мерзостей жизни», чем, к сожалению, полнится наша повседневная действительность.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.