«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

10 января 2012 года

Новости краеведения Богородские староверы

X Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

 

Первая такая конференция была проведена в Боровске в декабре 1990 года в музее у Виктора Ивановича Осипова, но отсчет был начат только в 1995 году при возобновлении конференций уже в Москве, где они в основном и проходили (в 2009-м, правда, этой чести удостоился и Великий Новгород).  И вот уже успешно завершилась  10-я! Мы участвовали в первой («нулевой») в Боровске, а потом уже в 2000-е годы в Москве, на Рогожском поселке. Хоть и задним числом, публикуем программу последней (по времени, конечно, а не в смысле …) Конференции и несколько фотографий с нее. Приятно было увидеть в Институте им. Лихачева наших старых знакомых В.И. Осипова, Е.А. Агееву, С.С. Михайлова (он подарил редакции очередные свои труды, за что благодарим его), Констанцию Доулинг из Дублина и ее московскую помощницу Екатерину Михаилину, старообрядцев и исследователей старообрядчества из Ржева и пос. Б.Мурашкино Нижегородской обл. (с родины Аввакума). Жаль, что не увидели мы уважаемых Е.М. Юхименко и В.Н. Анисимову. Ну, еще вроде не Конец Света. Хотя, как и сказать…

РАБОТА КОНФЕРЕНЦИИ

15 ноября (вторник)

Открытие конференции – 11.00

 

Приветствия:

Корнилий, Митрополит Московский и всея Руси РПСЦ

Веденин Юрий Александрович,
д.географ.н., директор научно-исследовательского Института природного и культурного наследия им Д.С. Лихачёва, г. Москва

Касаткин Леонид Леонидович,
д.филолог. н., профессор, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, руководитель Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов

 

Пленарное заседание11.30–13.00

(Председатели: Л.Л. Касаткин, В.И. Осипов)


Аполлинарий; епископ Курский
«Камо идеши..»: беглый взгляд на острые вопросы древлеправославной церкви от церковного раскола XVII в. до наших дней

О. Евгений Чунинпротоиерей, директор Московского духовного училища РПСЦ, г. Москва
Опыт участия старообрядческой церкви в осуществлении государственной программы введения школьного курса ОРКиСЭ

Керов Валерий Всеволодович
д.и.н., проф., проф. кафедра истории России Российского университета дружбы народов, г. Москва

Социоконфессиональные факторы старообрядческого хозяйствования в XVIII–начале ХХ в.

Никитина Серафима Евгеньевнад.филол.н. ведущий н.с., Институт языкознания РАН, г. Москва
Об идентичности, самоидентификации и идентификаторах в конфессиональных культурах (на материале современного старообрядчества)

Чернов Михаил АлексеевичМосква
Народная икона и старообрядчество

13.00–14.00 – перерыв
14.00–17.00 – работа секций

 

Секция 1

История старообрядчества

(Председатели: Агеева Е.А., Керов В.В.)


Старицын Александр НиколаевичИНИОН РАН, г. Москва
Анзерские старцы

Сироткин Сергей Васильевичведущий специалист, Российский государственный архив древних актов, г. Москва
О почитании мощей отца Софонтия

Морохин Алексей Владимировичк.и.н., доцент, зав.кафедрой историографии и источниковедения ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Ещё раз о самосожжениях нижегородских старообрядцев в 1670 – х гг.

Окладников Николай Анатольевичкраевед, действительный член Русского географического общества
Предали себя огню во имя сохранения «древлего благочестия» (О массовых самосожжениях старообрядцев в Мезенском уезде и на Печоре в 1742, 1743 и 1744 гг.)

Бородкин Александр Викторовичк.и.н., Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль
«Он царя и градского суда не боитца». К вопросу о первых старообрядцах Ростовской епархии

Сазонова Наталия Ивановнад.филос.н., к.и.н., Томский государственный педагогический университет
Литургическая реформа патриарха Никона и благочестие Московской Руси

Мартазова Светлана ФёдоровнаБольшемурашкинский историко-художественный музей
Родина огнепального Аввакума: прошлое, настоящее

Самойленко Александра Ивановна
н.с. МУК «Поимского историко-архитектурного музея Белинского района Пензенской области»
Поим — центр старообрядчества Пензенской губернии и Поволжья

Морохин Алексей Владимировичк.и.н., доцент, зав. кафедрой историографии и источниковедения исторического факультета Нижегородского Государственного Университета имени Н.И. Лобачевского;
Бабанина Оксана Владимировнаассистент кафедры историографии и источниковедения исторического факультета Нижегородского Государственного Университета имени Н.И. Лобачевского
Старообрядческая часовня Городца екатерининской эпохи отечественной историографии XIX–начала XXI вв.

Еремеев Павел Викторовичг. Харьков, Украина
Половозрастная структура старообрядческого населения Харьковской губернии в 1825–1855 гг.

Хрушкая Любовь Николаевна
главный специалист отдела документов по личному составу (ОДЛС) Госархива Архангельской области

Старообрядцы-узники Соловецкого ставропигиального монастыря. (Материалы к исследованию)

Расков Данила Евгеньевичк.и.н., доцент кафедры экономической теории СПб.ГУ
Экономико-статистические сведения о новгородском староверии по разысканиям Арсеньева

Машковцева Виктория Вячеславовна
к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета
Старообрядцы Вятской губернии второй половины XIX–начала XX вв.: обзор источников

Марков Алексей Петрович – историк, г.Москва;
Михайлов Сергей Сергеевич – Музей истории и культуры старообрядчества, г. Москва
Поминовский старообрядческий приход в Гуслицах и кладбище на «Богомоловой горе»

Михайлов Сергей СергеевичМузей истории и культуры старообрядчества, г. Москва
Об индентификации старообрядческих микрорегионов Западной Мещёры

Гуменный Ионк.и.н., Кишиневский Государственный Университет, Молдова
Старообрядцы Бессарабии во время царствования императора Николая I

Толстова Галина Александровна к.филолог.н., ст.н.с., Красноярский краевой краеведческий музей, г. Красноярск
Старообрядческие согласия Приенисейской Сибири

Костров Александр Валерьевич
д.и.н., доцент кафедры Современной отечественной истории Иркутского государственного университета
Статистика старообрядческих согласий Забайкалья в начале XX в.

Безгодов Алексей Александрович заместитель председателя Культурно-Паломнического Центра им. протопопа Аввакума
«Путинская вера». Староверы часовенного согласия в Верхокамье к началу XXI в.

Ершов Виктор Петровичк.п.н., доцент кафедры. философии Карельского государственного педагогического университета, чл.-корр Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник культуры РК
1. Церковное рейдерство...
2. Монастырская ссылка…


Дроздов Сергей Михайловичкраевед, ИнЭПХФ РАН, г. Черноголовка Московской обл.;
Маслов Евгений Николаевичкраевед, г. Ногинск
Старообрядчество Богородска-Ногинска с 1917 г. по настоящее время: предварительный исторический обзор


Наградов Илья Сергеевичк.и.н., заведующий научно-информационным отделом Костромского музея-заповедника, г. Кострома
Уренский мятежный дух: два восстания костромских крестьян-старообрядцев

Апанасенок Александр Вячеславович
д.и.н, доцент кафедры истории и социально-культурного сервиса Юго-Западного государственного университета, г. Курск

Апанасенок Елена Сергеевна
аспирант кафедры истории и социально-культурного сервиса Юго-Западного государственного университета, г. Курск

«Осколки старого мира» в социалистической деревне: сельские древлеправославные общины Курского края в 1920-е–1980-е гг.

Рогинский Ростислав Маратович
магистрант, УО Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Беларусь.
Старообрядчество Гомельщины и советская власть в 1920–1930 гг. (По архивным данным и устным источникам)

Агеева Елена Александровнан.с. Музея истории МГУ г. Москва
Репрессии 1920-30-х годов против старообрядцев Богородского края ( по материалам уголовно-следственных дел ГАРФа)

Шевнин Иван Леонидович
краевед, действительный член Русского географического общества, учитель гимназии №7, г. Хабаровск

Вымышленный «Всероссийский союз старообрядческих братств» на Дальнем Востоке в материалах дела ПП ОГПУ ДВК 1933 г.

Лунева Ольга Константиновнаст. преподаватель Одесского национального экономического университета, г. Одесса, Украина
Хозяйственная деятельность липован Измаильской области в 1940–1941 гг.

Ляпунов Александр Иванович (о. Петр) настоятель МРО «Старообрядческая Поморская община г. Нарьян-Мара» ДПЦ;
Елисеева Елена Анатольевнастарший научный сотрудник Окружного государственного учреждения «Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск» г. Нарьян-Мар;
Николаев Андрей Сергеевич - научный сотрудник Окружного государственного учреждения «Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск» г. Нарьян-Мар
История образования Древлеправославной Поморской старообрядческой общины в низовьях Печоры

Алексеев Пётр петрович
директор Института Староверия Латвии, председатель староверческого общества им. И.Н. Заволоко, г. Рига, Латвия

Староверие в странах Балтии в условиях современности

Дегтярев Василий Мартиновичпредседатель Совета культурно-просветительной ассоциации старообрядцев Литвы, г. Вильнюс
Старообрядческое общество Литвы – 5 лет. Итоги и перспективы

 

Секция 2

Историография. Философия

(Председатели: Аторин Р.Ю.)


Молзинский Владимир Владимировичд.и.н., к.искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Международной академии наук высшей школы, заведующий кафедрой истории музыки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Николай Иванович Костомаров и его концепция старообрядчества

Харитонов С.С.н.с. Камешковского районного историко-краеведческого музея Владимирская область
Взгляды писателя-народника И.Н. Харламова на проблему церковного раскола XVII в.

Маслова Юлия Валерьевнаc.н.с. Государственного музея А.С. Пушкина, г. Москва
Старообрядчество в творчестве И.С.Тургенева

Маджаров Александр Станиславовичд.и.н., профессор Иркутского госуниверситет
Религиозный раскол русской православной церкви: концепция Н.А. Бердяева

Архипова Екатерина Анатольевнапреподаватель кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, г. Москва
Антиреигиозная пропаганда и изучение строобрядчества в 20-30-е гг. XX в.

Веремеев С.Республика Беларусь
История старообрядчества в белорусской историографии советского и периода

Аторин Роман Юрьевич к.философских н., г. Москва
Жизнь и творчество протопопа Аввакума: религиозно-философский подход

Семибратов Владимир Константиновичк.культурологии, доцент Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института, член Союза писателей России и Союза журналистов России, Национального союза библиофилов
Е.Д. Петряев как исследователь жизни и деятельности протопопа Аввакума

Кирсанов Андрей Николаевичк.и.н., доцент кафедры философии Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), г. Москва.
Кирсанова Светлана Анатольевнапреподаватель кафедры права и социально-культурной деятельности Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства (МГАКХиС), г. Москва.
Старообрядчество и русский этнос: системный подход

Тарасов Борис Юрьевичк.и.н., публицист, имеет режиссерское и художественное образование, член Международного Художественного Фонда
Русское старообрядчество и Российское государство – современный взгляд на проблему

Климина Наталияdoctoral candidate Free University of Berlin (Germany)
Американский пуританизм и русское старообрядчество: исследование религиозных корней предпринимательской этики на примере семей текстильных фабрикантов в Бостоне и Москве

Ружинская Ирина Николаевна
к.и.н., доцент кафедры истории дореволюционной России Петрозаводского государственного университета
История староверия в формате Единого государственного экзамена

Секция 3.

Генеалогия. Персоналии

Председатели: Ружинская И.Н., Пригарин А.А.


Трусов Владимир Александровичг. Первоуральск, Свердловская обл.
Потомки протопопа Аввакума на Урале

Данилко Елена Сергеевнад.и.н., ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва
«Аркадий Беловодский» и «беловодское согласие» на Урале (по материалам одного следственного дела)

Батуев Станислав Владимировичдиректор МУК-Куртамышский краеведческий музей им. Н.Д. Томина
Родословие Зауральских старообрядцев-поморцев Тельминовых

Юхименко Елена Михайловнад. филол.н., ГИМ, г. Москва
Купцы Царские и их вклад в историю старообрядчества и русскую культуру

Давыдова Ирина Исаговнаискусствовед, ст.н.с. Музея А.М. Горького ИМЛИ РАН
С.П. Рябушинский: в поисках русской старины и вечной красоты

Доулинг КонстансPhD Dissertation (Университет Дублина, Тринити колледж), Ирландия
Жизнь одной московской староверки и её окружение в послереволюционной Москве

Майоров Роман Александрович к.и.н., преподаватель Московского Старообрядческого Духовного Училища
К вопросу о переходе старообрядческого епископа Сергия в единоверие

иг. Кирилл (Сахаров)настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
К 25-летию трагической кончины о. Евгения Бобкова

Секция 4.

Язык. Фольклор. Книжность

Председатели: Юхименко Е.А., Глушковски М.


Пасько-Конэчняк Дорота (Dorota Pasko-Koneczniak)
к.н., Институт Славянской Филологии, Университет Николая Коперника, Торунь, Польша

Лексические особенности русского говора старообрядцев проживающих в Польше в контексте развития цивилизации

Глушковски Михалк.ф.н., Университет Николая Коперника в Торуни, Институт славянской филологии, Польша
Кому нужен говор польских старообрядцев? Социальные и культурные функции употребления традиционного языка

Зюлковска Магдаленамагистр, Университет Николая Коперника в Торуни, Институт славянской филологии
Антропонимика старообрядцев в Польше

Королёва Елена Евгеньевнад.филолг.н., Даугавпилский университет, Литва
Вокативы и вокативные междометия

Мурашова Наталья Сергеевнак.искусствовед., ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет
Духовные стихи о священномученике и исповеднике протопопе Аввакуме

Волкова Татьяна Фёдоровнак.филол.н., Сыктывкарский государственный университет, г. Сыктывкар
Сочинения Аввакума в составе печорских рукописных сборников

Кляус Владимир Леонидовичд.филолог..н., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Сообщение Аввакума о Большом Змее в свете тунгусских и бурятских преданий

Маёрова Ксения Владимировна к.филол.н., профессор, Российский университет дружбы народов,
Кафедра русского языка и методики его преподавания, г. Москва

Духовные стихи в современной культуре и картине мира алтайских старообрядцев (по материалам диалектологических экспедиций 1953–2010 гг.)

Матвеева Руфина Прокопьевнад.филол.н., ведущий научный сотрудник
Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ
Поэзия заговоров в традиционной фольклорной культуре старообрядцев Забайкалья

Тихонова Елена Леонардовнак.филол.н., доцент, старший научный сотрудник отдела литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ
«Устная история» одного старообрядческого села (на примере преданий и устных рассказов жителей с. Хасурта Республики Бурятия)

Канева Татьяна Степановнак.филол.н., доцент, руководитель учебно-методического центра по традиционной народной культуре, Сыктывкарский государственный университет
Устные рассказы о старообрядцах и старообрядчестве в современных полевых записях Сыктывкарского университета из Усть-Цилемского района Республики Коми

Бахтина Ольга Николаевнад.филол.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы Томского государственного университета
Письмо на бересте в ХХ в. как социокультурный феномен

Дутчак Елена Ерофеевнад.и.н., профессор кафедры отечественной истории Томского государственного университета
Кириллические книжные собрания и их владельцы: сравнительный анализ конфессиональных стратегий староверия

Потехина ЕленаВарминско-Мазурский университет в Ольштыне, Польша
Прецедентные тексты в культуре мазурских старообрядцев: задачи научного описания

Квилинкова Елизавета Николаевнад.и.н., Институт Культурного наследия Академии наук Республики Молдова
Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы

Ярошевич-Переславцева Зоя, Ожеховска ИоаннаВарминско-Мазурский университет в Ольштыне, Польша
Стеганография в старообрядческих книгах из коллекции Войновского монастыря

Орлова Ольга ОлеговнаРоссийский государственный гуманитарный университет (РГГУ), преподаватель
Религиозная составляющая образа врага (по старообрядческим повествованиям о патриархе Никоне)

Богданов Владимир Павловичк.и.н., Межкафедральная археографическая лаборатория МГУ
К вопросу о переходе экземпляров дониконовских кириллических изданий из церковных библиотек в руки старообрядцев

Есипова Валерия Анатольевнад.и.н., отдел рукописей и книжных памятников, Научная библиотека, Томский государственный университет
Старообрядческие рукописи XVIII – первой половины XIX в. в коллекции ОРКП НБ ТГУ: динамика репертуара

Сморгунова Елена Михайловнак.филолог.н., г. Москва
Богослов Дионисий Ареопагит в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном»

Михайлова Мария Васильевна – аспирант кафедры русской и общей филологии Сыктывкарского университета, г. Сыктывкар
Сказание о Давиде и Сауле в списках печорского книжника XIX в. И. С. Мяндина

Станкевич Григорий Павловичпреподаватель общественных дисциплин Колледжа
Сумского национального аграрного университета (Украина)

Новый источник по истории Стародубско-Черниговских слобод

Иванов Илларион Ивановичпредседатель Старообрядческого общества Латвии, руководитель Издательского отдела
Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, г. Рига (Латвия)

Публикация новых источников по истории рижских староверов

Ровнова Ольга Геннадьевнак.филол.н., старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН,
секретарь Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов

Автор современной старообрядческой рукописи из Южной Америки как лингвист

Анисимова Вера Николаевнак.физ-мат.н., Институт кристаллографии РАН
«Пора признать историческую правоту старообрядчества». Из переписки П.И.Власова с В.И.Малышевым

Чудинова Галина Васильевнак.филол.н., доцент
Мотив преодоления испытаний в книге Г.В. Чудиновой «Рассказы о староверах»

иг. Кирилл (Сахаров)настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
Опыт совершения таинства крещения по старому обряду

Секция 5.

Традиции. Обряды

Председатели: Данилко Е.С., Кляус В.Л.

Хирьянова Людмила Васильевнак.философских н., Белгородский университет потребительской кооперации, г. Белгород
Основные этические категории старообрядческого мировоззрения

Островский Александр Борисович – д.и.н., ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея (СПб.)
Часовенные Урала: специфика обрядности

Королькова Людмила Валентиновна к.и.н., Российский этнографический музей
Старообрядческая д. Лавния (Лен.обл). Опыт комплексного историко-этнографического исследования

Аргудяева Юлия Викторовнад.и.н., профессор, Учреждение Академии наук Институт истории, археологии и этнографии
народов Дальнего Востока ДВО РАН

Русские старообрядцы в штатах Аляска и Орегон США

Бушнелл Джон (John Bushnell)д.и.н., Нортуэстернский ун-т (Department of History Northwestern University Evanston), USA
Половое воздержание и целибат в приходе Купля Гороховецкого уезда Владимирской губернии в 1750-е–1830-е гг

Фурсова Елена ФедоровнаИнститут археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск
Образ жизни и семейные предания сибирских старообрядцев Саблиных-Серебрянниковых

Шитова Наталья Ивановнак.и.н., Горно-Алтайский государственный университет
Этническая история старообрядцев Уймонской долины Горного Алтая в старообрядческих нарративных источниках (по материалам рукописей Т.Ф. Бочкарева

Бардина Прасковья Елизвовна (Пана Елизаровна)к.и.н., ст.н.с. отдела археологии и этнографии Музея г. Северска
Старообрядцы в Нарымском крае (по этнографическим сборам 1982 г.)

Романова Наталья Ивановнак. культурологии, доцент кафедры философии, права и соц.-политических дисциплин
Кемеровского ГУКИ

Роль Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника в сохранении культурного наследия старообрядчества Рудного Алтая

 

Секция 6.

Старообрядческое пение. Иконопись

Председатели: Денисов Н.Г., Чернов М.А.


Полозова Ирина Викторовнад.искусствоведения, профессор кафедры истории музыки
Саратовской государственной консерватории

Старообрядческие церковно-певческие центры Саратовской губернии (XVIII–начала XX вв.) и их рукописное певческое наследие

Денисов Николай Григорьевич
д.искусствовед., начальник отдела филологии и искусствознания РГНФ (при правительстве РФ), г. Москва
К вопросу о типологии южной традиции старообрядческой культуры

Казанцева Татьяна Генриховна
к. искусствоведения, ст.н.с. Отдела редких книг и рукописей Государственной научно-технической библиотеки
Сибирского отделения Российской академии наук, доцент кафедры истории музыки
Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки
Староверы-часовенные Нижнего Енисея: бытовой уклад, литургическая практика, духовно-певческая культура (по материалам полевых исследований)

Пивоварова Надежда Валерьевна
ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея (Спб.)
Старообрядческие иконы в коллекции Н.П. Лихачева

Котрелёва (Игнатова) Татьяна Викторовна
аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии Художеств, Москва
«Образ-страдание...» Судьба одного шедевра старообрядческой иконописи

Гребенюк Татьяна Ефимовнаискусствовед, г. Москва
Новооткрытая икона «Преподобный Паисий Великий»

Осипов Виктор Иванович директор Центра истории и культуры старообрядчества, г. Боровск
Боровские старообрядцы и местные святые и чудотворные иконы

Пуцко Василий ГригорьевичГУК «Калужский областной художественный музей», г. Калуга
Иконопись и старообрядческое медное литье

Мутина Анна Савильевнахудожник-реставратор, Государственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург;
Николаева Елена Николаевна ст. н.с., Государственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург
К вопросу об атрибуции старообрядческих облачений из собрания Государственного музея истории религии

 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.