Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Образовательные научно-практические чтения"Кузнецовский фарфор. Художественные традиции и культурное наследие"

Программа. Культурное наследие. Теория и практика. Обращение участников.

 

МОСКОВСКАЯ область 

администрация ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО муниципального района

Районное управление образования

ПК «ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР»

Моу дод «дом детского и юношеского туризма и экскурсий»

воскресная школа храма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

  

Кузнецовский фарфор. Художественные традиции и культурное наследие

 

Образовательные

Научно-Практические Чтения

2008 г.

 

П Р О Г Р А М М А

образовательных научно-практических чтений

 

Дата и время проведения – 10.10.2008 г. с 10-00 до 16-00

Место проведения – Воскресная школа храма Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

 

9.00 – Регистрация участников.

10.00 – 13.00 Первое заседание

Первое заседание

Регламент: Вступительное слово – 5 мин.

Доклад – 10-15минут

Выступления – до 5 мин.

1.   Вступительное слово: Цель и задачи чтений Обрубов Михаил Михайлович, художник по, фарфору, инструктор-методист ДДЮТ;

2. Современное положение Дулёвского фарфора (выступление) Кочеткова Надежда Васильевна , зам. Председ. Правления ПК «Дулёвский фарфор» (г. Ликино-Дулёво);  

3. Сохранение культурного наследия (выступление)  

Андреева Лидия Владимировна , заслуженный деятель искусств России, канд. искусствоведения, Зав. отделом ДПИ государственного музея-заповедника Царицыно (г. Москва).  

4. Авторский фарфор, как художественное явление (доклад) Обрубова Галина Николаевна, художник по фарфору, член творческого союза художников России, педагог-организатор МОУ ДОД ДДЮТ (г. Ликино-Дулёво).

5. Художественная лаборатория ПК «Дулёвский фарфор» (выступление) Карпов Алексей Алексеевич , ведущий художник ПК «Дулёвский фарфор»;

6. Музей и краеведение (доклад) Протоиерей Олег Пэнэжко, настоятель храма Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (г. Ликино-Дулёво).

7. Проблемы финансирования (выступление) Яснецов Юрий Владимирович , Генеральный Директор ЗАО «Кузнецовский фарфор»;

8. Власть и культура ( выступление) Горшкова Екатерина Леонтьевна , Засл. работник культуры (г. Москва);  

9. Коллекция дулёвского фарфора в собрании Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея Левкоева Марина Михайловна , научный сотрудник Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея (г. Орехово-Зуево);  

10. Культурное наследие. Теория и практика (доклад) Обрубов Михаил Михайлович , член Союза художников России, инструктор-методист МОУ ДОД ДДЮТ (г. Ликино-Дулёво).

 13.00 – Чаепитие

 14-00 . Экскурсия в храм Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и посещение краеведческого музея при храме.

 15-00 –16-00 Круглый стол участников Чтений (Городской краеведческий музей )

 16 –00 Закрытие Чтений, отъезд участников.

 

ОРГКОМИТЕТ

142600 г. Орехово-Зуево, Октябрьская пл. 2, Администрация Орехово-Зуевского муниципального района. Председатель Оргкомитета Рыженков Сергей Геннадьевич. Тел: 8(4964)120-377

 

142671 г. Ликино-Дулёво Московской обл., ул. 1 мая, д. 12. Дом детского и юношеского туризма и экскурсий.

Тел: 8(4964)145-603,

Инструктор-методист Обрубов М.М. Тел.: 8(4964) 140-151

 

Культурное наследие. Теория и практика

 

В наше время значительная часть российского общества озабочена сохранением культурного наследия. Вопросов очень много. Как сохранить? С чьей помощью? Кто должен финансировать?

Этим проблемам были посвящены «Кузнецовские чтения», прошедшие в г.Ликино-Дулёво 10 октября 2008 года. Вот уже в третий раз они собрали ведущих специалистов по фарфору, искусствоведов, директоров музеев и производств.

Провинция находится в наименее выигрышном положении. Количество инициативных людей невелико, собственных средств недостаточно. Отсюда возникает необходимость обращения в вышестоящие инстанции: в Московскую областную думу, в Комитет по культуре МО. На прошедших в 2007 году «Кузнецовских чтениях», посвященным 175-летию Дулевского фарфорового завода было составлено обращение участников конференции. Документ подписан ведущими искусствоведами, деятелями культуры, художниками, напечатан в материалах чтений в Историко-краеведческом альманахе «Гуслицы», и теперь необходимо дать ему дальнейшее движение.

Город Ликино-Дулёво имеет всероссийскую известность благодаря Дулёвскому фарфору и заводскому музею. И конечно всех нас заботит сохранение музея во всей полноте и доступность его для посещения. Назрел вопрос о переводе музейных фондов на государственное хранение, но с учётом местных исторических традиций. Музей должен быть сохранён в том же месте, без изъятия и перевода каких-либо ценных подлинников в другие музеи.

Может быть, назрела необходимость образования специального благотворительного фонда по сохранению культурного наследия «Кузнецовского фарфора» в целом: вместе с его дореволюционной частью и современным дулёвским фарфором, который представляет сегодня даже более значительное художественное явление благодаря большому количеству художников, вложивших всё своё умение и талант в общую копилку.

Дулёвский музей – это вклад многих поколений фарфористов. И это дело – не частное. Сохранить музей в его полноценном состоянии – это первостепенная и основная задача ближайших лет.

В 2010 году будет 200 лет со времени основания Кузнецовского семейного дела, превратившегося в последствии в крупнейшее «Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». В России до сих пор помнят и ценят «Кузнецовский фарфор». Планируется провести серию выставок художественного фарфора в Москве и Ликино-Дулёво для того, что бы отметить эту значительную дату. Начата работа по реконструкции фаянсово-эмалиевого иконостаса. Проводится краеведческая работа по изучению кузнецовского наследия.

Проведены археологические раскопки, которые, конечно, носят пока случайный характер и имеют целью скорее приобщение детей к изучению истории края, чем какие-то серьезные исторические исследования. Но все же по материалам этих раскопок сделаны три планшета, которые займут место в местных музейных экспозициях: в Ликино-Дулёвском городском краеведческом музее, в музее Ликино-Дулёвского лицея и на стенде в «ДДЮТ». Может быть, эти находки не имеют какого-либо художественного значения, но мы попытались их творчески оформить и посвятили теме восточного ассортимента. Замечательно, что когда-то в истории дулёвского фарфора было время расширения и освоения новых рынков.

В этом году «ДДЮТ» планирует проведение практических занятий по изучению и реконструкции образцов народной дулёвской росписи по фарфору. Конечно, мы были бы рады любой оказанной помощи и содействию в наших начинаниях. Особая надежда возлагается на государственные органы, которым мы постараемся отправить обращение участников конференции.

 

Инструктор-методист «ДДЮТ», член ТСХР Обрубов М.М.

5-е Кузнецовские чтения (фото Т.Л. Алексеевой) 

Вторые Кузнецовские чтения. Участники конференции

Участники конференции 

Вторые Кузнецовские чтения. Заседание

Заседание

Обращение участников конференции «Кузнецовский фарфор. Традиции и современность»

 

Подведение итогов образовательной научно-практической конференции показало необходимость составления документа, содержание которого определило бы в полной мере степень нашей общей ответственности за сохранение народной культуры и художественных традиций крупнейших промышленных производств, которым по праву можно придать статус национального достояния. Эта проблема касается значительного количества предприятий и объединений. Но сегодня мы поднимаем вопрос о сохранении крупнейшего центра отечественной фарфоровой промышленности: Дулёвского фарфорового завода (бывшего Кузнецовского, ныне ПК «Дулёвский фарфор»).

 

Дулевский фарфоровый завод – гордость отечественной культуры и промышленности, крупнейшее предприятие отрасли. В 2007 году ему отпраздновали 175 лет.

Завод был основан в 1832 году Терентием Кузнецовым, выходцем из Гжели, представителем знаменитой династии фарфоровых монополистов. Возникший в авангарде становления российской промышленности он до сих пор держит славу самого массового фарфорового производства России. В советское время его объемы достигали 75 млн. шт. в год. В том, что страна достигла мирового уровня производства фарфора на душу населения – большая заслуга Дулева и его коллектива.

За годы работы дулевский завод прошел яркие периоды своей истории. При Кузнецовых здесь была создана вся инфраструктура заводского поселения, воспитаны кадры профессионалов – знатоков фарфорового дела. Все это способствовало быстрому становлению советской фарфоровой промышленности после революции 1917 года. Завод стал испытательной площадкой для нововведений технического и технологического характера. В Дулеве была создана первая заводская технологическая лаборатория во главе с Тумановым, результатами ее исследований в 1920-е годы пользовались все керамические предприятия страны. Деятельность такого гиганта стала примером для развития всей советской фарфоровой отрасли, в результате чего сформировались очаги фарфорового производства в республиках. Сегодня эти предприятия в полную силу развивают промышленность стран Ближнего Зарубежья, а отечественная отрасль пришла в полный упадок, нуждается в серьезной поддержке государства, в выработке финансовой и охранительной программы. Ведь эти очаги культуры и художественных традиций еще и судьбы многотысячных населенных пунктов с проблемой трудоустройства, сохранения профессиональных кадров, поддержания экономической и социальной стабильности.

Крупные, составившие славу российского фарфора предприятия, едва выживают. Серьезные катаклизмы пережил Ломоносовский фарфоровый завод (ныне вновь «Императорский фарфоровый завод»). Потрясения испытали завод «Пролетарий» в Новгородской области и знаменитое старейшее производство в Вербилках Московской области (бывший Гарднера). Исчез уникальный с богатой историей Конаковский фаянсовый завод в Тверской области. В 2003-2004 гг. невероятными усилиями коллектива и руководства удалось сохранить Дулевский завод, спасти его от грабительской скупки и дальнейшего перепрофилирования.

При заводах, всегда существовали музеи, ассортиментные кабинеты, представлявшие большую культурную и историческую ценность, благодаря которым осуществлялась передача художественных традиций. Они были залогом сохранения самобытности и поступательного развития искусства. Сегодня они также под угрозой исчезновения. Оставлять предприятия без таких собраний равнозначно пресечению локальных культурных традиций.

При Дулевском заводе существует прекрасный музей фарфора, насчитывающий более 25 тысяч экспонатов, примерно равный по объему музею Императорского фарфорового завода. В нем зафиксирована история центра, представлены персоналии художников, которые обеспечили громкое имя заводу. Завод и музей неразрывны, как культурный опыт и современная практика. Музей нельзя вывести за пределы производства, но его экспонаты должны быть взяты под государственный учет. Нежелательный, но возможный сегодня переход к частным владельцам грозит, в первую очередь, потерей художественных ценностей. Экспонаты разойдутся по частным коллекциям, посредники-перекупщики обогатятся, а культура с таким трудом взращенного и сохраненного центра оскудеет.

Осознавая колоссальную значимость и вклад дулевского фарфора в отечественную художественную промышленность и культуру, необходимо комплексно решить вопрос о будущем завода и его музея. Это позволило бы и дальше сохранять статус Дулевского завода как художественного производства.

 

Обращаясь к отечественной истории, мы хотели бы подчеркнуть, что производство фарфора в России, было определено Петром Первым: как дело государственной важности и национального престижа. Первый фарфоровый завод России был государственным. Ввод таможенного тарифа в 1809 году дал большой толчок к развитию частных фарфоровых производств. Во время революционных событий 1917 года государство поддержало фарфоровую промышленность денежными ссудами.

Ныне Дулёвский фарфоровый завод является крупнейшим производителем столовой посуды, которая соответствует всем требованиям сертификации, но рост цен на энергоносители и сырьё ставит предприятие в условия жесткого денежного дефицита, что приводит к замораживанию зарплаты, вымыванию квалифицированных работников. Предприятие нуждается в модернизации.

Сохранить производство и художественный фонд завода возможно только совместными усилиями руководства предприятия и представителей федеральной и муниципальной власти. Назрела острая необходимость в конструктивном диалоге, вплоть до создания комитета по сохранению национальных художественных производств.

 

 

Л.В.Андреева, ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России

Р.Р.Мусина, профессор Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова, кандидат искусствоведения, член секции критики Московского Союза художников

Е.А.Галкина, потомок династии фарфорозаводчиков Кузнецовых, инженер-конструктор

М.М. Обрубов, художник по фарфору, член Творческого союза художников России, инструктор-методист МОУ ДОД «ДДЮТ» Орехово-Зуевского муниципального р-на

Протоиерей Олег Пэнэжко, настоятель Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво

Е.Я. Голоднов, член союза журналистов России;

Л.Г. Карагодина, зав. отделом современного искусства ГМК «Кусково»

Т.И. Еникеева, гл. хранитель ГМК «Кусково»

Т.И. Мозжухина, зав. отделом русской и зарубежной керамики ГМК «Кусково»

Е.Л. Горшкова, представитель Московского фонда культуры, заслуженный работник культуры

Г.Н. Обрубова, педагог-организатор МОУ ДОД «ДДЮТ», художник по фарфору, член Творческого союза художников России

Ю. В. Яснецов, генеральный директор ЗАО «Кузнецовский фарфор», член союза дизайнеров России

Ю.Ф. Епифанов, художник по керамике

В.Н. Алексеев, доцент Московского государственного областного педагогического института, член Союза писателей России;

М.С. Дроздов, канд. физ-мат. наук, Институт ЭПХФ РАН (г. Черноголовка);

Е.Н. Савинова, ст.научный сотрудник Государственного заповедника «Горки Ленинские»;

Л.Н. Комарова, директор Ликино-Дулёвского городского краеведческого музея;

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank