«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

2 мая 2017 года

Богородский Некрополь

Средневековые белокаменные надгробия кладбища села Воскресенского дворцовой волости Черноголовль

В.И.Вишневский

Село Воскресенское, как следует из документов первой четверти XVII столетия, существовало уже в ХVI в. Село стоит на берегу речки Жмучки, в 47 км к северо-востоку от Москвы. Воскресенское в XVII-XVIII вв. (до 1762 г.) принадлежало к дворцовой волости Черноголовль, со второй половины на­зывавшейся также Черноголовcкой волостью, Вохонской десятины и было приписано к дворцовому селу Измайлово, которое ныне находится в черте г. Москвы. Оно находились на царском "ловчем пути" и служили охотничьими угодьями царей (Холмогоровы, 1888. С. 9-10).

По указанию Алексея Михайловича у с. Воскресенское Черноголовской волости в 1669 г. был построен казенный стекольный завод – филиал московского казенного стекольного завода в Измайлове. По описи 1687 года завод для производства стеклянной посуды состоял из амбара 6 на 9 сажен с кирпичными печами для обжига стекла и тремя чугунными котлами и тремя чанами для варки стекла, а также избу трех сажён. Завод огорожен заборами четвероугольно (Бакланова, 1928. С. 137-138; Забелин, 1918. С. 558-559; Топычканов, 2004. С. 256-257). Стекольный завод, производил лампады, различной формы стаканы, чарки, братинки и «склянки» белого стекла, шедшие на обслуживание нужд царского двора. Завод продолжал действовать и  в начале XVIII в. В 1724 году «хрустальной фабрикой» руководили бывшие мастера Измайловского стекольного завода Софрон Гаврилов и Демид Логинов. На фабрике работало всего 5 человек: сами хозяева, два работника  и один ученик. Завод прекратил своё существование по указу 1747 года  (Заозерская, 1953. С. 111; Любомиров, 1947. С. 544).

В 1750 г. село Воскресенское, в числе других земель дворцовой Черноголовской волости, было пожаловано Екатериной II Федору Григорьевичу Волкову. «Отец первого русского публичного театра» в Ярославле принимал деятельное участие в перевороте при восшествии на престол Екатерины II, за что и получил дворянство и 700 душ крестьян. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона :   т.VII. — СПб., 1892. C. 37-38).

По церковно-административному делению село Воскресенское принадлежало к Патриаршей (с начала XVIII в. - Синодальной) области, а с 1742г. - к Московской епархии. По всей вероятности, в конце XVI в. здесь находилось две церкви: Воскресения Христова и Покрова Пресвятыя Богородицы. В писцовых книгах 139-141  (1631-1633) гг. говорится: «церковь Покрова Пресвятыя Богородицы обвалилась. В описаниях села 1675 - 1677 гг. церковь Воскресения Христова уже не упоминается. (Холмогоровы, 1888. С. 9).

Около 1633-1634 гг. была устроена придельная церковь Покрова Богородицы на погосте села Воскресенского, которая в 1705 году сгорела от молнии. Уже в следующем, 1706 г. по указу Петра I на месте сгоревшей была построена новая деревянная церковь. В 1833 году в селе Воскресенское была построена новая каменная церковь, освященная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а деревянная не использовалась для богослужений, в 1865 переименована в Вознесенскую и превратилась в кладбищенскую.

Рис. 1. Церковь Вознесения села Воскресенского. Современный вид.

В 1845 г. после ремонта деревянная церковь лишилась части галереи, к конце 1920-х гг. галерея была полностью разобрана, в начале 1970-х гг. было разобрано входное крыльцо (рис. 1, 1). В середине 2000-х деревянная церковь переложена с добавлением новых брёвен. При переборке здания были обнаружены белокаменные надгробия – целые и фрагменты – всего 26 от 18 надгробий (рис. 1, 2).

 

Имя, дата Длина правая / длина левая (см) Ширина изголовья, ширина изножья (см) толщина (см) К-во фр.
1 Изголовье надгробия неизвестного. 1 пол ХVI в. (64) 51 9 2
2 Изножье надгробия  неизвестного. 1 пол ХVI в. (80) 53 11 1
3 Центр часть надгробия неизвестного. 1 пол ХVI в. (68) 58 16 1
4 Изножье надгробия неизвестного. 1 пол ХVI в. (53) (49) 12 1
5 Изножье надгробия неизвестного. Сер. ХVI в. (50) (30) 12 1
6 Изножье надгробия неизвестного. сер ХVI в. (46) (48) 12 1
7 Изголовье надгробия б\н. Сер. ХVI в. (55) 57 12 1
8 Памфил. 1579. (96) 65 18 1
9 Надгробие неизвестного. 153 62/61 18,5 -
10 Власьевская жена. 1584 173 65/68 21 2
11 Савелий Симонов. 1579 176 64/56 19 -
12 Ховроня, Кондратьева дочь, жена Максима Кузнецова. Послед. треть ХVI в.- первая треть XVII вв. 146 63/50 (14) 4
13 Фрагменты надгробия неизвестного. 1650-е гг. (24) (50) (22) 2
14 Изголовье надгробия неизвестного. 2 пол XVI в (48) (23) 22 1
15 Изножье надгробия неизвестного. 1630-е гг. (48) (38) (21) 1
16 Аникин сын. 1 пол XVII в. (115) 55 22 3
17 Кондрат Григорьев. Последняя четверть XVII в. – первая четверть XVIII вв. (86)  83 44,5 1
18 Надгробие неизвестного.  Последняя четверть XVII в. – первая четверть XVIII вв. (114)  (55)  (23) 2

 

Каталог надгробий

Первая группа - 4 фрагмента надгробий первой половины XVI  века, украшенных резным геометрическим орнаментом: обрамление вдоль края из двух рядов мелких треугольников (размером 1х1 см), боковые грани без орнамента. (рис. 2, 1-4).

 

Рис. 2. Некрополь церкви Вознесения села Воскресенского.
Фрагменты надгробий первой половины XVI в.

№1.Фрагмент надгробия (изголовье). Первая половина XVI  века (рис. 2, 1).

Размеры: длина – (64) см, ширина – 51 см, толщина – 9 см. Лицевая поверхность плиты украшена резным геометрическим орнаментом: обрамление вдоль края из двух рядов треугольников (размером 1х1 см). Полукруглое верхнее клеймо – с «пустым» центром, окаймленным дугой из двух рядов мелких треугольников, обращенных вершинами внутрь. Полукруглые тяги из двух рядов мелких треугольников, соединяют боковые края обрамления с круглым  нижним клеймом – в центре розетка из 16 лучей-треугольников, окаймленная кольцом из двух рядов мелких треугольников, обращенных вершинами внутрь. Верхняя  часть плиты (до полукруглых тяг) имеет дополнительную внутреннюю рамку из ряда мелких треугольников, обращённых вершинами наружу. Контуры орнамента очерчены графьей. Боковые грани без орнамента.

Внутренняя рамка из мелких треугольников появляется в конце ХV века, встречается в первой четверти XVI в., максимально распространена во второй четверти, (при этом иногда становится двойной) и редко в третьей четверти.

«Пустые», незаполненные верхние полукруглые клейма довольно редкий элемент (в некрополе Троице-Сергиевой Лавры отмечен только на 7 плитах). Этот элемент, по наблюдению Л.А.Беляева бытовал в XV веке и исчезал с середины XV  до начала XVI вв. (Беляев, 1996. С. 144), притом, что самые древние датированные надгробия конца XV века имеют заполненные клейма. В некрополе Троице-Сергиева монастыря на плитах с надписями «пустые» верхние клейма датируются: 1506,  1530, первой четвертью XVI века (Вишневский, 2013. С. 131). Таким образом, датировка этого элемента – XV – первая четверть  XVI вв., на что обратила внимание  Т.В. Николаева (Николаева, 1966. С. 208). 

Три фрагмента надгробий (изножья), где сохранились нижние клейма, вертикальные прямые тяги и полукруглые верхние (№3). Центр из розетки из 12 лучей-треугольников (№2,3) и 16-ти лучей-треугольников (№4).

 

№2. Фрагмент надгробия (изножье). Первая половина XVI  века (рис. 2, 2).

Сохранилось половина плиты. Размеры: длина – (80) см, ширина – 53 см, толщина – 11 см. Лицевая поверхность плиты украшена резным геометрическим орнаментом: обрамление вдоль края из двух рядов треугольников (размером 1х1 см). Вертикальная прямая тяга из двух рядов мелких треугольников, соединяет край изножья с круглым  нижним клеймом – центр из розетки из 12 лучей-треугольников, окаймленный кольцом из двух рядов мелких треугольников, обращенных вершинами внутрь. Вдоль края изножья дополнительное внутреннее обрамление из ряда мелких треугольников, обращённых вершинами наружу. Контуры орнамента очерчены графьей. Боковые грани без орнамента.

 

№3. Фрагмент надгробия (изножье). Первая половина XVI  века. (рис. 2, 3).

Сохранилось половина плиты. Размеры: длина – (68) см, ширина – 58 см, толщина – 16 см. Лицевая поверхность плиты украшена резным геометрическим орнаментом: обрамление вдоль края из двух рядов треугольников (размером 1х1 см). Полукруглые тяги и вертикальная прямая тяга из двух рядов мелких треугольников, соединяют боковые края обрамления с круглым  нижним клеймом – центр из розетки из 14 лучей-треугольников, окаймленный кольцом из двух рядов мелких треугольников, обращенных вершинами внутрь. Контуры орнамента очерчены графьей. Боковые грани без орнамента.

 

№4. Фрагмент надгробия (часть изножья). Первая половина XVI  века. (рис. 2, 4).

Сохранилось около 1/4 плиты. Размеры: длина – (53) см, ширина – (49) см, толщина – 12 см. Лицевая поверхность плиты украшена резным геометрическим орнаментом: обрамление вдоль края из двух рядов треугольников (размером 1х1 см). Вертикальная прямая тяга из двух рядов мелких треугольников, соединяет край обрамления изножья с круглым  нижним клеймом – в центре розетка из 16 лучей-треугольников, окаймленный кольцом из мелких треугольников, обращенных вершинами внутрь. Контуры орнамента очерчены графьей. Боковые грани без орнамента.

 

Вторая группа -  четыре фрагмента надгробий середины XVI века. С внутренними рамками из крупных равнобедренных треугольников, поставленных так, что между ними образована «змейка»-зигзаг. Боковые грани без орнамента (Рис. 3, 1-4). Внутренняя рамка из треугольников - «змейка»-зигзаг на плитах некрополя Трноице-Сергиева монастыря редко встречается во второй четверти XVI века (3 плиты), часто – во второй четверти (20 плит), в четвертой четверти – лишь дважды.  Датировка этого элемента - 1533-1580 гг.. при наибольшем распространении в 1560-е гг. (Вишневский, 2013. С. 129) (в Москве -1550-1580-е гг. и доходит в начало XVII в. по Л.А.Беляеву) (Беляев, 1996. С. 144) и 1560-1570-е гг. по Т.Д.Пановой (Панова, 2004. С.116).

 

Рис. 3. Некрополь церкви Вознесения села Воскресенского.
Фрагменты надгробия середины XVI в. 1-3 – неизвестные, 4 – Панфил.

№5. Фрагмент (правый угол изголовья) (рис. 3, 1).

Размеры: длина – (50) см, ширина – (30) см, толщина – 12 см. Лицевая поверхность плиты украшена резным геометрическим орнаментом: обрамление вдоль края из двух рядов мелких треугольников стерто, сохранилась внутренняя рамка из крупных треугольников (размером 1,5х1,5 см), образующих «змейку»-зигзаг. Контуры орнамента очерчены графьей. Боковые грани без орнамента.

 

№6. Фрагмент изножья (левый угол изножья) (рис. 3, 2).

Сохранился край изножья. Размеры: длина – (46) см, ширина – 48 см, толщина – 12 см. Лицевая поверхность украшена резным геометрическим орнаментом: обрамление по краям и вертикальная прямая тяга из двух рядов мелких треугольников. Дополнительное обрамление вдоль края изножья:  лента из крупных равнобедренных треугольников - «змейка»-зигзаг. Вверху - нечитаемые остатки нижней строки надписи, резаной вглубь из 6 букв. Контуры орнамента очерчены графьей. Боковые грани без орнамента.

 

№7. Фрагмент надгробия (изголовье) (рис. 3, 3).

Размеры: длина – (55) см, ширина – 57 см, толщина – 12 см.

Лицевая поверхность плиты украшена резным геометрическим орнаментом: обрамление вдоль края из двух рядов треугольников (размером 1х1 см). В изголовье – полукруглое клеймо, заполненное в центре рядом квадратов, заполненных треугольниками, расположенными крестообразно, и обведенное дугой из мелких треугольников. Верхняя  часть плиты (до полукруглых тяг) имеет дополнительную внутреннюю рамку из крупных равнобедренных треугольников -  зигзагообразная полоса-«змейка». Надпись отсутствует.

По надгробиям из московских монастырей элемент из треугольников, расположенных крестообразно, «хронологически распределяется от начала XV в. до начала XVI в., особенно в последней четверти XV в., в течение XVI века их еще можно встретить, но как исключение» (Беляев, 1996. С.144). В Троице-Сергиевой Лавре клейм с таким заполнением зафиксировано 19, по датированным плитам они встречаются с 1480 по 1575 гг.: четвертая четверть XV в. – 3 плиты, первая четверть XVI в. – 3 плиты, вторая четверть XVI в. - 5 плит, третья четверть XVI в. 16 в. – 5 плит.

 

№8. Надгробие Панфила. 1579 (рис. 3, 4).

Размеры надгробия: длина – (96) см, ширина изголовья – 65см, толщина - 18 см. Утрачено изножье (около ½ плиты). Лицевая поверхность украшена резным геометрическим орнаментом: обрамление по краям и полукруглые тяги из двух рядов мелких треугольников, полукруглое клеймо вверху,  в центре полурозетка из 8 треугольников-«лучей», и обведенное дугой из двух рядов мелких треугольников, расположенных вершинами внутрь.  Верхняя часть плиты (до полукруглых тяг) имеет внутреннюю рамку из крупных равнобедренных треугольников, поставленных так, что между ними образована «змейка»-зигзаг, прочерченная графьей. Внутренние контуры орнамента очерчены графьей. Боковые грани без орнамента.

  1. лЁт(а) з(клеймо) ПИÈ(7088) (1579) го г(ода)
  2. њкбр"я КЗ(27)д(е)н(ь) прес
  3. тави" раб б(о)жи
  4. панfилъ воимя
  5. tца i сна i стаго

 

В «формуляре» текста редкое окончание – после имени слова молитвы (во имя отца и сына и святого  (духа)). Необычно разделение строк мощной графьей  (подобное часто встречается на плитах в монастырях Переславля-Залесского) (Вишневский, 2011. С. 33, 38. Рис. 6-9).

 

Третья группа - плиты со жгутовым орнаментом – 4 целых и 3 фрагмента. На четырех из них боковые грани без орнамента, три - с орнаментом (Рис. 4 и 5).

 

Рис. 4. Некрополь церкви Вознесения села Воскресенского.
Надгробия второй половины XVI в. 1 – неизвестный (1579), 2 – Власьевская (?) жена (1584),
3 – Савелий Симонов (1579), 4 – Ховрония Кондратьевна, жена Максима Кузнецова.

№9. Надгробие неизвестного. Третья четверть XVI века (рис. 4, 1).

Длина – 153 см, ширина изголовья  -  62  см,  ширина изголовья - 62 см, ширина изножья -  61 см,   толщина – 18,5 см.

Лицевая поверхность плиты украшена резным жгутовым орнаментом: обрамление по краю, полукруглое  клеймо  вверху - «вращающася розетка», окаймленная дугой из 4 завитков.  В  нижней  части надгробия круглое клеймо - «вращающася розетка» в кольце жгута из 6 завитков, соединенное с краями полукруглыми тягами. Боковые грани без орнамента. Надпись отсутствует.

По материалам датированных плит Троице-Сергиева монастыря появление орнамента на боковых гранях  происходит в середине XVI века. Равное распространение неорнаментированных и орнаментированных боковых граней приходится на рубеж 3 и 4 четвертей XVI в. Исчезновение геометрического орнамента и неорнаментированных боковых граней приходится на середину первой четверти XVII века.   По толщине  плиты надгробие, вероятно, относится к 3-й четверти XVI века, когда толщина плит  составляла (по данным троицкого некрополя) от 7 до 25 см (толщина плит  4 четверти 16 века - от 11 до 38 см) (Вишневский В.И. 2015. С. 32-33).

 

№10. Надгробие Матро…онии (?) жены крестьянской Власьевской (?). 1584 (рис. 4, 2).

Длина – 173 см, ширина изголовья  -  65  см,  ширина изножья -  68 см,  толщина - 21 см. Расколота на две части (отколот правый угол изножья): 1)67х168х21 см; 2)68х48х21 см.

Лицевая поверхность плиты украшена резным жгутовым орнаментом: обрамление по краю, полукруглое  клеймо  вверху  - «вращающася розетка», окаймленная дугой из 4 завитков.  В  нижней  части - круглое клеймо, соединенное с краями полукруглыми тягами. В центре клейма  - «вращающаяся розетка» в кольце жгута в 8 завитков. Боковые грани без орнамента. Надпись в 4 строки сохранилась не полностью и читается предположительно:

лэта (клеймо) ¤з7чвгw (7092) [1584]

марта в ке (25) день преставиc раб б(о)ж"я матронH

ония кряс(тьян)ская жена власе   

ская  

 

№11. Надгробие Савелия Симонова. 1579 (рис. 4, 3).

Длина – 176 см, ширина изголовья  -  64  см,  ширина изножья -  56 см,   толщина - 19 см. Крупный сколы в центре, на левом краю лицевой грани.

Лицевая поверхность плиты украшена резным жгутовым орнаментом: обрамление по краю, полукруглое  клеймо  вверху - «вращающася розетка», окаймленная дугой из 6 завитков.  В  нижней  части надгробия круглое клеймо, соединенное с краями полукруглыми тягами. В центре клейма  - розетка из 16 треугольников-лучей в кольце жгута в 8 завитков. Боковые грани без орнамента. Надпись, резаная вглубь, в 4 строки:

  1. лэта (клеймо) зП //
  2. И(7088)[1579] марта в ке(25) день преставис //
  3. //
  4.  раб боже" савелей////
  5. симонов //

 

№12. Надгробие Ховронии Кондратьевны, жены Максима Кузнецова. Вторая половина XVI – первая треть XVII вв. (рис. 4, 4).

Длина – 146 см, ширина  изголовья -  63  см,  ширина изножья – 50 см,   толщина – (14) см. Сколоты большая часть первой строки. Лицевая поверхность украшена резным жгутовым орнаментом: обрамление по краю и полукруглое  клеймо  вверху,  сильно опущенное к краю изножья круглое клеймо, что характерно для последней трети XVI века (Гиршберг, 1962. С. 214), соединенное с краями полукруглыми тягами, причём клеймо из 7 завитков сплетено со всеми тремя жгутовыми тягами, что на плитах Троице-Сергиева монастыря датируется 1580-1605 (Вишневский, 2013. С. 130, Рис. 4, 2; С. 133). Боковые грани с рельефным орнаментом: полоса «арочек» и полосы «валика-жгута» с частыми косыми нарезками. Сохранилась надпись, резаная вглубь, в 4 строки:

  1. лЁта (клеймо) //
  2. июля в д(5) преставис///
  3. раба божя ховроня кондрат//
  4. вева д(о)ч максимова жена кузнецова

По боковому орнаменту плита может быть датирована второй половиной XVI – первой третью XVII вв. (Вишневский, 2013. С. 136, 137. Рис. 8, 7,8).

 

Четыре фрагмента от трёх плит со жгутовым орнаментом:

 

Рис. 5. Некрополь церкви Вознесения села Воскресенского.
Фрагменты надгробий первой половины XVII в. 1-4 – неизвестные, 5 – Аникин сын.

№13. Фрагменты надгробия неизвестного. Середина XVII века (рис. 5, 1-2).

Сохранились: фрагмент центральной части плиты, нижняя грань плиты значительно сколота (размеры: 24х50х22 см) и нижний угол (размеры: 35х40х22 см).

Лицевая поверхность имеет обрамление по краю резным жгутовым орнаментом. Особенность декора плиты -  жгут свит из двух двойных, а не тройных нитей. Боковые грани украшены рельефным орнаментом: пояс из разреженных двойных арочек, сверху – две плоские ленты со спаренными косыми нарезками, разделенными на четырехсторонние грани (наклон нарезок у лент противоположный), полоса глубоко врезанных равнобедренных треугольников («акулий зуб»). Сохранились остатки надписи – три строки, резаные вглубь:

  1. ….
  2. … преставися…
  3. … раб  [божий]…

Рельефный орнамент на боковых гранях с поясом арочек, обрамлённым тройными лентами, на надгробиях Троице-Сергиева монастыря датируется серединой XVII века (Вишневский, 2013. С. 138).

 

№14. Фрагмент изголовья (угол плиты). Середина XVI в. (рис. 5, 3).

Размеры: длина – (48) см, ширина  – (23) см,   толщина – 22 см. Жгутовое обрамление по краю. Сохранились остатки надписи, резаной вглубь из двух строк: «Лh…». Боковые грани с рельефным  орнаментом: – пояс из сомкнутых двойных арочек, сверху и снизу – валики с косыми нарезками, расположенными попарно.  По боковому орнаменту плиту можно датировать третьей  четвертью XVI  в. (1579-1585) (Вишневский, 2013. С. 136, 137. Рис. 8, 5).

 

№15. Фрагмент (левый угол изножья). Вторая четверть XVII в. (рис. 5, 4).

Размеры: длина – (48) см, ширина  - (38) см,  толщина – (21) см. Жгутовой орнамент: обрамление по краю и вертикальная прямая тяга. Боковые грани с рельефным  орнаментом: пояс из двойных арочек, сверху и снизу – плоские ленты с частыми косыми нарезками и полосы глубоко врезанных двух рядов равнобедренных треугольников, разделенных глубокой графьей-зигзагом. Плиты с подобным орнаментом в Троцком некрополе датируются 1630-ми годами (надгробия Мавры Булатниковой 1632 г., Мирона Игнатьевича  Уварова 1634 г., Фатея Дмитриевича Пильемова 1635 г.) (Вишневский, 2013. С. 137. Рис. 8, 13; С. 138). 1630-е г. (1632-1636) (рис. 8, 13).

 

№16. Фрагмент надгробия (изножье) Аникина сына. Первая половина XVII века. (рис. 5, 5).

Размеры: длина – (115) см, ширина - 55  см, толщина – 22 см. Сохранилась изножье плиты, расколотое на три части: 1)50х54х20; 2)48х45х22 см; 3) 36х28х22 см.

Лицевая поверхность плиты украшена резным комбинированным орнаментом: жгутовое обрамление по краю и треугольчатые тяги. Боковые грани с рельефным орнаментом: полоса «арочек» плоские ленты со спаренными косыми нарезками, разделенными на четырехсторонние грани.  В верхней части плиты последняя строка надписи, резаной вглубь:

 …аникин снъ

Комбинированный орнамент из элементов жгутового и геометрического  распространен в первой половине – середине XVII века (Гиршберг,  1960. С. 5; Вишневский, 2013. С. 131).

 

Рис. 6. Некрополь церкви Вознесения села Воскресенского.
Фрагменты надгробий последней четверти XVII в. – первой четверти XVIII века.
1 - Кондрат Григорьев, 2 – неизвестный.

№17. Фрагмент надгробия Кондрата Григорьева. Последняя четверть XVII в. – первая четверть XVIII века (рис. 6, 1).

Изголовье  брусковидного надгробия. Длина – (86)  см, ширина изголовья  - 83  см, толщина – 44,5 см. Грани без орнамента. На торце изголовья надпись резаная вглубь:

…майя в дн преставися раб божий села воскре

сенскаго крястянин кондрат григорьевъ сынъ

члче зри на гробЁ сем умилися об умершем сем

рабЁ бжiм кондрате богу помолися яко вси серци убЁ мя

Здесь мы имеем дело с формуляром, где старый начин «лета … майя в… день преставися» сочетается с новым стилем стихотворной эпитафии идущей от Симеона Полоцкого. Сравним  с началом «Эпитафиона» Симеона Полоцого, написанный силлабическим[1] стихом Сильвестром Медведевым в 1680 году (Древнерусская литература: хрестоматия, 2005. С. 451-453):

 

«Зряй, человече! Сей гроб, сердцем умилися,
‎ о смерти учителя славна прослезися.
Учитель бо зде токмо один таков бывый,
‎ богослов правый, церкве догмата хранивый,»

 

Эпитафия Кариона Истомина, ученика Сильвестра Медведева и братьев Лихудов, посвященная стольнику Федору Ивановичу Троекурову, погибшему под стенами Азова в 1696 году, начинается теми же строками (Богданов,  2005. С. 372-374; Авдеев. 2013. С. 215).

 

«Зри человече, гроб сей умилися

о лежащем в нем богу помолися

человек бо здесь лежит благородный,

царский  ближний стольник в чести сый свободный».

 

№18. Фрагмент надгробия. Последняя четверть XVII в. – первая четверть XVIII века (рис. 6, 2).

Боковая часть брусковидного надгробия. Длина – (114)  см, ширина - 55  см, толщина – (23) см. Грани без орнамента. Расколота на 2 части: 1) 73,5х55х23 см; 2) 73х55х23 см. На боковой грани надпись, резаная вглубь в две строки:

любезная моя братия друзи сродницы незабудите мя еггда молите] з[а]...

В итоге: украшено геометрическим орнаментом – 8 плит, жгутовым – 7, комбинированным - 1 , без орнамента – 2. Могут быть датированы: первой половиной XVI века - 4 плиты, серединой ХVI века – 4, второй половиной XVI века – 6, серединой XVII века – 2, второй половиной XVII века – 1, последней четвертью XVII - началом XVIII в. – 2. В трёх надписях сохранились две даты: 1579 и 1584.

 

Таким образом, кладбище с.Воскресенского и древняя церковь Покрова Богородицы может быть датирована XVI-началом XVIII вв.

  1. Надгробия - традиционные московские белокаменные.
  2. В первой половине XVI в. надписи выполнены грубо, техникой, близкой к граффитто, во второй половине  XVI - XVIII вв. – вполне профессионально.
  3. Погребенные Воскресенского некрополя – дворцовые крестьяне, должностных и титулованных лиц нет. Имена погребенных – простонародные. Имена Панфил, Савелий, Аника, Ховрония, Власий, например, не встречаются на плитах аристократического некрополя Троице-Сергиева монастыря, а Максим и Кондрат встречены лишь однажды.
  4. На 9 из 18 плит есть надписи (в Переславле-Залесском на недавно исследованном кладбище церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи XVI века из 55 плит с надписями только 2) (Зейфер и др, 2014. )
  5. Заметное количество надписей и в том числе заказанные стихотворные эпитафии свидетельствуют об относительно высоком материальном и культурном благосостоянии заказчиков – дворцовых крестьян, среди которых были слуги и мастера-ремесленники, в том числе заметная доля грамотных.

Литература

Авдеев А.Г., 2013. Некоторые проблемы изучения русской стихотворной эпитафии последней четверти ХVII – начала XVIII  в.// Вопросы эпиграфики. Выпуск VII. Часть 2. М.: Русский фонд содействия образованию и науки. С. 206-230.

Бакланова Н.А., 1928. Стеклянные заводы в Московском государстве XVII в. // Очерки по истории торговли и промышленности в России XVII - начала XVIII вв. М.: Нижполиграф.  182 с.

Беляев Л.А., 1996. Русское средневековое надгробие. М.:Модус - Граффитти.  568 с.

Богданов А.П., 2005. Стих и образ изменяющейся России: Последняя четверть ХVII века  - начало XVIII в. - Москва.: Институт Российской истории РАН. 504 с.

Вишневский В.И., 2011. Особенности орнамента и каллиграфии надгробий средневековых некрополей Переславля-Залесского //  Художественное наследие Владимирского края. История и культура. Вып. III. Материалы III региональной научной конференции 11-12 ноября 2010 г. Александров: ООО «Графика». С. 27-38.

Вишневский В.И., 2013. Орнамент белокаменных средневековых надгробий Троице-Сергиева монастыря: анализ и хронология // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 9. М.: ИА РАН.  С. 125-139.

Вишневский В.И., 2015. Исследование собрания средневековых надгробий Троице-Сергиева монастыря и возможности их датировки //Археология и общество. Вторая ежегодная конференция. Археология исторических монастырей и некрополей: методика, открытия, проблемы восстановления. Сборник тезисов. М.: ИА РАН. С. 32-35.

Гиршберг В.Б.,  1960. Материалы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв.  часть 1. // Нумизматика и эпиграфика. т. I. М.: Издательство АН. С. 3-77.

Гиршберг В.Б.,  1962. Материалы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв.  часть 2. // Нумизматика и эпиграфика. т. II. М.: Издательство АН. С. 212-287.

Древнерусская литература. Хрестоматия (сост. Н.И.Прокофьев). М.: Наука, Флинта. 2005. 478 с.

Забелин И.Е., 1918. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии. Ч. I. 4-е издание. M.: Ступин. 792 с.

Заозерская Е.И., 1953. Развитие лёгкой промышленности в Москве в первой четверти XVIII в. М.: Наука. 516 с.

Любомиров П.Г., 1947. Очерки истории русской  промышленности XVII, XVIII  и начало XIX века. М: Госполитиздат. 760 с. Николаева Т.В.,  1966. Новые надписи на каменных плитах XV-XVII вв. из Троице-Сергиевой  Лавры // Нумизматика и эпиграфика, т. VI, М.: Издательство АН. С. 207-255.

Панова Т.Д., 2004. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI вв. М.: «Радуница». 195 с.

Топычканов А.В., 2004. Повседневная жизнь дворцового села Измайлова в документах приказной избы последней четверти XVII века. М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография». 368 с.

Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Вып. 6: Вохонская десятина (Московского уезда). М.: Университетская типография, 1888. 169 с.

Зейфер В.А.,Мазурок О.А., Рассказова А.А., 2014. Средневековый некрополь церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Переславле-Залесском // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 10. Москва.: ИА РАН. С. 304-321.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.   т.VII.  СПб., 1892.

 

[1] Силлаби?ческое стихосложе?ние — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения  (в каждой строке 13 слогов, кроме того, после 7 слога обязательный словораздел — цезура).

 

Об авторе

Владимир Игоревич Вишневский,

археолог, историк. Кандидат исторических наук. Работает в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.