«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

24 февраля 2010 года

Люди Богородского края Щёлково

Композитор Титов Н.А., директор Лосинного завода в 1858 г.

Г.В.Ровенский

Композитор Титов Н.А., директор Лосинного завода в 1858 г.

Как начинается поиск?

Краеведческие исследования начинаются иногда совсем нечаянно. Весной этого года закончил я книжку "Лермонтов у Поливановых в Петрищеве" о пребывании юного 16-летнего поэта летом 1831 г . в усадьбе Петрищево (сегодня - Малые Петрищи на Фряновском шоссе). Следующей по очереди лермонтовской темой среди ряда других была "Загадка Н.Ф.И.", главное действие которой развертывалось у Лермонтова в селе Никольское-Тимонино, вошедшем в состав сегодняшнего города Лосино-Петровского. А за ней в задумках шла тема "Печоринское имение у Алексеевки-1", про друга Лермонтова графа Андрея Шувалова, прообраза Печорина из "Героя нашего времени".

Как-то, включив Интернет, включил я поисковую систему РАМБЛЕР и запросил материалы на слова "Лосиный завод". Среди нескольких материалов мое внимание привлекло неизвестное имя - известный композитор многих романсов Титов Н.А. оказывается был директором Лосиного завода.

Так начался поиск материалов об этом "дедушке русского романса". В музыкальном зале Государственной республиканской библиотеки (бывшей "Ленинке") нашелся микрофильм с "Музыкальной газетой" 1900 г ., в которой во многих номерах печаталась биография композитора и шел разбор его мотивных пристрастий. В обзорах музыкального песенного искусства XIX века имя Титова упоминается обязательно. А ответ на вопрос, когда же Титов был директором Лосиного завода, дал Республиканский государственный военно-исторический архив (РГВИА) в Лефортове (Москва). В фондах Комиссариатского депо, ведавшего снабжением армии, к ведению которого относилась фабрика на Клязьме, нашлось немало интересного для краеведа. Подготовив материал для книжки "Композитор Алябьев в Рязанцах" и выпустив книгу "Композитор Данила Кашин 1771-1841. Усадьба Гребнево", начал я собирать краеведческую книжку о третьем композиторе - Титове. Бог троицу любит!

 Дом директора фабрики. Проектный план (Музей г. Лосино-Петровского)

Семья музыкальных талантов

Известно, что гены гармонии и музыкального слуха иногда хорошо передаются по наследству. Тому примеров довольно много. Не исключением была и семья Титовых. В XVIII веке умение танцевать, слагать стихи и писать мадригалы в альбомы барышень, музицировать и знать воинские отличия в мундирах было обязательным приложением к воспитанию молодых людей. Поэтому мы знаем массу творческих личностей, вышедших из XVIII-го и начала XIX-го веков - хороших поэтов и композиторов-любителей.

А что умеют выпускники сегодняшних школ? По-моему, из них умело готовят сереньких неконкурентных личностей, если они сами не сумеют вопреки школе самостоятельно развиться дополнительно.

Дед Николая Алексеевича, "нашего" директора Лосиного завода, Николай Сергеевич Титов был "птенцом века Просвещения". Полковник армии, он увлекался театром и даже сам держал театр в Москве в 1766-69 гг. 5 его комедий были поставлены в Москве. Он был автором музыки к одному из первому "национальному русскому представлению" "Новый год или Встреча Васильева вечера".

Отец - Алексей Николаевич (1789-1827) служил в Конной гвардии, генерал-майор, затем в Комиссариатском депо. Он создал более 20 музыкально-сценических произведений - опер, балетов, мелодрам и музык к спектаклям. Многие его произведения имели большой успех.

Не отставал от отца и брат его Сергей Николаевич (1770-1825), генерал-лейтенант, прекрасный виолончелист и композитор. Его знаменитый балет "Новый Вертер", опера-водевиль "Крестьяне или Встреча незваных" о войне 1812 г . пользовались небывалым успехом. Его сын Николай Сергеевич - офицер Лейб-гвардии Семеновского полка, тоже известен как замечательный композитор, автор многочисленных романсов, исполняемых и сегодня (на слова Пушкина - "Талисман", "Не пой красавица при мне" и др). Часть из них приписывается по ошибке его тезке, "нашему" Николаю Алексеевичу.

Сообщим также о младшем брате Николая Алексеевича, Михаиле (1804-1853), офицере Преображенского полка, вышедшем в отставку в 26 лет и оставившем значительный след в истории русской музыки. Он автор многих романсов на русские и французские тексты и "салонных" фортепьянных пьес "Воспоминание", "Софья-вальс" и др. Музыковеды считают, что он получил более серьезное музыкальное образование чем старший брат и это сказывается на сравнении сохранившихся произведениях братьев.

Начало воспоминания Н.А. Титова в «Русской старине»

Во главе фабрики

Николай Алексеевич был назначен директором Лосинной (так с двумя "нн" нужно писать название фабрики, как написано в старых документах Комиссариатского депо) фабрики на Клязьме ранее 1857 г . и до полного закрытия фабрики в 1859.

Казенная Лосинная фабрика была перенесена сюда из Москвы в 1708 г . В 1850-е полностью реконструированная 30-ю годами ранее фабрика работала успешно. Краевед А.Ф. Ерофеева сообщает, что тогда в Лосиной слободе при фабрике жило 1780 чел: семьи мастеровых Лосинной фабрики и Юхотного завода - 1527 чел., 13 крепостных крестьян, 38 - дворовых, 42 офицера и чиновников с семьями, 121 - солдаты с семьями, 26 чел. семей духовенства Никольской церкви, 13 московских мещан.

В год обрабатывалось от 200 до 240 тысяч лосиных, оленьих, бычьих, телячьих и козьих кож, а сумма годового производства возросла до 1,5-2,3 млн рублей. Ежегодная прибыль составляла более 300 тысяч рублей.

Лосиная фабрика производила кожаные панталоны (лосины), камзолы, перевязи, портупеи, ремни, ранцы. Юхотный завод выпускал сапоги и сапожный товар, головные уборы, перчатки, краги, сумки, туфли для госпиталей.

Но пришло другое время. Перед отменой крепостного права император решил в первую очередь отпустить на волю мастеровых, приписанных к казенным фабрикам. Заодно продумать, нельзя ли обойтись без этих фабрик совсем.

Полковник Титов был направлен директором в это сложное время. С 1.1.1858 была уже упразднена казенная Павловская суконная фабрика. Комиссариатское депо распорядилось освободить солдат и вахтеров Лосинной фабрики для военной службы и заменить их вольнонаемными людьми.

Решением от 25 мая 1858 и эта фабрика была упразднена.

Титову предписано немедленно "донести о чиновниках и воинских чинах, необходимых для фабрики в последнее время ее существования и кто может быть исключен без вреда для фабричной администрации". 18 декабря получено Высочайшее утверждение от 7 декабря Положение Военного совета о назначении торгов на продажу обеих фабрик не ранее чем через 3 месяца после публикации.

Ерофеева пишет, что это сообщение вызвало катастрофу в семьях мастеровых, получавших десятки лет казенный паек на семьи. Начались волнения. И хотя "буйных" пришлось приструнить, нужно было искать компромиссное решение. Пошли навстречу рабочим и передали в их ведение Юхотный (сапожный) завод. Лосинную фабрику объявили на торги, но она никому не оказалась нужна.

Интересно содержание рапорта полковника Титова от 18 марта 1859 г .:

"...Имею честь донести, что оставляемые мною на фабрике, до продажи оной, чиновники необходимы: бухгалтер, для письмоводства и ведения снуровых (шнуровых, прошнурованных хозяйственных - Г.Р.) книг, а помощник его в помощь ему, равно для исправления должности бухгалтера на случай его болезни.

Архитектор, надворный советник Рудольский ("главный архитектор" реконструкции Казенной Лосинной фабрики, автор изданных "Планов фасадов и домов.... Лосинной фабрики и слободы"), прикомандированный к фабрике от Ставропольской комиссии для надзора за плотиною и строениями и для производства не терпящих иногда отлагательств исправлений повреждений в строениях и плотине.

Врач - для пользования остающихся чинов и фабричного населения, за неимением на фабрике и поблизости ея вольнопрактикующего врача.

Число писарей и служителей, оставляемых мною по рапорту признаю возможность уменьшить еще 2 писарям и 6 служителям... только, если Департаменту угодно будет предписать мне передать Кожевенный Завод, до законного ввода мастеровых во владение оным и выдачи на то данной, в ведение приказчика с тем, чтобы общество фабричное само наблюдало за сохранением в целости имущества и строений завода как представляемого им, равно и назначаемого в продажу.

Остальные 14 человек необходимы для содержания постов при провиантском магазине (склад -Г.Р.), при дровяном складе, строениях фабрики и при плотине на реке Клязьме, а также для посылок с пикетами в Москву".

В этом рапорте видна большая забота Титова о жителях слободы - и о враче, и о сохранности плотины, и сохранности зданий фабрики.

Это было последнее сообщение полковника Титова из Лосиной слободы. В мае 1859 г . временное управление фабрикой принял титулярный советник Каблуков.

На портрете Н.А. Титов изображен в 1870-е гг. с Георгиевским крестом за 25 лет "беспорочной службы".

Романсы и марши Титова

Николай Титов в пушкинское время был самым популярным композитором романсов. Не зря, Даргомыжский через много лет прозвал его "дедушкой русского романса". Он не был первым, кто начал писать романсы, но был самым известным среди гвардейцев. "Искренность настроения и теплота чувства, нередко переходящая в сентиментальность, вместе с беспритязательной простотой и общедоступностью композиторского стиля доставили ему широкую популярность у всех наших любителей и любительниц пения. Его перу принадлежат более 60 романсов на русские и французские тексты (первый издан в 1820 г ., последний - в 1868 г .) и более 30 инструментальных танцев (вальсов, полек, кадрилей, также маршей)" - так пишет Музыкальная энциклопедия о Титове. Добавим, что он сочинил немало поэтических текстов для своих романсов и стихотворений для души.

Военную службу он начал без малого в 17 лет (он родился 28 апреля 1800 г . в Петербурге) в Преображенском полку, затем в других полках и на гражданской службе. Большую часть службы прошла в Комиссариатском депо, ведавшем снабжением армии. Отсюда он и ушел в 1867 г . в отставку генерал-лейтенантом.

Первый романс о написал в 19 лет, когда "впервые заговорило сердце". В начале 20-х увлекся танцевальными кадрилями и они стали очень популярными. В 1824 г . он как батальонный адъютант ведал полковой музыкою Финляндского полка и не мог не сочинить несколько маршей, и по словам самого Государя стал главным создателем военных маршей гвардии. Много романсов сочинено им на темы "русских песен". В общем если бы Лосино-Петровский вздумал отмечать творчество своего земляка Титова Н.А., то на весь год пришлось бы отложить все дела, а только петь, да плясать кадрили с вальсами, да маршировать под его музыку и с восторгом кричать "Виват, Титов!". К ним бы присоединились, несомненно, и мы. Гулять, так гулять!

Творчество Титова не совсем забыто в России. Несколько его романсов опубликовано в сборниках, изданных в последние десятилетия. Знаменитые пропагандисты русского романса Уколовы в журнале "Музыка и время" опубликовали к 200-летию композитора очерк о нем и ноты песен "В Париже русский снег" и "Звездочка", и самый его популярный романс "Коварный друг", написанный на слова будущего Московского генерал-губернатора М. Офросимова. Все эти слова и ноты у меня есть. И я готовлю небольшую книжку о жизни и творчестве Н.А. Титова.

 

Звоните, если кому-то захочется побывать в пушкинском времени, по тел. 56-4-32-41 или groven@rambler.ru.

Георгий Ровенский,

краевед (Фрязино)

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.