Богородск-Ногинск. Богородское краеведение
О нас
Новое на сайте
Обратная связь
Ссылки
Объявления

Наша библиотека. Октябрь 2009. Резенов А. А. (редакция Е. С. Меншикова) (окончание) * Хозяйство на торфяных болотах Компании Богородско-Глуховской Мануфактуры //Вестник Торфяного Дела. №4. – Петроград. 1917. С. 36-39.

Резенов А. А. (редакция Е. С. Меншикова) (окончание) * Хозяйство на торфяных болотах Компании Богородско-Глуховской Мануфактуры //Вестник Торфяного Дела. №4. – Петроград. 1917. С. 36-39.

* – начало см . «Вестник Торфяного Дела» №3.

Публикуем одну из глав:

Узкоколейный подъездной путь

Железная дорога пролегает на протяжении 15 верст, соединяя болото с фабрикой мануфактуры; дорога эта относится к разряду узкоколейных при ширине колеи равной 750 мм . Рельсы высотой 80 мм прикреплены к деревянным шпалам костылями.

Подвижной состав приспособлен специально для перевозки торфа (рис. 13). К платформе вагонов прикреплены стойки, вверху скрепленные между собой поперечными балками; к этим стойкам пришиты доски, - не вплотную друг к другу, - но так, чтобы кирпичи торфа не смогли высыпаться.

Средняя часть вагона между стойками открыта и служит при нагрузке дверью, но потом, по мере заполнения вагона торфом, она закладывается досками. Вагоны крыш не имеют, а потому легко нагружаются доверху путем накидывания торфа в вагон, как бы в ящик; также легко производится и разгрузка вагона подведенного вплотную к зданию котельной: рабочие взбираются на верх вагона и скидывают оттуда торф в особые вагонетки и опрокидными кузовами (обыкновенное употребляемые при земляных работах), на которых он отвозится непосредственно в котельную, куда проложен путь к загрузочным воронкам: торф из вагонетки вываливается рабочими прямо в загрузочные воронки топок (рис. 14).

В такой вагон нагружается 2-2 ? куб. саж. Торфа, весом 500-650 пудов. Обычный состав поезда – 8-10 вагонов, гружёных торфом или пнями, добытыми из карьеров, и одного-двух вагонов пассажирских.

Весь подвижной состав дороги выражается в следующем: 31 вагон для перевозки торфа вышеописанного устройства) и 2 паровоза, мощностью в 50 лош. сил. На рис. 15 изображено паровозное депо, расположенное на краю Рюминовского болота*.

Поезда отходят ежедневно по одному разу, как с болота на фабрику, так и обратно. Для проезда служащих предоставлен особый пассажирский вагон, в котором также могут ездить и частные лица за плату в 30 коп. за все расстояние. Такая постановка дела представляет большие удобства для населения ближайших к дороге селений, давая дешевое и удобное сообщение с г. Богородском. На 12 версте от фабрики и в 3 верстах от конторы болота, рядом с селом «Тимково», выстроена станция под тем же наименованием (рис. 16). Здесь имеется общий зал для публики, ожидающей поезд; в другой же половине здания устроена квартира для дорожного мастера, на обязанности которого лежит наблюдение за состоянием пути и ремонтом его.

К основному пути пристраиваются, по мере надобности, другие переносные пути (ширина колеи в 600 мм ), устройство этого пути было описано выше. По этому последнему пути торф перевозится из штабелей и складывается в караваны, из которых нагружается в вагоны. Число таких вагонеток на болоте – 75. Перевозка нагруженных вагонеток совершается с помощью маленького паровоза («кукушка»).

Примечание:

* - правильно – Рюминское болото. В начальной части статьи, глава из которой публиковалась в №3 «Вестника Торфяного Дела», дается краткая характеристика местоположения этого болота: «Торфяное болото под названием «Рюминская дача» расположено на границе Московской (Богородский уезд) и Владимирской губерний, в районе водораздела рек Шерны, Дубны и Россои, впадающих в реку Клязьму. Река Шерна протекает в юго-западное стороне района, в расстоянии 7 верст от озера Белого, а река Россоя в восточной стороне, где к ней проилегают кварталы 19, 26 и 32 болота. Река Клязьма находится в южной стороне района, в расстоянии 15 верст от болота… Вся дача площадью 2900 десятин… На болоте расположены следующие озера: Вьюново, Белое, Серое, Черное, Тоницкое и Мочино…»

Поезд, нагруженный торфом

Котельная ткацкой фабрики. (Направо видны загрузочные воронки топок)

Паровозное депо

Станция Тимково

Дизайн - студия Varvar.ru. При использовании материалов сайта Богородск-Ногинск ссылка категорически приветствуется.

Вверх.

На главную страницу.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования