Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
28 января 2015 года

Древние пути восточного Подмосковья

Алексей Симонов

Древние пути восточного Подмосковья

Стромынская дорога

 

Одной из старейших дорог Подмосковья считается Стромынская дорога, позднее Стромынский тракт. Эта дорога вела из Москвы через село Стромынь в Киржач, далее в Юрьев-Польский, Ростов Великий и далее в Суздаль и Владимир. О древности этой дороги писали известные историки: С.Ф. Платонов (1), М.Н. Тихомиров (2). А знаток московской старины П.В. Сытин отмечал: « В лесу проходила Стромынская дорога из Москвы через Черкизово в село Стромынь, лежавшее в 60 км к востоку, и в город Суздаль. По преданию, по этой дороге в 1382 г., когда к Москве подступил Тохтамыш, ушел на север собирать войска Дмитрий Донской» (3).

Московский краевед К.А. Видов предполагал, что Стромынская дорога существует с XI века и именно по ней прошёл Владимир Мономах в 1101-10102 годах из Киева в Залесскую Русь «сквозь вятичи» (4).

Краевед П.П. Копышев высказывал мнение, что Стромынка возникла лишь в XIV веке, позднее Большой (Великой) Владимирской дороги, уменьшавшей расстояние последней с 200 до 160 км.

Известно, что в 1395 году при угрозе нападения войск Тамерлана, из Владимира в Москву была принесена икона Божией Матери Владимирская. Из Владимира икону несли крестным ходом через Переславль-Залесский, вероятно, по Большой (Великой) Владимирской дороге. В житии преподобного Сергия Радонежского говорится, что Большая Владимирская дорога была проложена в 70-е годы XIV века, а именно участок от города Радонежа через Троице-Сергиев монастырь до Переславля-Залесского. До построения дороги через Троице-Сергиев монастырь в Переславль ездили по более старой дороге –«великая дорога старая Переяславская лесная». Археолог С.З. Чернов указывает, что «по землям Радонежа , Вори и Кинелы пролегали две дороги на Переславль ( через Радонеж и Стогово и через Хомутово и Иевлево), связывавшие Москву с её заволжскими владениями» (5). Общим у трёх дорог: Стромынской, Хомутовской и Старой Переславской лесной (через Стогово и Иевлево) является направление – северо-восток, т.е. Залесская или Ростово-Суздальская земля, позднее Владимирское княжество.

Неизвестный автор в 1896 г. писал: «из Москвы в Переславль-Залесский в XII веке ездили, очевидно, по Стромынке до Шернского леса, а от Шернского леса дорога на Переславль существовала уже в 1177 г.» (6).

Несомненную древность Стромынской дороги подтверждают археологические данные, отмеченные на карте-схеме. Монастырь Спаса-Преображения у Медвежьего озера конца XIV века, городище Громково XI- XII вв., городище п. Свердловский VI-VIII вв., курганные группы XI-XIII вв. Анискино, Громково и Авдотьино, а также один из древнейших погостов – Берлюковский.

Таким образом Стромынка проложена не позднее XI в. как путь из древнейшего города Залесской Руси Ростова в стратегически важную юго-западную окраину Ростово-Суздальской земли – будущую Московию, где воедино связывались важные сухопутные и речные пути.

Вероятнее всего, по Стромынке двигались потоки мигрантов из южной и юго-западной Руси в XI- XII вв. Известно, что переселенцы и свой уклад и свои названия. «Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, - всё это южно-русские названия, которые мелькают чуть ли на каждой старнице старой киевской летописи в рассказе о событиях в южной Руси» (7). Место, где дорога Стромынка пересекает реку Ворю издревле называется «Берлюки». Рядом на реке Воре расположено несколько курганных групп XI-XIII вв., позднее в XVII веке здесь возник известный Берлюковский монастырь. Интересно, что само слово «берлюк» или «бирюк», означающее одинокого волка или нелюдимого человека, является характерным для южно-русского наречия. Вот, что пишется об этом в церковно-славянском словаре: «Бирюк – волк, это название существует у юго-восточных и юго-западных народов, на севере оно не существует» (8). Очевидно, что название местности - «Берлюки», как и другие названия, является следом миграционного потока XI-XII вв.

По поводу названия Стромынской дороги существует несколько версий. Но, вероятнее всего, дорога получила название по основанному на ней в 1379 г. преподобным Сергием Радонежским Успенскому монастырю на Стромыни, т.е. на крутом берегу реки Дубёнки. Чему собственно и будет посвящён следующий очерк.

Источники:

  1. С.Ф. Платонов Очерки по истории Смуты. Спб., 1901. С. 30.
  2. М.Н. Тихомиров Россия в XVI ст. М., 1962. С. 94.
  3. П.В. Сытин Из истории московских улиц. М., 2000. С. 425.
  4. К.А. Видов Стромынская дорога // Наука и жизнь. 1992. № 11. С. 134.
  5. С.З. Чернов Происхождение вотчин XIV- XV вв. в районе Троице-Сергиева монастыря. М., 1983. С. 5.
  6. Монастырь-пустынька Спаса-Преображения у Медвежьего озера // Московские церковные ведомости. М., 1896. № 21. С. 274.
  7. В.О. Ключевский Русская история. Кн. 1. М., 1993. С. 256.
  8. Г. Дьяченко Полный церковно-славянский словарь. М, 1900. С. 891.
 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank