«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

28 января 2015 года

Богородский атлас

Древние пути восточного Подмосковья. Часть 5

« предыдущая следующая »

Дорога на Владимир

Алексей Симонов

Нынешнее Нижегородское (Горьковское) шоссе из Москвы во Владимир в некоторых местах частично совпадает с пролегавшим здесь в прошлом Владимирским трактом. Существует несколько мнений, когда именно возникла данная дорога. Известно, что в XIV в. из Москвы во Владимир ездили по Большой (Великой) Владимирской дороге. Эта дорога проходила через Троице-Сергиев монастырь и Переславль-Залесский далее через Суздаль и Юрьев- Польский. По мнению краеведа П.П. Копышева, это вторая Владимирская дорога, она моложе первой на 250-300 лет и моложе Стромынки на 100-150 лет.

П.В. Сытин писал: «Шоссе Энтузиастов, до 1919 г. Владимирское шоссе, являлось древней дорогой из Москвы во Владимир. В конце XIV в. оно постепенно заменило старую дорогу, шедшую по Ярославскому шоссе» (1).

Однако, каких-либо письменных источников, подтверждающих существование Владимирской дороги в XIV - XV вв. не существует. Не подтверждается это и археологическими данными. На данном пути из Москвы во Владимир нет ни древних поселений, ни монастырей.

Некоторые исследователи связывают возникновение Владимирской дороги с учреждением почтовой службы в конце XV- начале XVI вв., а также с Казанскими походами Ивана III 60-80-х годов XV в. и Казанскими походами Ивана IV 1547-1552 гг. Также связывают возникновение Владимирской дороги с присоединением Сибири к Русскому государству после походов Ермака в 1581-1582 гг.

Факты говорят, что Владимирской дороги не существовало в XIII в., так как монголо-татары в 1237-1238 гг. двигались из Москвы во Владимир либо по Великой Владимирской дороге (через Переславль-Залесский) либо от Коломны к Клязьме и далее по реке во Владимир. Не существовало Владимирской дороги и в конце XV в., так как летописец о походе Ивана III на Казань в 1468 г. пишет: «Войска шли лесами, без пути».

Крупные населённые пункты появляются вдоль Владимирской дороги лишь в XVIII-XIX вв. На её протяжении также нет населённых пунктов и монастырей, имеющих оборонное значение, характерных для XIII-XV вв.

С целью прояснения вопроса следует обратиться к текстам Судебников 1550 г. и 1589 г. в которых есть указания о стоимости проезда от Москвы до других городов. В главе «О езду, сколько от Москвы до которого города езду» Судебник 1550 г. устанавливает, что «до Юрьева рубль, до Володимеря рубль с четвертью, до Суздаля рубль с четвертью» (2). Судебник 1589 г. устанавливает такую же стоимость проезда (3). На составленной по данным фактам схеме видно, что в XVI в. из Москвы во Владимир ездили через Юрьев-Польский, т.е. по Стромынской дороге. Прямое сообщение об этом находим у И.Я. Гурлянда:

 

 

«Под 1508 г. читаем о ямах от Москвы до Юрьева, пожалованного бывшему Казанскому царю Авдул-Летифу» (4).

Первым историческим документом, свидетельствующем о наличии пути из Москвы во Владимир через село Рогожи (впоследствии г. Богородск) и Вохну (впоследствии г. Павловский Посад) является грамота властей Троице-Сергиева монастыря крестьянам Вохонской волости, о посылке челобитчиков в Москву для испрошения у Государя помилования за измену (5). В данной грамоте власти Троице-Сергиева монастыря в 1609 г. упрекают Вохонских и Рогожских священников, старост и целовальников в том, что « И вы тоя своея вины не покрыв и у Государя Царя и Великого Князя Василья Ивановича всея Руси милости не упросив, опять своровали, из Володимеря Государевых людей к Москве не пустили, с войною воротили...» [9].

Таким образом, Владимирская дорога была проложена между 1589 г. и 1609 г. Понятно, что в период голода 1601- 1603 годов и в последующий период Смуты и войны строительство дороги невозможно. Период построения сужается с 1589 г. до 1601 г. Что это за период? С 1587 г. во время правления царя Фёдора Иоанновича (1557-1598) фактическим единоличным правителем государства, получившим право самостоятельных дипломатических сношений, был Борис Годунов (ок. 1552-1605), избранный Земским собором на царствование в 1598 г. (6). Как раз время учреждения Ямского Приказа приписывают именно Борису Годунову. Князь Юрий Фёдорович Щербатов (1630-1737) говорил, что в 1596 г. учреждены были охотники по ямам, дабы содержать лошадей для езды за прогоны для государственных дел (7). Борис Годунов, по отзывам современников, обладал выдающимися способностями государственного деятеля. В период его правления было построено множество крепостей и церквей. Кроме всего прочего Борис Годунов руководил колонизацией Сибири, что определённо требовало оптимальных путей сообщения.

Несомненно, что Владимирская дорога, из Москвы через Рогожи, была построена в период правления Бориса Годунова, в 90-е годы XVI века.

Источники:

  1. П.В. Сытин. Из истории московских улиц. М., 2000. С. 428.
  2. Судебники XV-XVI веков. М.-Л., 1950. С. 46.
  3. Судебники XV-XVI веков. С. 389.
  4. И.Я. Гурлянд Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль., 1900. С. 53.
  5. Акты исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. Спб., 1841. Т. 2. (1598-1613) С. 250-252.
  6. Отечественная история. Энциклопедия. М., 1994. Т.1. С. 273.
  7. Г. Успенский. Опыт повествования о древностях русских. Харьков. 1818. С. 300.

[9] Полностью текст грамоты публикуется в приложении.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.