Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Древние пути восточного Подмосковья

Алексей Симонов

Древние пути восточного Подмосковья

Сухопутные пути древней Руси. Предыстория

 

Сухопутные дороги на Руси существовали уже в X-XI веках, так как первое упоминание о взимании мыта (налога) на мостовых переправах через реки («урок мытников») имеется в Русской правде. Кроме того, известный летописцу обычай вятичей ставить сосуды с пеплом усопших «на столпех на путех» также может указывать на наличие более или менее устойчивых сухопутных дорог.

Иногда возникновение сухопутных дорог связывают с торогово-экономической функцией. Однако, сам термин «дорога», появившийся в XII веке, обозначает путь, только что пройденный войском. Так, князь Изяслав возвращается из Владимира Волынского «по королеве дорозе», т.е. по пути только что пройденном войском венгерского короля (1). А в «Повести временных лет» говорится, что Киевский князь Владимир в 1014 г. перед походом на своего непокорного сына Ярослава Новгородского приказывал «расчищайте пути и мостите мосты» (2). Таким образом, можно предположить, что прокладка первых сухопутных путей на Руси связана с военно-стратегической и политической функцией, с развитием и усилением княжеской власти, с функцией охраны и защиты пределов своего княжества, с возможностью скорейшего передвижения военных подразделений на стратегически важные рубежи.

Очень показателен кружной путь, которым ездили в XI веке из Киева в Суздаль. Суздаль и Муром объединились с Кивской Русью культурно и политически гораздо раньше, чем вятичи. Вятичи жили, как известно, по реке Оке и её притокам: Москве, Клязьме и др. А Суздальская земля в старину именовалась Залесской – это название дано ей Киевской Русью, от которой она была отделена дремучими лесами вятичей. В Повести временных лет говорится, что Глеб Владимирович в 1015 г. едет из Мурома в Киев через верховья Волги и Смоленск (3). Обход делался, чтобы миновать землю вятичей. В конце XI века Владимир Мономах в Поучении говорит «А в вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его». Отсюда мы узнаём имя единственного известного нам князя вятичей – Ходота. Князьям из рода Рюриковичей в XI веке вятичи вообще не подчинялись. Отсюда очень показательна характеристика племени вятичей киевским летописцем: «жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и три жены»(4). Понятно, почему летописец негодовал по поводу обычаев вятичей, ведь они не подчинялись Киеву.

Согласно народно-этимологической версии, приведённой в Повести временных лет, название вятичей произошло от родоначальника племени Вятко, уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав. На сегодняшний день наиболее актуальной является версия о том, что название вятичей восходит к корню праславянского «vet-«большой», и, в конечном счёте, сопоставимо с такими этнонимами, как венеды (венеты) и вандалы, восходящие к тому же корню. Все эти этнонимы, вероятно, имели значение «большой народ» (5).

Покорение вятичей началось не с запада, а с востока, где преграда лесов была реже. В 1096 г. впервые в летописи упоминается Рязань, нынешняя Старая Рязань. Какие колонизационные процессы вызвали её основание, мы не знаем. Первое упоминание Рязани связано с войнами Олега Святославовича.

Таким образом, небольшой восточный кусок земли вятичей стал в самые последние годы XI века одной из многочисленных княжеских волостей. Основная же масса оставалась обособленной. Только этой обособленностью и можно объяснить, что у вятичей так долго держался архаический обычай погребения на столбах на путях. Во всей остальной Руси в XI веке были уже распространены курганы с трупоположением. В XII веке у вятичей также распространились курганы. Это вполне согласуется с летописью, так как в XII веке обособленности вятичей приходит конец. Отражением этого процесса являются войны XII века на их территории(6).

В 1146 году Святослав Олегович (сын Олега Черниговского) был изгнан из Новгорода-Северского своим двоюродным братом Владимиром Давыдовичем, княжившем в Чернигове. Святослав по совету дружины «пойде в лесную землю», ушёл к вятичам. Святослвав вошёл в союз с Юрием Долгоруким. Шесть лет война шла на территории вятичей.

В связи с этим упоминаются многие города. В том числе и Москва.

Значение походов Юрия Долгорукого В.О. Ключеский отмечает в следующих словах: «Если Мономах ещё с трудом проехал здесь в Ростов с малой дружиной, то сын его Юрий Долгорукий, во время упорной борьбы со своим волынским племянником Изяславом, водил уже прямой дорогой из Ростова к Киеву целые полки. Это заставляет предполагать какое-то движение в населении, прочищавшее путь в этом направлении сквозь непроходимые леса» (7).

Археология доказывает, что крепости с земляными укреплениями имели к этому времени на территории Оки двухтысячелетнюю давность. Но до XII века вятические города не интересовали летописцев. Только с XII века в них стали сидеть князья или княжеские посадники, и это тесно связано с происшедшими хозяйственными изменениями. Поэтому и сами имена городов стали встречаться в летописных историях усобиц. Следующие, дотоле неизвестные вятические города упоминаются в летописях в XII веке: «Козельск, Коломна…» (8).

Кроме военного значения сухопутные пути, несомненно, прокладывались и с целью торгово-экономической. Хорошо известны, например, торговые связи Киевской Руси с Волжской Булгарией.

Восточные географы (Джейхани, Идриси) сохранили сведения об одном из путей, связывавших Булгар с Киевом, измеряемом только в одних сухопутных мерах. Реконструкцию этого пути на основе археологических данных предложил Б.А.Рыбаков, который рассматривает основные крупные остановки этого маршрута, расстояние между которыми равно «дневке» (35 км.) или двум дневкам (9).

Кроме военных и торговых путей прокладывались и пути регионального значения. С распадом Киевской Руси и началом периода усобиц, продолжавшегося с XII по XV века, формировались феодальные княжества во внутренних областях Древней Руси. Внутри княжеств получали развитие местные интересы, вопросы торговли и самостоятельности каждого из княжеств были неотделимы от надёжных путей.

К этому времени, первой половине XII века, относятся интереснейшие попытки создания искусственных водных путей, прорытия каналов, вызванных или заботой об улучшении водного пути или стремлением отдельных княжеств организовать независимые торговые пути в пределах своей земли (10).

Таким образом, можно выделить три основных побуждающих фактора построения путей сообщения: военный, экономический и региональный.

Источники:

  1. Н.Н. Воронин. Крепостные сооружения. // История культуры древней Руси. Т. 1, М.-Л., 1951. С. 308.
  2. Повести Древней Руси. М., 2009. С. 220.
  3. Повести Древней Руси. С. 224.
  4. Повести Древней Руси. С. 167.
  5. wikipedia - Вятичи
  6. А.В. Арциховский. Курганы вятичей. М., 1930. С. 156.
  7. В.О. Ключевский. Русская история. Книга первая. М., 1993. С. 254.
  8. А.В. Арциховский. С. 159.
  9. Т.А. Никольская. Земля вятичей. М., 1981. С. 286.
  10. Н.Н. Воронин. С. 298.
 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank