«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

28 января 2015 года

Богородский атлас

Древние пути восточного Подмосковья. Часть 2

« предыдущая следующая »

Древнейшие поселения, курганы и погосты

Алексей Симонов

С глубокой древности Подмосковье было заселено людьми. Археологами в восточном Подмосковье обнаружены стоянки древнего человека эпохи палеолита, мезолита и неолита. Однако, как утверждают, наши предки славяне появились на территории будущего Подмосковья сравнительно недавно, примерно в IV-VII веках нашей эры. В соответствии с одной из точек зрения, с запада сюда пришли кривичи из района нынешнего города Смоленска, с юго-запада – вятичи, а с севера – новгородские словене. Учёные также говорят о присутствии в нашем крае племён угро-финской группы: меря, весь, мурома и др. Эти племена находились на более низком уровне развития, чем славяне, они мирно восприняли пришельцев, ассимилировались и обрусели. Известный исследователь древнерусской народности профессор В.В. Седов пишет: «По-видимому, летописец, отмечая, что «перьвии насельници … в Ростове меря», имел в виду не финноязычное племя, а древнерусское население, проживавшее в землях мери, активно включенной в ассимиляционный процесс» (1).

Используя в качестве подосновы административно-терроториальные границы бывшего Богордского уезда Московской губернии, занимавшего значительную часть восточного Подмосковья в XVIII-XX вв., на приведённой ниже, карте-схеме отмечены наиболее крупные древнейшие поселения, курганные группы и погосты. В определённой степени это поможет выяснить картину древней заселённости края и возможных путей сообщения.

 

А) Славянские сельские поселения и городищи.

 

Сельские поселения домонгольского периода (до 1237 г.) в Подмосковье делятся на два типа: приречный и мысовой. Преобладающим типом являлся приречный, что говорит о связи этих поселений с реками – основными транспортными артериями, пойменные луга которых были удобны для земледелия.

Наиболее безопасный тип поселения с точки зрения обороны – мысовой. Он господствует по течению рек Клязьмы и Нерской. По мнению историков, именно эти реки служили древнейшими путями миграционных и колонизационных потоков (2).

Структурно сельские поселения XI-XII вв. состоят из неукреплённого общинного центра или укреплённого городища и тяготеющих к нему мелких неукреплённых поселений – селищ.

Общинным центром в IX-XI вв. в нашем крае археологи признают среднее течение реки Нерской – селище Куровское. В XII в. возникают следующие общинные центры: Алексеевское, Жилино-Горки, Вохонское и Анциферово (3).

Краевед В.Д. Огурцов, изучая процесс заселения восточного Подмосковья писал: «Последовательность образования удельных княжеств, интересы которых были направлены на междуречье Клязьмы и Оки, выглядит так: Муромско-Рязанское княжество (XI в.), Ростово-Суздальское княжество(XI в.), Владимирское княжество (1212 г.), Московское княжество (около 1263 г.) Из этого можно сделать вывод, что процесс освоения междуречья Клязьмы и Оки начался не с запада (со стороны Москвы), а с севера (из Ростово-Суздальской земли) и с юго-востока (из Рязанского княжества)» (4). Можно предположить, что юго-восточная часть Подмосковья, существующие ныне Орехово-Зуевский и Павлово-Посадский районы по рекам Нерской и Вольной заслелялись из Рязанского княжества, а северо-восточная часть: нынешние Щёлковский и Ногинский районы по рекам Клязьма, Воря и Шерна заселялись из Ростово-Суздальской земли.

Городищами или городами в древней Руси являлись укреплённые общинные или волостные центры. Городище окружал ров с водой, земляной вал, иногда до 10 метров высотой и выше, на вершине которого стоял частокол или деревянные крепостные стены. Имелись также въездные и выездные ворота, подземные ходы на случай осады. Городища располагались в географически выгодных, защищённых естественными препятствиями местах – излучина реки, овраг, болота и т.д. Вокруг таких городищ как правило группировались более мелкие населённые пункты – посады или селища, а также более удалённые деревни и сёла, население которых стекалось в укреплённый город в случае опасности. Известный историк С.Б. Веселовский отмечал, что в глубокой древности в округе нынешней Москвы радиусом примерно в 50 км. существовало до четырёх десятков бывших городков (5). Иностранные путешественники называли тогда нашу местность – «Гардарика», что по-скандинавски значит Страна городов.

На речке Ширенке, притоке реки Шерны в Щёлковском районе Подмосковья археологом С.З. Черновым было открыто и исследовано городище XI-XIII века «Могутово» или «Шерна-городок». Впервые оно упоминается в духовной грамоте (завещании) Великого князя Дмитрия Ивановича Донского в 1389 г. В писцовых книгах 1623-1624 гг. поселение называется «Могутово, Шеринское городище тож». По мнению А.А. Юшко и С.З. Чернова это городище являлось укреплённым волостным центром. Недалеко от нынешней деревни Могутово сохранились валы этого городка.

Также археологи предполагают существование в XI-XIII веках городища у деревни Громково Щёлковского района. При строительстве дома отдыха МИД остатки этого городища были разрушены (6).

Посёлок Свердловский Щёлковского района в прошлом назывался деревней Городищи. Топоним говорит сам за себя. В древности здесь был укреплённый город датируемый учёными VI-VIII вв. При строительстве остатки памятника разрушены (7). Археологами обнаружены в п. Свердловском керамику дьяковской культуры. Следует отметить, что посёлок расположен в месте, где река Клязьма делает крутой поворот, что создаёт защищённость места с двух сторон.

 

Б) Погосты.

 

С.Б. Веселовский определял этимологию слова погост как – место, где останавливались погостить приезжие торговые люди (8). Также погосты служили местом остановок князей, выезжавших на полюдье, т.е. для сбора дани с подчинённых им территорий. Погосты, как места княжеских остановок имели значение определённых территориальных центров. Согласно летописных известий система погостов на Руси была установлена во времена княгини Ольги (890 (894) – 969).

Естественно, погост – это наиболее удобное и защищённое место в округе. До него легко добраться со всех близлежащих селений, поэтому такие места изначально выбирались славянами для общественных собраний и религиозных культов. Погосты также - места древних языческих капищ, посему это место имело сакральный характер защищённости общей молитвой, жертвоприношением и т.д. Как и курганные группы, погосты располагались на возвышенных берегах рек, река также имела мистическое значение у славян.

С принятием христианства языческие идолы на погостах свергались и на их месте строились храмы. Так, исторически, понятие погост трансформировалось в церковный приходской центр с прилегающим к нему кладбищем.

Историк Б.А. Рыбаков отмечал, что имеющиеся в московских писцовых книгах XVI в. погосты как «феодальные церковные образования» не имеют никакого отношения к центрам «старых территориальных общин».

Таким образом, древние погосты нашего края можно выявить лишь, соотнося их территориальную близость к общинным центрам XI-XIII веков.

Историки предполагают, что древнейшими погостами были те, где позднее возникли христианские храмы в честь порока Илии. Дело в том, что одним из самых почитаемых богов у славян был Перун – бог грома и молнии. Смягчая процесс замены религии христиане заменили Перуна на похожего громовержца – пророка Илию. Таких погостов на территории бывшего Богородского уезда два: Ильинский в Муравьишах у реки Шерны и Ильинский на речке Гуслице, каждый из которых тяготеет к древним общинным центрам XI-XIII веков.

Также к наиболее древним погостам можно отнести:

В) Курганы и курганные группы.

 

Существующие в нашем крае курганы в основном свидетельство погребального обряда славян XI-XIII веков. Обнаружены как отдельные курганы, так и курганные группы – древние славянские кладбища, насчитывающие иногда более 100 насыпей высотой от 0,3 до 3 метров и диаметром от 4 до 18 метров.

Предполагают, что по течению рек Клязьма, Воря и Москвы до впадения её в Оку, проходила граница славянских племён вятичей и кривичей. Это предположение сделано на основе археологических исследований погребений.

Как правило, курганные могильники расположены поблизости от селищ и общинных центров. Большинство курганных групп расположено по берегам рек. Вероятно, это связано с языческими верованиями, так как у славян река символ жизни и смерти. Понятие «потусторонний мир» у индо-европейских народов первоначально имело значение «относящийся к воде» или «находящийся за водой/рекой». В Подмосковье есть река Нара. Интересно, что на санскрите «nar» - вода, а «naraka» - загробный мир (9).


Рис. 2. Городищи: 1.Могутово – XI-XIIIвв. 2.Громково – XI-XIIIвв. 3.Свердловский – V-VII вв.


Общинные центры: 1.Куровское – IX-XI вв. 2.Алексеевское – XII вв. 3.Жилино-Горки - XII вв. 4.Вохонское - XII вв. 5.Анциферово - XII вв.


Погосты: 1.Ильинский на Муравьищах 2.Ильинский Гуслицкий 3.Спаса на Мошеве (Гуслицкий монастырь) 4. Петропавловский на Клязьме 5.Дмитровский на Вохне 6.Богословский у Шерны и Клязьмы 7.Христорождественский на Данилищевом озере 8.Аристов на р. Вздериноге 9.Берлюковский наВоре.


Курганные группы XI-XIII вв.: 1.Анискино 2.Громково 3.Каблуково 4.Кармолино 5.Осеево 6.Обухово 7.Авдотьино 8.Богослово 9.Анициферово 10.Куровское 11.Казанское 12.Соколово

Наиболее крупные курганные группы в Щёлковском районе: Анискино – не менее 140 курганов, Громково – 39, Каблуково – 55, Кармолино – не менее 56, Осеево – 152. В Ногинском районе: Обухово – 30, Авдотьино – 22, Богослово – 30, Вишняково – 36, Соколово – около 100. Орехово-Зуеский район: Анциферово – 81, Воинова гора – 30, Куровское – 48. Павлово-Посадский район: Казанское – около 100.

Естественно, что наличие крупной курганной группы, тяготеющей к общинному центру, а также наличие древнего погоста свидетельствует в определённой мере о существовании транспортной коммуникации, которая может быть водной, сухопутной или смешанной.

На приведённой карте-схеме (рис.1), за подоснову которой взята часть Подмосковья в границах бывшего Богородского уезда, отмечены археологические памятники. В основном это курганные группы и общинные центры XI-XIII вв. и тяготеющие к ним погосты. Наибольшую концентрацию мы видим в направлении северо-восток, т.е. направление совпадающее со Стромынским и Хомутовским трактами. Также есть основания предполагать наличие сообщения по оси север-юг от района Гуслицкого Ильинского погоста через общинный центр Вохна и далее на север – общинный центр Жилино-Горки и Ильинских погост на Муравьищах. Данное направление совпадает с гипотетическим путём из Коломны в Переславль-Залесский через Вохну, о котором повествует летописное сообщение XIV в., подробнее о котором в соответствующем очерке.

Источники:

  1. В.В. Седов. Древнерусская народность. М., 1999. С. 158.
  2. А.А. Юшко. Московская земля IX-XIV веков. М., 1991. С. 28.
  3. А.А. Юшко. С. 43.
  4. В.Д. Огурцов. О топонимах Шувой, Гуслица, Вольная. //Альманах «Богородский край», Ногинск-Богордск. № 3. 2001. С. 51.
  5. С.Б. Веселовский. Подмосковье в древности. М., 2002. С. 27.
  6. Археологическая карта России. Московская область. ч. 1. М., 1994. С. 261.
  7. Археологическая карта России. Там же.
  8. С.Б. Веселовский. С. 29.
  9. М.М. Маковский. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996. С. 77.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.