Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Древние пути восточного Подмосковья

Алексей Симонов

Древние пути восточного Подмосковья

Приложение 1.[16]

 

1609 после Мая 9. Грамота властей Троицкаго Сергиева монастыря крестьянам Вохонской волости, о посылке челобитчиков в Москву для испрошения у Государя помилования за измену.

 

Живонанальные Троице Сергиева монастыря от архимандрита Иасафа и всего собору, в волость Вохну, старостам и целовальникам и всем крестьянам. Преж сего, апреля в 23 день, писали мы к вам, что Государь Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии, дал дому Живоначальные Троицы и Пречистые Богородицы и великого Чюдотворца Сергея, не помня ваших вин, вас пощадил. И после того, многих волостей крестьяне пошли к Государю Царю и Великому Князю Василью Ивановичу всеа Русии с повинными; и вы, забыв дом Божий и Государево Царское жалованье, крестьян переимали: и вы для чего отступили живаго Бога, и служите бесовскому мечтанию? Грех ради наших, люди смутилися, и узнав свой грех обратилися к Богу, и Государю Царю и Великому Князю Василью Ивановичу всеа Русии вины свои принесли: везде Литовских людей и воров имают, а иных побивают. А вы, бедные, на что ся надеете? У Москвы на посаде живете, а так плутаете. Толко б Государь Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии, для дому живоначальные Троицы и Пречистые Богородицы и великих Чудотворцов, вас не пощадил, и великий Святейший Гермоген Патриарх не упросил, и вас бы и попелу не осталося. И вы тоя своея вины не покрыв и Государя Царя и Великого Князя Василья Ивановича всея Русии милости не упросив, опять своровали, из Володимеря Государевых людей к Москве не пропустили, с войною воротили; и Государевы бояре приговорили: на вас рать послати и до конца разорити. И Мая в 9 день, Вохонские волости крестьянин Филка Тимофеев Государю Царю и Великому Князю Василью Ивановичу всеа Русии, от вас, Вохонских и Загарских и Рогожских священников, и старост и целовальников, и во всех крестьян место, принес повинную челобитную, в челобитной пишете, что вас воры Литовские люди и казаки осилили, и вы неволею, из-под сабли им крест целовали: и Государь Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии, для дому Живоначальные Троицы и Пречистые Богородицы и великого Чудотворца Сергея, и вашего ради моления, о вас милосердуя, вину вам отдал, рати своея на вас послати не велел, а велел нам к вам отписати, что в прежних винах ваших Государь на милость положил, а за разоренье ваше велел вам милосердное свое слово сказати, лготу; а вам вперед так не дуровати, Государевых людей не имати, а о всем бы вам Государю прямити, и Государевых людей к Москве пропущати. А милость Божия Московскому Государству и всем православным крестьяном есть: князь Михаило Васильевич с многими людми, Русскими и Неметцкими, пришол во Тверь; в Белозерцом и Каргополцем, и из всех Поморских городов, из Ерославля и из иных городов, и Смоляном, велел сходится вскоре. А то вам и самим ведомо, что городы и многие волости, которые в смуте были, все ко Государю обратилися и вины свои принесли; и вы б Государю Царю и Великому Князю Василью Ивановичу всеа Русии службу свою показали: всю его Царскую волю сотворите, и тем вину свою покроете и милость царскую узрите. И вы нашему писму не верили: от воровства не отстали по прежнему своему злонравному обычаю, к Богу не обратилися и Государевы воли ни в чем не сотворили, аки злые Люторы, на православную веру вооружилися, крестьянскую кровь аки воду проливаете, не рассуждая будущего суда Божия, а Царского меча и огня. И Государь вас велел посмирити, а не до конца разорити, ожидаю вашего обращения: и вы, бедные, порадейте сами о собе, не погиньте до конца, пришлите ко Государю Царю и Великому Князю Василью Ивановичу всеа Русии с челобитную, о винах своих просити милости, чтоб над вами Государь милость показал, вперед на вас рати своея не посылал, и людем своим Царским вас оберегати велел. А Государь Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии, для дому Живоначальные Троицы и Пречистые Богородицы и великих Чудотворцев Сергия и Никона, вас пощадит, и вины ваши вам отдаст, и людей вам на береженье даст. А не обратитеся к Богу, и Государю людей добрых с челобитными не пришлете: и Государь Царь велит на вас послати рать свою многую, и велит вас пленити и жечи до основанья. И вперед вам от кого милости ждати? И вам бы однолично людей с челобитною прислати, и крестьяном с хлебом и с товары велите ехати, торговати по прежнему: по тому и правда ваша объявится.

 

Подлинник писан столбцем, на двух листах. Был сложен пакетом, имеет на обороте надпись: в волость Вохну, старостам и целовальникам и всем крестьяном нашим. – Из коллекции актов, приобретённых в Швеции Соловьёвым.

 

Источник: Акты исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. Т. 2 (1598-1613). Спб., 1841. С. 250-252.

 


[16] Тексты грамот частично изменены в связи с современной орфографией.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank