«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует,
в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Богородск-Ногинск. Богородское краеведение / Богородский атлас

Богородск-Ногинск. Богородское краеведение
Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

Древние пути восточного Подмосковья

Алексей Симонов

Древние пути восточного Подмосковья

Древний путь из Переславя-Залесского в Коломну

 

На карте Богородского уезда XIX века обозначен Коломенский тракт, связывающий г. Коломну и г. Павловский Посад (Вохну). Попробуем проследить данное направление, историю возникновения пути, куда вёл далее и какие события связаны с этим трактом.

Коломна известна с 1177 г. До 1306 г. она входила в состав Рязанского княжества, позднее в состав Московского. Средневековая Коломна являлась посредником Москвы в торговле с Уралом, чернозёмным югом, Поволжьем и Прикаспием. Это обусловлено географически выгодным положением города – у впадения Москвы-реки в Оку. Отсюда и борьба между княжествами за обладание этим важным пунктом.

Очевидно, что Коломенский тракт (будем условно называть этот путь именно так) связывал Коломну с Залесской Русью. В 1969 г. краевед В. Иванов в своей заметке «Тропою Владимира» говорил, что будто-бы ещё в XI в. великий князь Владимир Мономах проложил тропу между Коломной и Ростовом Великим. Неизвестен исторический источник подтверждающий это сообщение, но многие косвенные данные свидетельствуют о наличии данного пути не позднее XII в.

Рогожский летописец свидетельствует, что в 1377 г. на русскую митрополию своевольно пришёл некий Пимен. Великий князь Дмитрий Иванович велел, не пуская его в Москву арестовать в Коломне и далее этапировать, минуя Москву, в Чухлому. Вот как об этом пишется в Продолжении по Воскресенскому списку: « В лето 6885 (1377). По седми же месяцех прихода его (Киприана), прииде весть яко Пимен иде из Царьграда на Русь митрополитом, князь же великий посла противу, и егда бысть на Коломне, и ту разведоша от него вся сущая люди, бывшая с ним, и снявши с него клобук белый, и весь сан митрополичьский отъяша от него, и приставиши к нему Ивана сына Григорьева Чюрилова, нарицаемого Драницу, и поведоша Пимена в заточение с Коломны на Охну, не замаа Москвы, и оттоле к Переславлю, также к Ростову и к Костроме и к Галичу; приведе же его на Чухлому, ту и посадиша его…» (1)

Таким образом, сухопутный путь из Коломны в Вохну (Охну) (нынешний г. Павловский Посад) в XIV в. существовал и он легко угадывается в Коломенском тракте XIX в. Так как проходит он через древний погост Ильинский, через самый древний общинный центр XI в. Куровское и через общинный центр XII в. Вохна. Вопрос только в том, как далее этот путь пролегал в Переславль.

Известно из летописей, что из Переславля дорога на юг в 1177 г. шла вдоль реки Серой (так в верховьях именуется Шерна) до Шернского леса (2). Шернский лес С.З. Чернов локализует на водоразделе рек Шерна, Молокча и Мележа (3). Однако, С.З. Чернов предполагает, что далее данная дорога вела в Москву. Но, из цитируемого выше, летописного сообщения Продолжения по Воскресенскому списку выходит, что существовал участок дороги из Переславля, минующий Москву. В предыдущем очерке мы выяснили, что в домонгольский период река Шерна являлась транзитной. Если обратить внимание на фрагмент катры-схемы из цитируемой работы А.А. Юшко, то можно сделать вывод о густой заселённости территории вдоль почти всего нижнего течения реки Шерны в домоногольский период. (рис. 5) (4) Кроме того А.А. Юшко указывает на наличие сельской территориальной общины XII в. в районе нижнего течения Шерны – Жилино-Горки. (рис.6) (5) Также если рассмотреть карту археологических памятников Ногинского района, то мы обнаружим максимальную концентрацию памятников в районе слияния рек Клязьмы и Шерны. (рис.7) (6) В радиусе около 5 км. от места слияния указанных рек обнаружено 9 археологических памятников, среди которых два селища XI-XIII вв., два курганных могильника того же периода, остатки гончарного производства, остатки производства по выплавке железной руды и множество других артефактов.

Косвенное подтверждение наличия пути сообщения от Переславля-Залесского по Шерне к Клязьме находим у М.И. Смирнова: «После татарского нашествия Ярослав, ставший великим князем Владимирским, отдал Переславскую вотчину (1240) старшему сыну Александру (Невскому). За Переславлем была оставлена часть Ополья на востоке с притоками Волги на западе и Клязьмой на юге» (7).

Таким образом, предположительно, путь от Переславля-Залесского до переправы через Клязьму в районе Рогожи-Успенское (Исады) шёл практически по реке Шерне. Возможно, что и весь лес вдоль Шерны именовался Шернским.

Из нынешнего города Ногинска в сторону города Павловского Посада есть грунтовая лесная дорога, которую называют в Ногинске Старая Павловская. Часть этой дороги от окраины Ногинска от посёлка Успенский до места ниже слияния рек Шерна и Клязьма, в районе высохшего старого русла, - это участок Старой Владимирской дороги. Другой же участок – через Шишову гору в Павловский Посад – Старая Павловская. Таким образом, участок этой дороги из древней Вохны на правобережье Шерны предполагается достаточно уверенно. Вопрос лишь в том, где была переправа через Клязьму. Почему из Вохны сразу не переправлялись через Клязьму и не ехали по левобережью Шерны? Левый берег Шерны практически по всему течению – заболоченная местность. Особых дорог там нет и сейчас, видимо не было и в древности.

 

 

Фрагмент карты из работы А.А. Юшко, с. 22 «Монголо-татарское нашествие и судьба домонгольских селищ Московской земли в XIII в.» На карте выделена сельская территориальная община вдоль нижнего течения реки Шерны, прекратившая своё существование в XIII в.

 

 

Фрагмент карты из работы А.А. Юшко, с. 42. «Сельские территориальные общины Московской земли XII в. и их центры». Е-12 – Жилино-Горки, Е-45 – Вохна, Е-101 – Куровское.

 

Фрагмент Археологической карты России, с. 10

 

Археологические памятники и впадения реки Шерны в реку Клязьму: 32 – Богослово, селище XI-XIII вв., 33 – Богослово, курганный могильник домонгольского времени, 34 - Богослово, курганный могильник XI-XIII вв., 35 - Богослово, селище XI-XIII вв., 36 – Б. Буньково, стекольный завод XVII в., 37 – Б.Буньково, стоянка неолит, 38 – Б.Буньково, селище XIV-XVII вв., 39 - Б.Буньково, стоянка неолит, 40 – Б.Буньково, грунтовый могильник, эпоха бронзы. Археологические памятники по реке Шерне: 27 – Жилино-Горки, селище XI-XIII вв., 28 – Новосергиево, селище XI-XIII вв., 29 – Новосергиево, курганный могильник домонгольского времени, 30 – Следово, селище XI-XIII вв., 31 - Калитино – селище XIV-XVII вв.

Поэтому была необходимость ехать в сторону села Успенское и села Рогожи. Можно предположить, что переправа через Клязьму была в селе Успенском, так как в древности этот селе называлось Исады. В церковно-славянском словаре даётся толкование этого слова. Исад, Исады – древнерусское, пристань, прибрежный посёлок (8). О древности села Успенского свидетельствует найденная здесь в 1948 г. кубышка монет царя Ивана Грозного (9). Можно также предположить, что также переправа могла существовать и в селе Рогожи, о чём пойдёт речь в следующем очерке.

Далее из Вохны этот путь пролегал в сторону переправы через реку Нерскую в районе древнейшего общинного центра IX-XI вв. Куровское, а также древних погостов Ильинского в Гуслицах и Спаса на Мошеве.

Одним из узловых пунктов данного пути являлась переправа через реку Нерскую в районе древнего погоста Гуслицы. Когда в 1176 г. Михалко «поиде … на Глеба к Рязаню», то послы Глеба встретили его на «Мерьской» (10). Также о данном месте мы узнаём из летописных событий 1209 г.: «Слышав же князь Великий Всеволод, посла противу им вборзе сына своего Георгия, пришедше же ему на Голубино вечер, и посла сторожи пытати рати, и бысть ему весть, оже Изяслав стоит на Мерске…» (11) Как утверждают, через волочёк Зуев и Нерскую проходил путь из Владимира в Рязань. Очевидно, что из района Нерской можно было проехать и в Вохну.

Также косвенным указанием на прямое сообщение Переславля с Коломной является сообщение Рогожской летописи 1361 г.: « А преже того был мор в Новогоде в Нижнем, а пришед снизу, от Бездежа в Новгород в Нижний, а оттоле на Коломну, а с Коломны на другое же лето в Переславль, а от Переславля на другое лето на Москву» (12).

Таким образом путь из Переславля –Залесского в Коломну и далее в Рязань через Шернский лес – Шерна-городок, вдоль реки Шерны к переправе на Клязьме в районе Рогожи-Успенское (Исады) и далее через Вохну и Нерскую мог существовать в 1177 г. (рис. 8)

 

Путь из Переславля в Коломну и Рязань в XII в.

 

Источники:

  1. Полное собрание русских летописей. Продолжение по Воскресенскому списку. Спб., 1859. С.32.
  2. ПСРЛ, т.1. Лаврентьевская летопись. Спб., 1846. С.161-162.
  3. С.З. Чернов Сфрагистический комплекс из Могутова и его значение для изучения предыстории Московской земли в первой половине XII века.// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2003. № 2(12) С. 5-33.
  4. А.А. Юшко Московская земля IX-XIV вв. М., 1991. С. 22.
  5. А.А. Юшко С. 42.
  6. Археологическая карта России. Московская область. ч. 3. М., 1996. С. 10.
  7. М.И. Смирнов Переславль-Залесский путеводитель и справочник. Переславль-Залесский. 1928., С. 16.
  8. Протоиерей Г. Дьяченко Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 226.
  9. А.Г. Векслер, А.С. Мельникова. Российская история в Московских кладах. М. 1999. С. 204.
  10. ПСРЛ, т. VII. С. 116.
  11. ПСРЛ, т. XXV. С. 86.
  12. ПСРЛ, т. XV.вып. 1. С. 77.

 

При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.

© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2017 Система Orphus Яндекс цитирования Check PageRank