«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

23 мая 2022 года

Богородские староверы

Обзор старообрядческого журнала «Церковь» за 2-й квартал 1913–го года

№14. 7-го апреля

Под рубрикой «Материалы по истории Рогожского кладбища» публикуется статья П. Власова, в которой приводится «Докладная записка Рогожского кладбища о своих религиозных нуждах, представленная правительству в феврале 1883 года», подписанная выборными кладбища, в числе которых Тимофей Саввич Морозов (старший), Иван Захарович Морозов. В Докладной, в частности, говорится: «… На Рогожском кладбище в Москве существуют два храма, которые были построены, во всем согласно с православными храмами, еще в царствование великой императрицы Екатерины II, и на этих-то храмах церковные главы с святыми крестами были допускаемы последовательно в продолжении пяти царствований. В силу каких же новых причин эти храмы должны теперь лишиться самых существенных признаков христианских сооружений? Распоряжение снять святые кресты с старообрядческих храмов было бы со стороны правительства равносильно признанию этих храмов за нехристианские сооружения, а нас, старообрядцев, за язычников…».

Далее говорится о том, что «обращение» жилых домов в старообрядческие моленные допускается при условии, чтобы «… внешний вид жилого здания не был ни в чем изменяем, независимо от строгого соблюдения правила, запрещающего иметь колокола, кресты и надверные иконы»…

В записке констатируется «грустное положение», в котором находится «самое существенное для нас дело о распечатании наших алтарей» и далее: «… Мы осмеливаемся ходатайствовать о дозволении нам отправлять наше богослужении также свободно, как это разрешается всем живущим в России иноверцам, не исключая евреев и даже идолопоклонников». (С. 332-334).

В корреспонденции из деревни Селиваниха сообщается о том, что в зимнем храме во время литургии впервые «… исполняли пение учениками селивановской школы, во главе с учителем Петром Степановичем Пуговкиным».

№15. 14-го апреля

Сообщается об открытии с 15-ноября прошлого года старообрядческой школы грамоты. «… Учителя, помимо преподавания чтения и пения, наставляют учеников, как должно стоять в храме, молиться. В школе проходятся азбука, Часовник, Псалтырь и другие церковно-славянские книги». Школа открыта благодаря «… помощи известной благотворительны Феодосии Ермиловны Морозовой и благотворительного общества» (с. 366).

Старообрядческое училище в д. Дубровой Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии

Старообрядческое училище в д. Дубровой Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии. 1) Священник о. Стефан Скоромнов. 2) Попечитель Ф.И.Журин. 3) Учитель А. К. Бакин. 4) Помощник учителя Т.А.Медведев (с. 367).

№16. 21-го апреля

Швецов К. «В Соловках». Ярославль-Архангельск-Соловки – интересное описание путешествия в русским древностям… Одно из наблюдений автора в Соловецком монастыре: «… Весь уклад монастырской жизни здесь сохранил еще следы той крепкой веры, которая здесь сохранилась от веков. И Это и полу-старообрядческое пение, старые иконы, у коих и благословляющая рука святительская не везде переделана, порядок на службе – выборное самоуправление, - все это остатки старой веры, древней Руси…» (с. 392).

Соловецкий монастырь, общий вид

Соловецкий монастырь, общий вид (с. 390).

№18. 5-го мая

Публикуется письмо А. И. Морозова «Среди раздорствующих»: «Раздор в пределах Запонорской волости погубил все население. Нет ни одной старообрядческой школы; знание устава упало. При отпевании раздорствующего иерея Козьмы так утомились певцы, тянувшие погребение, что просили даже не состоявшего с ними в единомыслии помочь им. Сам владыко Даниил дремал от утомления. Отпевание закончилось около десяти часов вечера…» (с. 445).

№19. 12-го мая

Приведем здесь небольшую выдержку из статьи В. Сенатова «Царь Михаил Феодорович и Церковь»: «… Дом Романовых, по прекращению рода царя Грозного, являлся самым важным кандидатом на основание новой царской династии. Боярин Никита Романов [дед Михаила Феодоровича Романова] был родным братом первой супруги Иоанна Грозного, царицы Анастасии Романовны, снискавшей к себе всеобщую народную любовь.

Как вотчинники – землевладельцы Романовы, пожалуй, не имели себе равных во всей России. В разных местах их владения тянулись на огромные пространства с богатыми селами, монастырями и даже целыми городами… к Романовым тянули и услужливать были им готовы князья Черкасские, Шестуновы, Репины, Карповы, Сицкие и другие…

Как Церковь помогла выбраться всей русской земле из чрезмерно тяжелых обстоятельств смутного времени, так она же содействовала и быстрому укреплению на царском престоле новоизбранному царю Михаилу Феодоровичу… Сама клятва – присяга, принесенная народом царю Михаилу Феодоровичу, имела именно этот церковный характер….» (с. 449-452).

№21. 26-го мая

Из заметки «Среди раздорников» узнаем, что среди «необщинников», последователей епископа Иова, а затем епископа Даниила гуслицкого, существовала группа последователей инока Завалова, которых и именовали «заваловцы». Эта группа прервала общение с епископом Даниилом, «который единствовал с зарегистрированным в общине епископом Мефодием куреневским». После смерти инока Завалова в «резиденции» епископа Даниила – в деревне Давыдовой Богородского уезда, должен был бы состояться «специальный собор» для разрешения разногласий в этой среде. Однако, собор не состоялся…(с. 517).

В заметке «Народная песнь» приводится текст письма А. И. Морозова в адрес богородского училищного совета, в котором Арсений Иванович отмечает, что хотя в народных школах и изучается церковное пение, «духовной народной песне, именуемой «псалмами», внимание не уделяется… И предложил «… сделать почин среди фабричных рабочих, ибо у них образовалось несколько певческих кружкой, почти около 500 поющих» (с. 517).

№22. 2-го июня

21-го мая закончился первый учебный год в московском старообрядческом институте. Директор института А. С. Рыбаков. Отметим, что его сын – Борис Александрович Рыбаков (1908 – 2001), советский и российский археолог, видный исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик РАН (1991). Среди институтских экзаменаторов выходцы из Богородского уезда священники Ф. М. Гусляков и П. Н. Никифоров. На молебне, посвященном этому событию, присутствовали члены совета института А. И. Морозов Т. С. Морозов-младший (с. 528).

Рыбаков А. С.

Рыбаков А. С. (с. 530)

№23. 9-го июня

Позволим себе небольшие выдержки из стать «Почему мы не видим Бога?»:

«… Господу угодно, чтобы Царствие Божие приобреталось нами большими трудами, с напряженным усилием (Матф. 11.12), ибо то только и ценится, что завоевано трудом и многими потами… Да и самое величие дара требуется сего, иначе к нему не будет должного уважения…

Мы не видим Господа несомненно в воспитательных целях. Это испытание Его уму, который должен смириться до детской простоты и доверчивости…

Мир страшно греховен, а потому и не может иметь прямого и непосредственного общения с бесконечно-святым Богом (Иоанна 16, 9-10). Христо лишь на малое время пришел, и то Его св. душа ежеминутно терзалась о нашем падении… Никто не видел улыбки на лице Господа, а только слезы…

В нашу природу вложено непреодолимое влечение к Богу. Поэтому мы напряженно ищем Его в природе и в собственном сердце, и этим наглядно свидетельствуем о своей искренней и устойчивой любви к Создателю…» (с.547-548).

В публикуемых из номера в номер «Материалов по истории Рогожского кладбища» приводятся главы «Устава или временных правил для церковного притча старообрядческого Рогожского кладбища», 1883-го года. В числе выборных Рогожского кладбища подписали Устав А. И. и Т. С. Морозовы. Нельзя не упомянуть и других хорошо известных нам знаменитых старообрядцев: Козьмы Солдатенкова, Павла Рябушинского, Сергея Балашева, Карпа и Николая Рахмановых, Конона Царского (С. 553-555).

А. И. Морозов в корреспонденции «Богородск» пишет: «В одной из никонианских церквей города Богородска введена новая формула исповеди: «Не гуляешь ли со старообрядцам»? Конечно, девицы смеются над этим, говоря старообрядцам: «Теперь грех нам с вами гулять: на исповеди спрашивают»…

№26. 30-е июня

Публикуется письмо Московского губернатора в адрес Совета общины старообрядцев в деревне Петрушиной Богородского уезда о том, что «Государь Император Всемилостивейше соизволил благодарить старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, в деревне Петрушиной… за вознесенные молитвы и выраженные чувства». Ответное благодарное письмо министру Императорского Двора подписали от имени общины Гурий и Петр Гавриловы.

Здесь же публикуется корреспонденция из деревни Петрушиной об освящении вновь построенного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Возглавил освящение архиепископ Иоанн.

Храм в д. Петрушиной Богородского уезда

Храм в д. Петрушиной Богородского уезда

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.