«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

14 декабря 2020 года

Воспоминания, дневники Павловский Посад

Сергей Киселёв – фотограф и руководитель первой детской киностудии на «Париже»

В.Маслова

Эта информация всплыла для меня из соцсети интернета. Оказывается, когда-то в забытом далеком – несколько десятилетий назад – в Павловском Посаде в популярном Павлово-Покровском клубе именно Сергей Киселёв вёл фото-киностудию для детей, и сделал с ними важное дело, снимая события города. С каким интересом они теперь смотрятся!

Сергей Иванович Киселёв, 1950-е гг

Сергей Иванович Киселёв, 1950-е гг

Сергей Иванович из наших Больших домов. Из очень доброй  семьи Колтиных, в которую вошёл зятем после возвращения с фронта. Он  стал мужем милой красавицы Антонины.

Колтины и Киселёвы поначалу жили большой дружной семьёй на первом этаже в первой квартире девяносто первого дома (сейчас там какое-то учреждение). Потом Киселёвы переехали в частный дом в район Филимоново. Видится стали реже. Связь потерялась. Но в памяти они всегда были друзьями.

Супруги Киселёвы

Супруги Киселевы

Большедомовские друзья в гостях у отца и сына Киселёвых в их новом частном доме. 1963-64 год

Большедомовские друзья в гостях у отца и сына Киселёвых в их новом частном доме. Фотограф, руководитель детской фото- киностудии Павлово-Покровского клуба Сергей Иванович Киселёв на снимке второй слева. 1963-64 год. Архив Людмилы Константиновны Смирновой (Евдокимовой)

Известно мне было, что Сергей Иванович Киселев ранее руководил кружком в Доме пионеров на Павловской. Нет, я не училась у него волшебству фотографирования, была ещё очень мала. Но общалась с ним, как с отцом Славки Киселёва, мальчишки из нашего двора, близкого друга Вовки Евдокимова. Вовка вообще сосед напротив, у него две сестренки. Вот и собирались иногда дошкольной компанией. Мы игрушки свои, девичьи перебирали, мальчишки вели бои оловянными солдатиками. Ещё у Евдокимовых привлекала интерес охотничья собака Тайга, любимица и детей, и взрослых.

Оба мальчика, Слава и Вова, старше нас. Знаменательно, что и отцы их, фронтовики, тоже дружили меж собой и поддерживали со всеми фронтовое мужское братство. Оглядываясь назад, понимаю, что именно из числа этих мужчин, повидавших в лицо ужасы войны, были у нас первые фотографы: Николай Гавышев, Александр Певцов, Борис Сидорин и вот Сергей Киселев. В объектив купленных и осваиваемых ими фотоаппаратов попадали дорогие мирные сцены и дети.

Конечно же, и отец Киселёв фотографировал сына Славку, а при оказии и всю его компанию из нашего дома...  

Архив Борзовых, 1949-1950 г

 

Архив Борзовых, 1949-1950 г

Вон целая фотосессия катания с горки теперь собралась у меня в руках. Удивительно приятно смотреть на эти снимки. Невысокая горка во дворе – летняя цветочная клумба. Для малышей как раз. У Славки санки, за которыми увязались и Вовка Евдокимов, и девчонки Борзовы. А у Вовки Смелкова санки – стульчиком, с бахромой. Помню-помню такие. Едет на них, коль везут, как на троне. За такие цеплять санный поезд удобно. А с горки лучше съезжать на санках без спинки: ниже падать в случае чего. И вдвоем, втроем скатиться можно. Прямо чувствую атмосферу того детства! Так хорошо сохранилась она на снимках дяди Серёжи.

Есть фотографии праздничного выезда семей Киселёвых и Певцовых на главную выставку столицы ­ на ВСХВ (ВДНХ).

Поездка семей Киселёвых и Певцовых на выставку в Москву. Мальчик – Слава Киселев Середина 1950-х гг. Архив Людмилы Певцовой

Есть снимок группки девчонок, пасущих на травке во дворе коровку из папье-маше.

Во дворе на травке дети, куры и… коровка из папье-маше. Слева направо: Лена Гавышева, Люда и Света Новиковы, Люда Певцова. На лавочке: в платочке – Анисья Никишина, рядом Мария Фёдоровна Певцова (1918 – 1996). Снимок С. Киселёва, 1954 г.

Замечательные фотографии! Выставила я их в интернете. Пусть живут.

Оказалось, в добрый час. На имя фотографа откликнулся ученик Сергея Ивановича Киселёва. Это Роман Гуляков. Вон как! Не ведала я раньше, что фотографирование для дяди Серёжи не просто любимое занятие, а стало профессией. Впрочем, что мы, дети, знали о работе взрослых наверняка?!

Хотя, конечно, какая-то информация была очевидной. Например, что работал дядя Серёжа поначалу в доме отдыха, предположительно, массовиком-затейником. В каждый новый приезд отдыхающих, замечали соседи, он проводил для них экскурсию по городу: вёл группу людей мимо девяносто первого дома в сторону парка и площади. Непросто было определиться в мирной жизни молодым мужчинам, чьим место учёбы была война.

В какой-то момент Сергей Иванович работал с детьми на Старопавловском стадионе, ставил номера сценической акробатики (пирамиды), с которыми они выступали на мероприятиях.

У детей  друзей: тренера Старопавловки Юрия Семёновича Борзова и Александра Певцова, работника торговли, и хранятся фотографии от дяди Серёжи.

Жаль, что мало пока в обозримом пространстве снимков авторства Сергея Ивановича Кисёлева. Хочется верить, что их коллекция не меньше, чем у других известных фотографов города. Но даже если её не удастся собрать, он сделал огромной важности дело для истории – одним из первых овладел искусством киносьёмки и научил этому ребят из фото-киностудии. Под его руководством они оставили горожанам неповторимые кинокадры из жизни родного Павловского Посада.

Как это было, рассказывает Роман Гуляков:

– Очень обрадовался, когда увидел в интернете под подборкой зимних снимков детворы дома 91 по улице Кирова фамилию своего учителя. Снимал Сергей Киселёв! Столько воспоминаний! Знал его как руководителя фотокружка на Павлово-Покровке. Он учил фотоделу павловопосадских ребят в течение длительного времени. Слышал, ранее работал в Доме пионеров на Павловской, но на Павлово-Покровке появились новые возможности. В фабричном Доме культуры была шикарная, хорошо оснащённая фото-, и даже кинолаборатория! Работать в ней было престижно.

Я в кружке у Сергея Ивановича Киселёва занимался с 1974 г. по 1980 г. Вспомнил, что любимый фотоаппарат у него был «Киев». Мы не просто изучали фотомастерство и искусство фотографии, мы делали снимки с событий. С руководителем ходили по всем значимым городским мероприятиям, снимали фотоаппаратом и, что особенно ценно, – кинокамерой. Фотографов тогда стало уже много, а кино снимали единицы. У учителя был москвич, «горбатенький» такой, мы на нём всегда ездили, чтобы поспевать, где надо. Кстати, магазинные проявитель и закрепитель фотостудией не приобретались. Всё готовили сами, взвешивая химические составляющие на весах.

За период, в который я занимался, через кружок прошло порядка 50 человек. Некоторые стали профессиональными фотографами. Например, Валерий Красиков долгое время работал в «Фотографии» в «Алёнушке», а впоследствии открыл свой салон в г. Электрогорске. Запомнились мероприятия, посвящённые 30-летию Победы, концерт певицы Екатерины Шавриной перед передовиками производства Павлово-Покровской фабрики, концерт Льва Лещенко на стадионе «Юность», которые мы снимали на киноплёнку. Потом это показывали на собраниях, конференциях, праздниках, проводимых в ДК.

Сколько было отснято фотоплёнок! И километры киноплёнок! Всё хранилось в ДК Павлово-Покровский. Слышал, плёнки перед ремонтом здания, когда крыша текла, были испорчены водой. Я помню, что даже мы, когда в фотокружке занимались, тазики ставили: с потолка вода капала. Это в те годы. Представляю, что было потом. Как же я рад был обнаружить, что пропало не всё! Плёнки попали в руки энтузиаста павловопосадца Константина Антропова. Он сумел оцифровать их, перевести в современный вид и продлить жизнь кинохронике, часть кадров которой была отснята нами, кружковцами, под руководством замечательного человека – Сергея Ивановича Киселева. Светлая память!

У меня тоже был очень хороший личный архив негативов, но всё сгорело в сарае. Кто же тогда мог предположить, что это сейчас будет так дорого и ценно… Ценность ведь не только деньгами измеряется.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.