Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

С благодарной памятью

Евгений Голоднов, краевед

Старожилы-дрезненцы долгие десятилетия хорошо помнили этот удивительный старинный старообрядческий храм Параскевы Пятницы, он относился к знаменитому Белокриницкому согласию Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Это была деревянная церковь при фабрике староверов Зиминых - небольшое здание с восьмигранным куполом, построена на их же средства в начале 20 века...

В этом году исполнилось бы 160 лет со дня рождения последнего настоятеля этой церкви священника Григория Зубрилина (1858-1941 гг.).

 Отец Григорий (в миру Григорий Семенович Зубрилин) родился в 1858 г. в деревне Коровино, в семье крестьян. Коровинская старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1910 г., была одной из крупнейших в уезде и нелегально существовала издревле. Ее почетным председателем и попечителем был прославленный богородский промышленник, меценат-старовер Арсений Иванович Морозов (1850-1932 гг.), строитель множества старообрядческих храмов и школ, текстильных фабрик, которые в техническом отношении считались одними из лучших в мире

В 1914 г. старый коровинский храм стараниями общины был отремонтирован, а на средства А. И. Морозова куплен красивый иконостас. В те годы в Коровинский приход входил и деревни Савостьяново, Острово, Малое Кишнево, поселок Дрезна и другие.

Григорий Зубрилин обладал красивым голосом, пел в церковном хоре, стал стихарным, а затем диаконом. Дрезненский старообрядческий храм он принял в начале 20 века и прослужил в нем около 40 лет. Среднего роста, с окладистой бородой, с серыми глазами, излучавшими доброту, священник располагал к себе прихожан. Он никогда не болел, до последних лет жизни сохранял легкую походку, хотя и прибегал к помощи палочки. Его друзьями и задушевными собеседниками были старообрядцы - кучер местной больницы Г. Г. Потемкин, уставщик храма Л. В. Макеев, певчий А. Ф. Поздняков, а также священники из Павловского Посада Даниил Березин и Степан Чертихин. В последние годы жизни, читая Евангелие, отец Григорий, не стесняясь, плакал, объясняя это предчувствием кровопролитной войны… На полях сражений Великой Отечественной войны погибли сын священника Николай и внук Григорий.

 Жил  духовный пастырь в деревянном одноэтажном доме. Жена Мария Михайловна умерла в 1929 г., и ему пришлось одному растить трех сыновей и трех дочерей. Тремя годами раньше батюшка взял на воспитание ещё детей старшего сына Зиновия - слепую внучку Ира иду и горбатого внука Сашу. Обязанности хозяйки в доме выполняла старшая дочь Татьяна.

Все, кто знал отца Григория, подчеркивали, что он был добр и бескорыстен. В храме крестил, венчал и отпевал мирян бесплатно. Жила большая поповская семья бедно. Зная это, прихожане приносили в дом священника картошку, молоко, овощи, кто что мог. Они любили своего пастыря, и он любил ближнего, особенно детей. Встречая их на улице, каждого гладил по головке и угощал сладостями.

В начале 1930-х волна церковных погромов и разрушений докатилась и до Дрезны. Однажды вооруженные представители местной власти пришли в дом отца Григория, чтобы арестовать его. Старший, с наганом в руке, вывел батюшку с детьми и внуками во двор и приказал всем встать к воротам. "Сними крест! - кричал он, угрожая оружием. - Не сниму, - ответил священник, - стреляй в святой крест". "Ты фашист! - закричала комиссару слепая внучка Ираида, вцепившись намертво в деда. На шум к дому подоспели прихожане. Они не позволили карательной команде арестовать пастыря и надругаться над ним и его семейством. С угрожающими возгласами "Что вы делаете, нехристи, зачем забираете убогих, слепых и горбатых!" толпа двинулась на пришедших и отбила священника и его детей.

Дрезненцы не позволили закрыть и опечатать храм, и отец Григорий продолжал в нем служить. Но местные власти лишили священника и его детей гражданских прав, они стали лишенцами. Через полгода в дом нагрянула комиссия по раскулачиванию, но, кроме церковных книг, икон и походной церкви, ничего не нашла. В бедной семье поживиться было нечем. Так и уехали с пустыми руками. Преследования лишенца отца Григория и его семьи продолжались, и тогда он принял смелое и для многих неожиданное решение - поехал на прием к М. И. Калинину. Очередь к Всесоюзному старосте была огромной, но преклонного возраста священник выстоял. «Садитесь, - вежливо предложил Михаил Иванович. - Нет, сынок, я постою. - Я вам товарищ, а не сынок, - поправил батюшку М. И. Калинин. - Я говорю языком русского старца. Власть человеку дается Богом, а вы представитель высшей Советской власти. Ежели бы вы пришли в мой храм, вы бы там не сидели, а стояли, потому что храм - святое место. Потому и я в вашем кабинете не стану садиться, а постою». Затем отец Григорий выложил М. И. Калинину свою душевную боль. Он рассказал о своем горьком детстве, как в молодые годы содержал восьмерых сестер, описал издевательства над ним и его большим семейством. «Вы в общине состоите? - спросил М.И. Калинин. - Состою и возглавляю приход. Позвольте, Михаил Иванович, дослужить в храме, мне до смертного часа осталась самая малость». Калинин молча взял лист гербовой бумаги и написал на нем слова, разрешающие Г. С. Зубрилину продолжать службу в Дрезненском старообрядческом храме.

Местная власть вынуждена была подчиниться высокому указу и ждать кончины отца Григория. Он почил 10 июня 1941 г., за 12 дней до начала великой войны, которую предвещало его чуткое сердце. В дни прощания и похорон ворота дома священнослужителя не закрывались. Вся Дрезна шла сюда, чтобы проститься с честным человеком, настоящим христианином и любимым священником. Вскоре церковь, где служил отец Григорий, закрыли. После закрытия храма его ждала печальная участь многих подобных ему святынь.

 

Стало известно, что группа жителей города Дрезна, патриотов своей малой родины, имеет большое желание совершить благое дело: на территории городского парка увековечить память о легендарном священнослужителе Григории Зубрилине, бывшем старообрядческом храме и установить здесь старообрядческую часовню, тем самым приумножив историко-культурное наследие Дрезны и всего г.о. Ликино-Дулёво.


При подготовке материала использованы воспоминания коренных жителей г. Дрезна, исследования краеведов, в т.ч. экс-председателя Совета депутатов Дрезны Натальи Юрьевны Лещёвой и краеведа объединения «Радуница», чл. СП РФ, заслуженного работника культуры Московской области Владимира Сергеевича Лизунова.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank