«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

28 августа 2023 года

Балашиха Черноголовка Щёлково

следующая »

По Стромынке

Краткий путеводитель

Георгий Ровенский

Георгий Ровенский. По Стромынской дороге. – От Чкаловской до Берлюков, и Стромыни. 2-е расш. изд., 2020

История селений пристромынского края - Анискино и Городищи (Свердловский), Кашинцево (Биокомбинат), Иванково-Райки, пос. Юность, Улиткино, Медное Власово, Мизиново, Кармолино, Топорково, Берлюкова пустынь (Николо-Берлюковский монастырь), Черноголовка, Стромынь.

Описана история селений расположенных на старинной Стромынской дороге из Владимирской губернии в Москву. Здесь были дворянские и купеческие усадьбы, оставившие след в истории культуры России, церкви. Жемчужиной этого края остаются Райки, бывший Монмартр московских художников и полигон для архитектора Кекушева. Духовная жизнь края связана с храмами Рождества Богородицы в Анискине, Храмом св. Марии Магдалины в Улиткине, новых храмов в Кармолине, Мизинове, Топоркове, недалеких Берлюков - памятниками древних православных традиций и их храмоздателей и священников. XX век представлен в крае Биокомбинатом (центром научных биологических исследований и производством лечебных препаратов для животноводства), санаториями и пансионатами в живописных окружениях.

Содержание

Об авторе

Ровенский Георгий Васильевич,

Ровенский Георгий Васильевич, 1937 г.р., к.т.н., автор более 100 краеведческих книг и более 200 статей, Председатель Щелковского краеведческого клуба. Контакты: 141195 Фрязино Мос. обл., ул. Полевая, д. 16, кв. 32, тел. 8(496)56-4-32-41; моб. 8(916)631-68-79.

E-mail: groven@yandex.ru

Автор благодарит за внимание к работе и многолетнюю помощь щёлковских сотрудников Историко-краеведческого музея, Горархива, Центральной библиотечной системы.

Автор благодарен протоиереям Сергию Казакову (Анискино, ц. Рождества, Богородицы) и Андрею Пуганову (ц. Марии Магдалины в Улиткине), краеведам и всем, кто внес вклад в расширение этой книги.

 

Вступительное слово к изданию 2006 года

В.М. Зацерковный[1], тогда главы сельского поселения

Уважаемые жители сельского поселения Анискинское!

История наших селений имеет глубокие корни, и Вам, жителям этого края, будет интересно ознакомиться с настоящим историческим очерком. Наш край давно требует своего исторического описания.

Поселение Анискинское является одним из самых крупных в Щелковском районе (в 2006) - площадь его свыше 5 тысяч га, да и проживает в нем почти 10 тысяч человек.

На его территории расположены 9 селений: поселки БИОКОМБИНАТА, ЮНОСТЬ и МЕДНОЕ ВЛАСОВО, села АНИСКИНО и УЛИТКИНО, деревни КАРМОЛИНО, ЛЕОНИХА, МИЗИНОВО, РАЙКИ, ТОПОРКОВО.

В округе - ряд предприятий государственного значения: Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт биологической промышленности (ВНИиТИБП), гос. предприятие «Щелковский биокомбинат», Федеральное гос. унитарное с/х предприятие “Орловское”.

Большую часть территории округа занимает прекрасный лесной массив. Здесь находится парк-курорт “Союз”, санаторий им. Горького, пансионат “Юность”, больница МИД РФ, для детей функционирует детский оздоровительный лагерь на базе отдыха “Союз” и школа-интернат МИД РФ.

В округе - три средних школы, школа-интернат МИД, детсады, музыкальная школа.

История селений близ старинного Стромынского тракта представляет большой интерес для детей и взрослых. Мы не должны забывать, что история - это важный элемент культуры.

По нашей просьбе известный краевед Г.В. Ровенский представил в настоящем издании краткие исторические сведения о старине наших селений.

Эта работа закладывает основу для сбора материалов и создания истории каждой семьи, истории каждого селения нашего края, биографий замечательных людей нашего края.

Думаю, что мы начнем сбор материалов и экспонатов для организации в Анискинском центре краеведческого музея поселения «На Стромынской дороге» (предварительное название), создадим стенды истории в административных центрах края и в школах.

(Все эти селения уже 3 года включены в Лосино-Петровский городской округ).

Стромынская дорога – история

Древняя дорога на северо-восток от Москвы - на Киржач и Юрьев-Польский.  Карта – схема 1767 г.

Эта карта Кусова по межеванию 1767 г. повернута на 400 против часовой стрелки, т.е. отмеченная пунктиром и желтой полоской (Послыхалин А.Ю.) Стромынская дорога идет на северо-восток.

Большая Киржацкая дорога, Стромынка, Торговая Стромынская дорога – так называлась в разное время главная дорога, издревле проходящая через наш край и связывающая Москву с Владимиро-Суздальской землей.

Владимирская дорога, идущая напрямую во Владимир через Богородск и Покров – более позднее инженерное сооружение XVIII века.

Рассмотрим маршрут Стромынки. Эта торговая дорога выходила из старой Москвы по улице Стромынке и через село Преображенское и Щитниково попадала к Медвежьим озерам, близко к сегодняшней трассе Щелковского шоссе. Она шла дальше и пересекала Клязьму по броду правее села в Городищах (Свердловский). Далее ее путь лежал через сельцо Мизиново и через Ворю к деревеньке Черноголовка и к селу Стромынь и выходил к городам Киржачу и Юрьеву-Польскому, затем в Суздаль и Владимир.

Впервые слово Стромынь упомянуто в летописях как прозвание некой территории - места основания монастыря:

«В лето 6877 (1379) … повелением великого князя Дмитрия Ивановича преподобный игумен Сергей постави церковь во имя Успенья святыя богородица, украси ю иконанми и книгами и устрои монастырь и кельи възгради на Стромыне, и мнихи съвокупи и единого прозвитера приведе от монастыря своего из большия лавры, Леонтия именем, и сего игумена нарече быти в манастыри том. Священа же бысть церковь та тоя же осени месяца декабря в 1 день, и бысть сей манастырь присныи великого князя».

[Русские летописи. Том 8-й. Московский летописный свод конца XV века. Рязань, 2000, стр. 273 (л.275 об)]

В военно-статистическом обозрении 1853 года эта дорога описана так: «Торговые дороги.

Стромынка ведет из Москвы во Владимирскую губернию на заштатный город Киржач, в Юрьев-Польский и Шую.

На границах Московского уезда с Богородским уездом дорога эта пролегает по болотистой местности, а близ границы губернии пересекается болотистыми речками Черниговской и Дунайчской, кроме того дорога пересекается рекою Пехоркой у дер. Покровской (Пехра-Покровское – Г.Р.), рекой Клязьмой у д. Райково; реч. Любосеком (Любосеевкой – Г.Р.) между деревнями Мизиновой и Громковой.

Через все эти реки имеются деревянные мосты; на Клязьме мост устроен на высоких сваях в 40 саженей длины; мост через Ворю имеет 28 саженей длины, в полную воду разбирается и заменяется большим перевозом…».

«Старый» мост Щелкова. Открытка ок. 1912 г. НовоХомутовский тракт – Фряново-Щелково-Стромынка.

За неимением фотографий мостов через реки по Стромынке помещаем здесь открытку со Щелковским мостом, 1912 г. Мост в Анискино - в 8 км ниже по течению.

«Грунт дороги довольно твердый, кроме помянутых болотистых мест; почти вся дорога идет лесами, большей частью хвойными, очищенными только у деревень; проезд по дороге значителен, особенно в зимнее время … Для постоев пехоты – село Анискино: 34 дома, 559 муж. и 593 жен.».

[ЦГВИА Военно-статистическое обозрение Российской империи, т.VI, ч.I, Московская губерния. СПб. 1853, стр. 266]

В это время Стромынка уже несколько изменила свое направление: от Анискина она пошла через новый мост прямо на Райки (бывшее Иванково) и Мизиново, оставив в стороне Городищи (ныне пос. Свердловский), и далее к Киржачу через деревеньку Черноголовку и тогдашнюю «Коровицыну-Стромынь тож».

Сегодня от Райков шоссе минует Мизиново и ответвление на Берлюков монастырь, на Черноголовку).

 

Как Стромынка стала Щелковским шоссе?

Название Щелковское шоссе (с 1960) появилось неспроста и прямого отношения к городу Щелково не имеет.

Причиной этого был аэродром, который вы проехали перед виадуком. Знаменитый аэродром (с 1929 г.) назывался «у ст. Томской», а потом с 1939 – «у ст. Чкаловской».

А когда по Стромынскому шоссе для встречи героев-чкаловцев в 1936 г. промчалась когорта главных деятелей страны во главе с вождем И. Сталиным, то во всех газетах разрешили называть аэродром как «Щелково».

И соответственно, так зазвучало и в газетах иногда название Щелковское шоссе.

«Товарищи Сталин, Чкалов, Каганович, Орджоникидзе и Беляков на Щелковском аэродроме (под Москвой) после возвращения героической тройки с острова Удд, 10 августа 1936 г.»

«На Щелковском аэродроме после приземления АНТ-25». На снимке (слева-направо): Орджоникидзе, М. Каганович, Чкалов, Сталин, Байдуков, Беляков, Ворошилов, Л. Каганович и Постышев». Газета Известия 11.08.1936.

1936 г. На Щелковском аэродроме. Командир экипажа Чкалов. Сталин, штурман Байдуков, 2-й пилот Беляков, нарком обороны Ворошилов.

Но дорога оставалась Стромынской. Я продолжал искать.

И на военных картах в 1941 в восточном укрепрайоне Москвы она впервые уже поименована по Москве после окружной железной дороги как Щелковское шоссе.

Фрагмент восточного укрепрайона Москвы 1941 г. После Окружной железной дороги (у ст. Черкизово) – надпись на шоссе Щелковское.

Так наше шоссе уже как Щелковское начало служить защите Москвы – слева и справа от нее – надолбы, противотанковые рвы, проволочные заграждения в три ряда. По планам врага Москва должна быть окружена южными и северными прорывами к Ногинску(Богородску)

Но название Щелковское шоссе утверждено было только в 1960 г.

Село Анискино и его старинный храм

Итак, после аэродрома и виадука мы двигаемся к селу Анискино у Клязьмы. Через 2 километра уже видна колокольня храма Рождества пресвятой Богородицы (она приведена на обложке).

В 2006 г. в своей книжке «На Стромынской…» я описал подробно и историю села и её возрожденный храм Рождества пресвятой Богородицы с характерным куполом. И мы с о. Сергием выпустили и отдельную книжку про храм в хорошем оформлении.

Первое упоминание этого названия мы находим в Писцовых книгах Кошелева стана в 1576-78 гг. как пустоши, а в соседней выше по течению Тимофеевке - вотчинный двор и погост с церковью св. Дмитрия Солунского.

Плещеевы поставили каменную Богородице-Рождественскую церковь у Анискино в 1738-1743 гг. и после обустройства в 1743 году был освящен первый придел во имя святителя Алексия Митрополита, через 20 лет – освящены и второй придел – Николая Чудотворца и сама церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Анискино стало называться селом.

Тогда Анискино было центром 2-го стана – здесь располагалось волостное управление со своим старшиной, квартировал и пристав. В соседстве, за рекой, было сельцо Кашинцево, где жил главный деятель этого края, почетная историческая личность Четвериков Сергей Иванович (1850-1929), Председатель Правления Т-ва Городищенской суконной мануфактуры.

Сергей Иванович в молодости.

Городище, это тоже рядом, на старом развороте Стромынки через мост и Городищи. Мы виртуально обязательно должны заехать сначала и туда.

Школа. Четвериков так пишет о школе: «Начатая в 1870 году на мои карманные деньги при участии священника Семена Петровича Архарова в количестве 15 учеников, помещалась в здании просвирни при Анискинской церкви».

В 1875 г. в память умершего отца было построено в Анискине новое помещение школы, в 1882 г. дополненное вторым этажом.

По переписи 1899 г. в Анискине 89 дворов и 383 жителя. Сельскому обществу принадлежали 364 десятины земли, в т.ч. пашни 176 десятин. И что важно, грамотность населения была более 50% у мужчин, у женщин - 18%.

В этом сказалась работа школы. В округе было немало значительных фабрикантов, помогавшим храму, да и у бывших крестьян, а тогда фабричных рабочих, была постоянная работа и поток малой лепты в церкви не иссякал.

Фото у школы ок. 1915 г. с о. Николаем Кудрявцевым.

Храм у Стромынской дороги

Старых снимков храма нет, но также, вероятно, и выглядела церковь после ее восстановления о. Сергием Казаковым и в старину.

Церковь Рождества Богородицы, несмотря на все невзгоды советского времени и его порушения, сохранилась и сегодня, в 1990-е, восстав практически «как Феникс из пепла».

«Ярким цветком московского барокко» назвал архитектуру храма протоиерей Сергий Казаков (Кёнеман), автор очерка «Храм у дороги» в «Московском журнале» (1996 г.), замечательный поэт, восстановитель храма после советской порухи.

В 1911-1914 и в 1929-1930 годах в храме был настоятелем о. Сергей Дмитриевич Кудрявцев, будущий священномученик.

Он родился 1 июля 1881 г. во Фрянове в семье псаломщика. С 1908 г. служил диаконом в Анискине, а затем в 1911 был рукоположен в священники. В Щелковском городском архиве сохранилась его анкета 1930 г.: «с 1914 был на фронте Германской войны, с 1916 состоял священником …в Серпуховском уезде. С 25 июля 1930 г. состою священником на настоящем месте». Здесь в Анискине родились (в 1909-1915 гг.) его дочь Ольга и сыновья Борис и Алексей.

Икона свмч. Сергию Анискинскому

После того как в 1914 г. о. Сергей был призван военным священником в действующую армию, настоятелем храма стал старший брат о. Николай (1914-1919 гг.). В 1930 г. он тоже был сослан «в северные края» и погиб в 1937.

Ссылка брата и запугивания не изменили убеждений о. Сергия и без страха продолжил он служение в нашем крае. Но вскоре и он был сослан, после ссылки служил священником в г. Хвалынске Саратовской губернии и принял мученический венец в 1937 г.

Таковы реальности тех недобрых лет.

Арестами, высылками и расстрелами запугав народ, власти упорно стремились под разными предлогами закрыть церковь. Прихожане сопротивлялись, как могли. Но снова по уже разыгранному в нашем крае сценарию в храме производят хищения, затем следует внезапная проверка, назначается огромный штраф «за несохранность народного достояния», который надо уплатить в три дня, и церковь закрывают.

Церковь была закрыта и стала постепенно разрушаться.

Власти пытались приспособить храм и под склад, и под цеха ткацкой фабрики и склады, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду - по огородам.

Храм у остановки автобуса в 1980-х годах

Но пришло новое время, и с 1989 г. начались восстановительные работы в храме. Создается община, назначается в 1990 г. настоятелем разрушенного храма о. Сергий Казаков, который призвал на помощь в восстановлении благодетелей окрестных предприятий. Ими стали директора Насосного завода, Экспериментального мясоперерабатывающего завода, Биокомбината, Свердловской фабрики и других.

«Страшно было смотреть на развалины храма, - написано в истории церкви, - но еще страшнее становилось от сознания того, что это был только видимый знак ужасной духовной разрухи. Осенью 1989 года в обезображенных руинах засияли лучи веры во всемогущество Божие, лучи надежды на Покров Божией Матери, лучи любви к дому Божию. Пришли первые верующие и с пением “Царице моя Преблагая” стали расчищать завалы. 10 февраля 1990 года началась новая жизнь храма - после более чем полувекового перерыва был совершен первый водосвятный молебен на месте бывшего и будущего алтаря. 16 февраля 1990 г. была отслужена первая Божественная Литургия в сторожке около развалин храма, а на Благовещенье этого же года - в самом храме».

В 1996 г. Управляющий Московской Епархией Митрополит Московский и Крутицкий Ювеналий освятил возрожденный храм и вручил награды благотворителям и всем прихожанам, принявшим деятельное участие в восстановлении поруганной святыни.

И с каждым годом улучшался и облик храма и украшения фресками на стенках и куполе.

Интерьер трапезной части церкви с приделами св. митрополита Алексия Московского (слева) и свт. Николая Чудотворца (справа)

Пастырская деятельность о. Сергия сопровождается обращением многих людей к церкви и вере своих предков. Особенно памятен многим его подарок – сборник духовно-проникновенных стихотворений, из которого мы приведем несколько строк о храме с. Анискино:

«Эта церковь-невеста так прекрасна в наряде

Белых ангельских сводов, голубых куполов!

Как небесная птица почивает в ограде

И зовет на молитву звоном колоколов…

 

Эта церковь-невеста - каравелла спасенья –

Нас уносит по морю катаклизмов и лжи

Не в мятежную гавань суеты и веселья,

А в спокойную заводь умиленной души».

У церкви хоронили обычно церковнослужителей и особо почитаемых прихожан-благотворителей.

Мы расскажем немного о двоих из них: местной владелице Лукино-Варино Варваре Ланской, урожденной княжне Одоевской, и супругах Четвериковых

Жертвователям-прихожанам Четвериковым немало страниц посвящено в книгах. Но, видно, придется написать о них отдельную книгу.

Войдите с шоссе за ограду – и справа увидите надгробие Четвериковых, возрожденное потомками их и прихожанами.



Семья Четвериковых – родители, 8 детей и внуки.

Карта 1858 г. Тимофеево в 800 м. от Анискина.

Дача Елизаветы Михайловны Алексеевой (1829-1908), матери дочерей – жен Сергея и Дмитрия Ивановичей Четвериковых, фото 1902 г.

На базе этих двух дач да дачи фрязинсих купцов Мусатовых здесь потом была создана детская колония – «Юная республика» со своей историей.

Сам Дмитрий Иванович был очень многогранной личностью – и содиректор фабрики, и музыкант, и страстный охотник, но еще более страстный фотограф.

Он несколько раз встречался с Л.Н.Толстым и прислал затем в Ясную Поляну несколько фотопортретов Толстого, особо ценимых Музеями писателя. Это был удивительный человек, особого душевного склада, и не зря эту черту подчеркнул в разговоре с родными и сам философ-писатель:

«У людей, вышедших из крестьянства, - Горького, Коншина, Дунаева, Абрикосовых, отца и сына, Четверикова (знаю этих, больше не знаю), у людей этой среды есть чистая нравственная жизнь, а это пересиливает все».

Об этом же писал брат его директор Городищенской суконной фабрики Сергей Иванович Четвериков, что Дмитрий Иванович - «…человек необыкновенно справедливый, с очень отзывчивою, чистой душой, его участие в смысле воздействия и воспитания рабочих имело большое благотворное воздействие".

В память своего умершего в 1910 г. брата Дмитрия директор Городищенской суконной фабрики Сергей Иванович Четвериков построил в 1912 г. невдалеке от фабрики обширное с колоннами здание ремесленного училища – достойный античный памятник своему брату и помощнику.

Памятник сей сильно разрушен. В попытке реконструкции по проекту он выглядит так.

Вход в училище, пос. Свердловский. Фото около 1970 г.

Здесь была потом школа, пока не построили специальное современное здание.

 

С 1998 г. при храме действует православная общеобразовательная гимназия “Ковчег”, где для нее выстроено отдельное здание и наряду с изучением общеобразовательных предметов дети прихожан приобщаются к великим сокровищам православной культуры и учатся отличать добро от зла и противостоять в будущей жизни великим соблазнам нашего времени.

У истоков Православной гимназии «Ковчег» стоит наш батюшка, отец Сергий. Гимназия – его детище, его творение от замысла до воплощения. Для учителей батюшка – директор, педагог, духовник, молитвенник и вообще – душа гимназии. За ним последнее слово. По его благословению все совершается.

Протоиерей Сергий Казаков – настоятель храма, основатель филиала «Ковчега» и духовник гимназии, законоучитель и замечательный преподаватель физики в гимназии.

Его молитвами и трудами, под покровительством Пресвятой Богородицы гимназия существует и развивается уже тринадцатый год. Вопросы укрепления материальной базы решаются немедленно.

И только отец Сергий мог взять на себя такие труды – в июне, в день торжества по случаю окончания гимназии, дважды принять у себя дома выпускников 9-го и 11-го классов с их родителями. И вся его семья была занята организацией досуга старшеклассников.

Ребята никогда не забудут ту бессонную ночь и тот рассвет на фоне красивейшей природы, не забудут батюшкиных задушевных песен под гитару, аппетитный запах шашлыка и того единения сердец, которое пришло ко всем нам».

Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы

 

Не решена только одна историческая задача – не восстановлено надгробье Варвары Ланской урожденной княжны Одоевской (1790-1845) у наружной стены алтаря церкви.

Она владела родовым имением Лукино-Варино в приходе храма (теперь - п. Свердловский), вышла замуж в Петербурге за С.С. Ланского (их литературный салон посещали Пушкин, Жуковский и др. поэты и писатели, оставившие в ее альбоме свои стихи).

В. Ланская оставила нам дневник событий и завещала похоронить ее на родной земле у храма. Тело Ланской было привезено из Петербурга и похоронено в Анискине у приходской церкви ее родового гнезда. Над надгробьем Ланской поставили и сень.

В Советское время надгробье пытались похитить, но тяжелой оказалась ноша. Фотограф-коллекционер церквей Александр Шатохин 15 лет назад прислал мне это фото 1980 г.

На гранитном камне сверху белый крест, а на торце надпись, которую и привел Шатохин.

Лет 20 назад это надгробье с могилы Ланской (на фото) обнаружили перемещенным к церкви г. Чехова. 15 лет назад я съездил по поручению о. Сергия к этой Анно-Зачатьевской церкви, где похоронен и ряд «пушкинских» Ланских и др.

Провели мы с о. Сергием Казаковым долгие переговоры по переписке с настоятелем и отделом культуры г. Чехова о его возвращении. Но придется пока ограничиться надгробной плитой у стены алтаря с подобной надписью на восстановленной плиты Четвериковых в церковной ограде.

 

[1] Зацерковный Виктор Маркович (1940) - ветеран агропромышленного комплекса, заслуженный работник пищевой индустрии РФ, его портрет в Щелковском Зале славы

 

следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.