«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

11 апреля 2019 года

Воспоминания, дневники Павловский Посад

Первая школа во время войны

О деде-директоре мой рассказ

Вера Комарова

В.Л. Комарова, психолог.

Мой дед, Иона Артемьевич Лаптейков, родился 27 мая 1896 г. Более 120 лет назад! Умер в 1972-м. В прошлом веке!

Основная его трудовая биография, учительская, связана с подмосковным городом Павловским Посадом.

Как говорится, пока человека помнят – он жив.

Приятно знать, что и спустя пять десятилетий, деда помнят. И не только члены семьи. Его вспоминают и его ученики, которым сейчас уже около или за 90!

Это, жители Павловского Посада Маргарита Григорьевна и Владимир Григорьевич Косаревы, Нина Сергеевна Маслова (Давыдова) нынешние москвички Нина Владимировна Виноградова, Зинаида Львовна Лебедева и многие другие. Я общалась с ними, так как это друзья и приятели моей мамы, Лаптейковой Генриэтты Ионовны (1930–2008), дочери И.А. Лаптейкова, которая тоже училась с ними в Первой школе, когда её директором был мой дед.

Иона Артемьевич Лаптейков в Павловском Посаде (двор школы № 18).

Иона Артемьевич Лаптейков в Павловском Посаде (двор школы № 18).

Надо сказать, что Иона Артемьевич некоренной павловопосадец. В середине 1930-х годов он со своей женой, моей бабушкой, Зинаидой Тихоновной Весёлкиной (1905–1978), и со старшей дочерью Ритой (моей мамой) приехал в наш город и остался тут навсегда! Бабушка тоже учитель. В младших классах школ Павловского Посада она проработала до пенсии, в основном в школе № 18.

А вот мы, младшая дочь Лаптейковых, Эмилия Ионовна (1937–2014) и я, Вера Воронова (Комарова), 1958 года рождения, – уроженцы Павловского Посада.

Я, внучка, любила деда безусловно, как родного и просто замечательного человека, благодаря которому я научилась ценить жизнь и природу, научилась дружить, уважать свой род и ещё много-много чего делать.

 И. А. Лаптейков с внучкой Верой

И. А. Лаптейков с внучкой Верой

И. А. Лаптейков с внучкой Верой.

Позже пришло понимание и его общественной роли.

Дед был учителем русского языка и литературы всю жизнь, а в годы войны, в 1941(?)–1947 гг. – ­­директором школы № 1. Суровый ему достался период, и он с честью справился с выпавшими на его долю нелёгкими задачами. Об этом свидетельствуют документы гороно, с которыми познакомилась, и фотографии из семейного архива, которые я берегу.

Приказ  ГОРОНО № 108 от 22 сентября 1942 года в отношении директора И.А. Лаптейкова

 Приказ  ГОРОНО № 108 от 22 сентября 1942 года в отношении директора И.А. Лаптейкова, о переезде школы № 1 в здание школы № 7 и переводе некоторых классов в другие школы города.

 Основное здание школы № 1 в войну было передано под военное училище, стало военным объектом. Не прерывая учебный процесс, руководству пришлось переводить учеников  в другие школы, основную часть – в здание седьмой школы, что у самой площади. Говорят, там уже были поначалу ученики школы 18, помещение которой заняли два госпиталя. Работа в стеснённых условиях. Обратный переезд через четыре года. Нерядовые и ответственные хлопоты…

Празднование женского дня 8 марта коллективом школы № 1 в 1944 году

 Празднование женского дня 8 марта коллективом школы № 1 в 1944 году. Мужчины в заднем ряду: в белой рубашке преподаватель Моисей Михайлович Сухер. Рядом – директор школы Иона Артемьевич Лаптейков.

Фотоархив деда говорит о том, что в военное время, по возможности, учителя соблюдали традиции праздников, поднимали дух друг друга добрым общением, верой в победу, в лучшее будущее.

Для этого будущего они делали самое главное – растили, учили, воспитывали молодое поколение. Быть может, где-то оберегая его от чрезмерных испытаний, где-то помогая выжить и устраивая судьбу. Ведь над всеми тяготела война. Многих мальчишек, знаю,  отдала школа в ремесленное училище, в профессию, и они наравне со взрослыми работали на предприятиях города, приближая Победу.. Кто-то из выпускников сразу после экзаменов, попадал на фронт. Кто-то домой не возвратился. И я представляю, каково было учителям  принять факт гибели вчерашнего ученика…

Сложностей быта и задач у самой школы в условиях трудового фронта было много. Это подтверждают снимки, появившиеся в Интернете из домашних архивов в связи с празднованием 90-летия известного нашего земляка – киноартиста В.В. Тихонова.

 1945 год. Тесноватая обстановка в 10 классе. На задней парте – Слава Тихонов

1945 год. Тесноватая обстановка в 10 классе. На задней парте – Слава Тихонов. Помещение седьмой школы.

1945 год. Десятиклассники школы № 1 на заготовке дров в деревне Семёново. Первый слева – Вячеслав Тихонов.

1945 год. Десятиклассники школы № 1 на заготовке дров в деревне Семёново. Первый слева – Вячеслав Тихонов.

В войну, похоже, не делались снимки выпусков фотографами-профессионалами в общепринятом понимании. Не встречались. Но некоторые любительские фото на память остались.

Есть несколько снимков деда с учениками из разных классов. И хочу сказать, что лица на них мне очень нравятся: красивые, серьёзные, целеустремлённые, открытые. Причёски модные, аккуратные. Одеты учащиеся, может показаться, что просто, но ведь наверняка модно, каждый наряд хочется рассматривать внимательно и находить изюминку.

Жили, учились, рыли окопы, выезжали на заготовку дров, сдавали экзамены, озоровали и… влюблялись. Как школьники во все времена.

На слуху теперь романтическая история первой любви Вячеслава Тихонова и Юлии Российской, пронесённой через всю жизнь. А ведь она приходится на период директорства моего деда, Ионы Артемьевича Лаптейкова. Они учились в разных классах Первой школы. И тогда ещё были обычными юношей и девушкой… Просто очень красивой юной парой, которая обращала на себя особое внимание.

Выпуск 1945 года (одиннадцатый) школы № 1 с директором И. А. Лаптейковым. В верхнем ряду мальчиков первый справа – Слава Тихонов.

Выпуск 1945 года (одиннадцатый) школы № 1 с директором И. А. Лаптейковым. В верхнем ряду мальчиков первый справа – Слава Тихонов. Здание школы № 7.

Выпуск 1946 года (двенадцатый) школы № 1 г., где училась Юлия Российская

Выпуск 1946 года (двенадцатый) школы № 1 г., где училась Юлия Российская.

Первый ряд справа налево: неизвестно, Тамара Анисимова, неизвестно, Володя Маслов, серебряный медалист.

Второй ряд: Юля Российская, учителя А. Удалов, Тапельзон, А.Д.Кудрявцева, директор И.А. Лаптейков, Н.И. Ананьева (Панкина), неизвестно.

Третий ряд: двое неизвестно, Тамара Годунова (золотая медалистка), Антонина Филиппова, Вера Заморина, Нина Ненашева, двое неизвестны.

Четвертый ряд: неизвестны, вторая справа – Тамара Елисеева.

Будущий выпуск 1947 года. Ученицы 9 «Б» класса школы № 1

Мамин класс. Будущий выпуск 1947 года. Ученицы 9 «Б» класса школы № 1 у стен школы № 7, где учились в войну. Фотография 1946 года.

1-й (нижний) ряд слева направо: Лаптейкова Рита, Лебедева Зина, Лаптейков Иона Артемьевич (директор школы и учитель литературы), Комарова Антонина Васильевна (учитель географии), Жигарёва Роза.

2-й ряд слева направо: Виноградова Нина, Макеева Нина, Григорьева Вера, Виноградова Рая, Дроздова Валя, Кабанова Аля, Хачко Тамара.

3-й ряд слева направо: Командина Капа, Большакова Лида, Жаркова Рая, Маслова Рая, Булавина Вера, Знаменщикова Маша, Будкина Лида, Краснова Наташа, Кирюшкина Таня.

Послевоенный выпускной экзамен. 1947 г.

Послевоенный выпускной экзамен. 1947 г. Зал школы № 1. На снимке первый слева – директор И.А. Лаптейков.

Мне приятно, когда вспоминают деда его ученики как Учителя с большой буквы! Они любили его. Знаю, что и он любил их, старался держать в поле зрения и наставлять на жизненном пути.

Стихотворный наказ И.А. Лаптейкова выпускникам школ

Стихотворный наказ И.А. Лаптейкова выпускникам школы. Публикация в городской павловопосадской газете «Ленинская искра» в июне 1957 года.

Дед по сути своей творческий человек, общественный деятель. Он с юности писал стихи и рассказы, был селькором, печатался в газетах и журналах (например, газета «Гудок», журнал «Лапоть»), участвовал в Съездах крестьянских и пролетарских писателей. Был инспектором народных училищ.

Журнал «Лапоть» и сегодня интересно почитать, сравнить темы и тексты того времени с сегодняшним днём. Я и раньше любила его рассматривать. Издание сатирического толка, с карикатурными яркими иллюстрациями. Там печали фельетоны молодого Ионы Лаптейкова.

Публикации И. Лаптейкова в  журнале «Лапоть».

Публикации И. Лаптейкова в  журнале «Лапоть».

Публикации И. Лаптейкова в  журнале «Лапоть».

Я помню деда исключительно с позиции счастливой, любимой и любящей внучки, но и рассказы его учеников подтверждают моё чувство – дед был очень хорошим, мудрым, умным, любящим людей, справедливым, чутким человеком. Хорошим педагогом.

Например, одна из лучших учениц деда Маргарита Григорьевна Косарева поведала мне много эпизодов из общения с Ионой Артемьевичем…

Вот яркий случай…

В классе, где училась Маргарита, заболел преподаватель, и чтобы дети не шумели, им разрешили заниматься своими делами. «Главной» оставили Маргариту (класс четвёртый-пятый). Она же в свободное время принялась писать отцу на фронт. Ребята тем не менее расшалились, и мальчишка, сидящий перед ней, развернулся и выхватил её письмо… Маргарита в ответ стукнула его и… разбила ему нос! От неожиданности растерялась. В это время в класс вошел преподаватель, схватил не оправдавшую доверие девочку за руку и повёл к директору! К Лаптейкову. Рита предполагала, что последует наказание – она же разбила нос мальчику… Мой дед внимательно выслушал рассказ расстроенной девочки о том, что она защищала то, что ей дорого. Письмо папе на фронт! Дед помолчал, потом спросил про её семью, как они живут, похвалил за то, что она умеет постоять за себя и выдал талон (многие товары распределялись по талонам) … на чулки.

Или, например, история о том, как в тяжёлое военное время школе № 1 была выделена (точнее, добыта дедом с огромным трудом!) огромная доска, чтобы подлатать пол, который стал хлипок. А девчонки-мальчишки устроили из неё качели! Качаясь огромной компанией, естественно, разломали её… Явно не из злого умысла.

Дед ходил по классам, и спокойно, без гнева, объяснял, что это серьёзный ущерб для школы. Просил признаться, кто это сделал. Объяснял, что отвечать за свои поступки, быть ответственным и честным – важно.

Маргарита, кстати, тогда не призналась, что и она входила в тот самый коллектив нашкодивших детей. Испытывала от этого угрызения совести долгие годы и на могиле деда, произнося слова уважения к нему, всё же (через 75 лет!) сказала, что это они с подругой проломили доску. Слышать это было очень трогательно.

С особым чувством теплоты говорила Маргарита Григорьевна мне, что её старший брат, Владимир, был очень близок Ионе Артемьевичу. Как приёмный ребёнок. Не только от неё, из разных уст я слышала такое мнение. Сам Владимир Григорьевич Косарев подтвердил, что мой дед для него много значил.

После окончания школы они долго переписывались. Дед помогал Володе советами, они делились друг с другом очень личными проблемами…

Несколько лет назад Владимир Григорьевич нашёл меня, попросил проводить к могиле Ионы Артемьевича… Мы много говорили, он показал стопку пожелтевших от времени писем от моего деда, но не отдал мне их – это дорогие ему воспоминания…

Рассказали мне о том, как дед награждал победителей конкурса костюмов на Новогоднем празднике! Первое место заняла активная Маргарита Косарева, которая создала (с помощью мамы и тёти) костюм Кремлёвской башни! И награда была не какая-нибудь, а книга вождя! Да, это был очень ценный подарок!

1947 год оказался заключительным на этапе директорства И.А. Лаптейкова. А последний школьный выпуск 1947-го стал его любимым. Он хранил с ним связь. Это был выпуск его дочери (моей мамы) и её друзей. Люди тогда жили ещё очень тяжело, голодно, с карточной системой распределения продуктов, но, знаю, свои школьные годы они вспоминали (и вспоминают!) с любовью.

Подарок М. Косаревой от школы

Подарок М. Косаревой от школы за идейно оформленный костюм на ученическом бале-маскараде, 1 января 1947 года.

Выпуск 1947 года (тринадцатый)  – последний выпуск Первой школы при директоре И.А. Лаптейкове.

Выпуск 1947 года (тринадцатый)  – последний выпуск Первой школы при директоре И.А. Лаптейкове.

Эстафету дел в первой школе принял от деда молодой фронтовик Василий Гаврилович Денисов. Вот копия приказа гороно о его назначении.

Копия приказа гороно о назначении Василия Гавриловича Денисова директором школы

После того как дед завершил карьеру директора, знаю, он  перешёл в школу № 18, которая, как и первая, считалась лучшей в городе. Еще бы!  Базовая школа Академии педагогических наук СССР. Работать в ней наверняка было интересно.

К сожалению, мы не всегда внимательны к старшему поколению, не часто готовы слушать их рассказы, а когда у нас возникают вопросы, задать их уже некому.  Но в пору Интернета и активного общения в социальных сетях с помощью внимательных подписчиков группы «Павловский Посад: вчера, сегодня, завтра» удалось «расшифровать» несколько групповых фотографий, сохраненных мной. Мой дед, Иона Артемьевич Лаптейков, на них среди высокопрофессиональных педагогов школы № 18. И мне кажется, он чувствует себя там очень комфортно!

Середина 50-х годов. Коллеги школы № 18 перед Первомайской демонстрацией

Середина 50-х годов. Коллеги школы № 18 перед Первомайской демонстрацией.

Вторая слева - преподаватель начальных классов Лариса Алексеевна Чармосова, учителя русского языка и литературы Иона Артемьевич Лаптейков и Людмила Петровна Сорокина, библиотекарь Эра Александровна Кошелева.

Середина 50-х годов. Преподаватели школы № 18 перед праздничной демонстрацией

Середина 50-х годов. Преподаватели школы № 18 перед праздничной демонстрацией 

Мужская часть коллектива школы № 18

Мужская часть коллектива школы № 18. Слева направо: Иона Артемьевич Лаптейков, преподаватель русского языка и литературы;   Михаил Семёнович Сафронов(?), военрук (физрук); Моисей Михайлович Сухер, историк. Середина 1950-х гг.

Учитель в обществе – лицо авторитетное. Он во все времена сеет «разумное, доброе, вечное». Имя любимого учителя живёт в сердцах учеников и объединяет поколения.

За успехи в пятидесятилетней педагогической деятельности Иона Артемьевич Лаптейков награжден правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», несколькими медалями.

Он был не только прекрасным учителем, директором, рассказчиком, человеком, владеющим пером, но и хорошим мужем, отцом, дедом. Он умел, казалось, всё: гонять на мотороллере, шить обувь, собирать и солить грибы… Ах, этот наш погреб с квашеной капустой и мочёными яблочками, вареньями, солёными бочковыми хрустящими огурчиками!

Из письма И.А. Лаптейкова молодому другу, бывшему ученику В. Косареву

Из письма И.А. Лаптейкова молодому другу, бывшему ученику В. Косареву.

Из друзей деда я запомнила Николая Викторовича Менчинского и Ивана Антоновича Кузуба. Известные личности в системе народного образования Павловского Посада и просто приятные люди. И дед был таковым.

Он умер зимой, 27 февраля 1972 года. Ему было 76 лет. Мне – 14. Это была огромная потеря для меня, ощущаемая долгие годы.

Попрощаться с ним как с уважаемым в городе человеком в здание вечерней школы (ШРМ) пришло много народу. Хоронили его с почестями.

ШРМ – школа рабочей молодёжи (бывший трактир с номерами Ф.С. Сачкова, райисполком)

ШРМ – школа рабочей молодёжи (бывший трактир с номерами Ф.С. Сачкова, райисполком). Здание сохранилось. (Архив В.Ф. Ситнова.)

У моего деда было всего шесть детей, много внуков (через социальные сети я нашла Олега и Сергея, они живут в Брянской области, носят фамилию Лаптейков, мы общаемся), есть правнуки и уже 3 праправнука. Все мы – потомки очень достойного человека, благодарны ему за жизнь и дорожим его памятью!

Заметка И. Лаптейкова о вечере встречи. 1967 год.

Заметка И. Лаптейкова о вечере встречи. 1967 год.


Материал обработан В. Масловой.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.