«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

4 сентября 2023 года

Богородск-Ногинск

Начало см. «Из прошлой жизни села Ямкино»

Метрические книги - окно в былое

Л.Н. Мартишина (Лобачёва)

Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение.

С. Л. Франк (1877 -1950) русский философ.

Метрические книги – это хронологические записи о рождении, браке и смерти.

Первая практика ведения метрических книг в России описана в решениях Московского церковного собора 1666– 1667гг.

В 1702 году был Указ Петра I для священников Москвы «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших».

В мае 1722 года изданы «Прибавления к Духовному Регламенту», в котором установлено обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи.

«Должны же отселе священницы иметь всяк у себя книги, которыя обычне нарицаются метрики, то есть, книги записныя, в которых записываются прихода своего младенцев рождение и крещение, со означением года и дня, и с именованием родителей и восприемников. Також и которые младенцы, не получившие крещения, померли, с приписанием вины, коей ради младенец лишён Святого крещения. Да в тех же книгах записывать своего прихода лица, браком сочетаемые. Також и умирающие приписанием по Христианской должности в покаянии преставилися и погребаемые; и аще кто не погребен, именно написать вину, чего ради не получил Христианского погребения, со означением года и дня. А повсегодно объявлять таковые книги в Приказ Архиерейской; а сколько родится и умрет, во всякие четыре месяца репортовать во Архиерейские Приказы, а из Архиерейских Приказов о том уведомлять писменно в Синод [1].

С 1722 года метрики велись священнослужителями и причетниками в каждом приходе. Это был важный официальный документ. В России метрические книги велись до 1918 года. Записи в них содержат много информации, в том числе владельческая принадлежность (какому помещику принадлежали).

Если посмотреть метрические книги (МК) Христорождественской церкви села Ямкино, то можно узнать владельцев земель и крепостных крестьян села и деревень прихода церкви.

Перед нами начало – «шапка» МК 1777 года.

«Ведомость имянная московского уезда радонежской десятины вотчины покойного титулярного советника Григория Григорьева сына Волкова детей его девиц Екатерины и Алимпиады села Ямкина церкви рождества Христова священника Иоанна Савина с причетники сколько в приходе маем в прошлом 1777 года генваря с 1 числа обоего пола родились когда крещены кто при том были восприемники також браком сочетались которого м-ца и числа и полных лет кто умре и где погребены о том значится сего а имено» [2].

В течении 1777 года делались записи в МК о рождении, браке и смерти жителей села и деревень прихода церкви Рождества Христова. Из этих записей видно, что село Ямкино, деревни: Соколово, Починки, Молзино, Жилино, Горки были вотчиной «покойного титулярного советника Григория Григорьева, сына Волкова, 2 детей его девиц Екатерины и Алимпиады».

Вотчина – это «отцовская собственность», то есть передаваемая по наследству собственность на землю, постройки, инвентарь и права на крепостных крестьян.

Из последующих записей в МК за 1778, 1779, 1780 и 1781 год владелец села и деревень не менялся.

 

Кто же такой титулярный советник Волков Григорий Григорьевич?

 

В Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина (ГЦТМ) хранится именной указ императрицы Елизаветы Петровны от 4 января 1752 года о вызове ярославских купцов Волковых в Петербург.

«Всепресветлейшая державнейшая государыня императрица ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА самодержица Всероссийская сего генваря 3 дня всемилостивейше изустно указать соизволила ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова … з братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург...».

В ГЦТМ хранится Грамота на дворянство, жалованная братьям Фёдору и Григорию Волковым Екатериной II.

Сразу же после переворота 28 июня 1762 года Екатерина II сделала собственноручные росписи наград лицам, принимавшим в нём непосредственное участие. В числе первых в наградном списке, на первом листе: «Фёдор да Григорий Волковы – Российское дворянство, каждому по 300 душ и по десяти тысяч рублей».

Души императрица пожаловала в дворцовой волости Черноголовль.

1 душа – это ревизская душа лица мужского пола, входившая в податное сословие, для налогообложения.

В 1762 году в России началась третья ревизия, в основном она завершилась к 1765 году. На этот раз в ревизские сказки стали включать и всех лиц женского пола, но пожалованные 300 душ – пока только лица мужского пола.

В комедии А. С. Грибоедова (1795–1829) «Горе от ума» Фамусов определял ценность жениха для дочери Софьи:

«Будь плохинький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых –

Тот и жених...».

До отмены крепостного права в 1861 году достаток помещика определялся не размером земли, которой он владел, а числом крестьянских душ, ему принадлежавших. Количество земли не представляло собой высокой ценности, без работников, способных её обработать.

3 августа 1762 года Екатериной был подписан указ о награждении лиц «за отличные услуги и верность», проявленные во время восшествия её на престол.

В этом указе из награждённых сорока человек только 4 человека не принадлежали к дворянскому сословию.

Фёдор и Григорий Волковы – актёры. Появление их имён в одном указе с «оказавшими вернорадетельные услуги» новой императрице говорит о том, что братья Волковы были в ядре заговора.

Фёдор Волков присутствовал при смерти (убийстве?) 6 июля 1762 года в Ропше мужа Екатерины, свергнутого императора Петра III.

Умер Фёдор Григорьевич 4 апреля 1763 года на 34 году жизни.

В 1765 году, празднуя трёхлетнюю годовщину вступления на престол, Екатерина II ещё раз поощрила тех, кто был с ней в 1762 году.

3 июня 1765 г. «всемилостивейше пожаловали мы дворянина Григория Волкова в титулярные советники с жалованием по восьми сотен Рублев в год ...».

10 сентября 1765 г. Григорию Волкову была пожалована Грамота на дворянское достоинство. Григорий в 1762 году был возведён в дворянство, но жалование Грамоты самой императрицей было особой честью. Каждая грамота XVIII в. представляла собой произведение искусства.

Текст грамоты достаточно длинный, приведу небольшой отрывок: «Григория Волкова и его законных детей и потомство мужескаго и женскаго пола нисходящей линии в вечные времена за НАШИХ Российской империи дворян признавать и почитать и им в том ...», конец текста утрачен.

Можно сделать предварительный вывод, что село Ямкино и пять деревень стали вотчиной Григория Григорьевича Волкова с 1762 года.

 

С 1782 года по 1784 год по записям в МК село Ямкино, деревни: Соколово, Починки, Молзино, Жилино, Горки стали вотчиной «морского флота лейтенанта Александра Лукича Симанского супруги его Екатерины Григорьевны» [3]. С 1782 года А. Л. Симанский капитан-лейтенант морского флота.

Значит дочь титулярного советника Григория Волкова и племянница основателя русского театра Фёдора Волкова Екатерина Григорьевна (1762–1829) вышла замуж.

Симанские – древний дворянский род, тесно связанный с Псковской землёй.

Александр Лукич Симанский (1752–1810) посвятил себя флоту. При Екатерине II он мичман (1771 г.), капитан – лейтенант (1782 г.), с 1 января 1790 г. капитан I ранга. При Павле I контр-адмирал. Участник трёх морских сражений русско-шведской войны 1788–1790 гг. Вице-адмирал и командующий эскадрой на Балтике в 1802 году. В отставке с 1804 года.

Александр Лукич Симанский – это прапрадед Патриарха Алексия I (Симанского Сергея Владимировича) (1877–1970).

 

В 1785 году село Ямкино, деревни: Соколово, Починки, Молзино, Жилино, Горки вотчина «покойного титулярного советника Григория Григорьева Волкова дочери его Алимпиады Григорьевны».

Дочь Григория Григорьевича Волкова Олимпиада Григорьевна выходит замуж и в 1786 году село Ямкино, деревни: Соколово, Починки, Молзино, Жилино, Горки вотчина «господина премьер-майора Ивана Яковлевича Иохемсина, жены его Олимпиады Григорьевны».

Так как обе дочери покойного Волкова Г. Г. выходят замуж, то владение разделили и с 1787 года по 1790 год село Ямкино, деревни Соколово и Починки вотчина «господина премьер-майора Ивана Яковлевича Иохемсина, жены его Олимпиады Григорьевны» [4].

Деревни Молзино, Жилино, Горки с 1787 по 1800 год вотчина «господина морского флота капитана Александра Лукича Симанского, жены его Екатерины Григорьевны».

Выписка из книги В. И. Саитова «Московский некрополь» 1908, т.2 стр 516

Иохемсины – фамилия необычная для русского произношения и поэтому написание отличается в разных источниках.

В конце 1790 года Иван Яковлевич умирает на 36 году жизни. Буквально следом за ним, через 3 месяца, на 22 году жизни, умирает его жена Олимпиада Григорьевна, вместе с новорожденной дочерью.

В 1791 и 1792 году в МК пишется, что село Ямкино с деревнями Соколово и Починки «вотчина покойного господина премьер-майора Ивана Яковлевича Иохемсина и жены его покойной Олимпиады Григорьевны».

У них остаются трое детей и с 1793 по 1807 год село и две деревни вотчина «малолетних господ Владимира, Николая и Александра Иохемсиных» [5].

С 1808 по 1811 год Ямкино, Соколово и Починки вотчина «малолетних господ Николая и Александра Иохемсиных». Владимир в землевладельцах не указан.

С 1812 по 1820 год село Ямкино, деревни Соколово и Починки вотчина «из дворян коллежских регистраторов Николая и Александра Ивановых детей Иохемсиных».

Александр Иванович (1790–22.6.1821), майор, участник Отечественной войны 1812 года. После окончания войны продолжил службу в армии. Скончался на 32 году жизни.

С 1821 по 1854 год село Ямкино, деревни Соколово и Починки вотчина «господина корнета Иохемсина Николая Ивановича».

Николай Иванович (1789–7.3.1861), отставной корнет, участник Московского ополчения 1812 года, после войны – в отставке. Помещик Богородского уезда. Скончался на 73 году жизни.

По материалам книги «Московское дворянство в 1812 году», изданной к 100-летию Отечественной войны 1812 года, страница 19: «По окончании молебствия Государь (император Александр I «Благословенный») изволил отправиться в Слободской дворец, куда за ним последовали представители всех сословий, где и начались пожертвования: дворянство предложило десятого человека со ста душ, купцы крупными суммами и потекли миллионы рублей».

По решению дворянства Московской губернии в ополчение должен был пойти каждый десятый крестьянин мужского пола дворянских имений.

«Иехомзины Николай и Александр Ивановичи, колл. регистраторы, владельцы села Ямкино, отправили в ополчение 55 ратников» [6]. Из 126 помещиков Богородского уезда братья вошли в 15 владельцев имений, отправивших в ополчение наибольшее количество ратников.

Все Иохемсины, о которых здесь написано, похоронены на кладбище Покровского монастыря, в Москве.

 

1800–1819 год. Деревни Молзино, Жилино и Горки вотчина «господина князя Ивана Петровича Тюфякина, камергера, действительного тайного советника и кавалера» [7].

Тюфякины – угасший русский княжеский род.

Тюфякин Иван Петрович (1740–1804? 1819?), князь, действительный тайный советник, действительный камергер. В 1768 году подполковник Выборгского пехотного полка (полк располагался в Смоленске), «при Господине Генерал-Фельдмаршале и Кавалере Графе Александре Борисовиче Бутурлине».

К 1797 году состоял при гоф-интендантском ведомстве командиром московских дворцов и садов.

Супруга: Долгорукова Мария Александровна (1749–1804).

 

1820–1830 год. Деревни Молзино, Жилино и Горки вотчина «Его сиятельства князя Петра Ивановича Тюфякина».

Сын Ивана Петровича князь Пётр Иванович Тюфякин (1769–1845).

Пётр Тюфякин служил в Семёновском полку, женился на племяннице фаворита Екатерины II Платона Зубова. В 1793 году был назначен камер-юнкером, в 1798 – камергером. Император Павел I, не жаловавший Зубовых, уволил его со службы в чине подпоручика и выслал из столицы в Москву.

Пётр Иванович уехал в Париж. После разрыва Александра с Наполеоном вынужден был вернуться на родину, где в 1812 году получил назначение вице директором в Конторе театральной дирекции. Его энергичная и кипучая деятельность была оценена государем: Тюфякин был пожалован в гофмейстеры (1816 г.), награждён орденом св. Владимира 2-й степени, в 1818 году удостоен высочайшей благодарности и ордена св. Анны 1-ой степени.

В 1819 году Пётр Иванович назначен главным директором императорских театров. На этой должности он пробыл недолго, до 1821 года. Тюфякин мечтал иметь в Петербурге постоянную труппу французских актёров и отправился для её подбора в Париж. Во время его отсутствия была затеяна успешная интрига и Петра Ивановича отставили от должности, после чего в Россию он больше уже не возвращался.

В разгар Французской революции 1830 года русским приказано было выехать из Парижа, Николай I позволил Тюфякину оставаться на месте. Однако, император потребовал от бездетного князя распределить свои русские имения между родственниками, в основном Долгоруковыми.

В 1841 году Тюфякин был уволен от должности гофмейстера и командора Мальтийского ордена.

Умер в Париже в 1845 году и был похоронен на кладбище Монмартр.

С его смертью пресёкся род князей Тюфякиных.

 

К сожалению, с 1831 по 1835 год нет метрических книг церкви Рождества Христова.

В 1836–1854 году деревни Молзино, Жилино и Горки «вотчина Его сиятельства князя Василия Васильевича Долгорукого» [8].

Князь Василий Васильевич Долгоруков (1787–1858), Рюрикович в XXVII колене. Поручик Семёновского полка в 1806 году отправляется на русско-турецкую войну, в кровопролитных боях проявляет редчайшую отвагу. Был награждён золотой шпагой «За храбрость».

Возвращается в Санкт-Петербург и на одном из балов знакомится с княжной Варварой Сергеевной Гагариной (1793–1833). Влюбляется с первого взгляда, ради неё оставляет военную службу и поступает на службу при дворе. Сделал блестящую карьеру по придворному ведомству. В 1826 году в коронацию Николая I получил Александровскую ленту.

Предводитель дворянства Санкт-Петербургской губернии (1832–1841). Исполнял обязанности президента Придворной конюшенной конторы (1833–1842), то есть управлял царскими конюшнями и государственными конными заводами. Вице-президент Императорского Вольного экономического общества, основанного в 1765 году. У истоков стояли крупные землевладельцы, которые видели задачу общества в повышении эффективности сельскохозяйственного производства в России.

Умер в Петербурге в 1858 году и похоронен на Смоленском кладбище.

* * *

Просмотрела МК церкви Рождества Христова села Ямкино с конца XVIII века. Многое меня в них заинтересовало: священники и церковный причт, прихожане, необычные имена, названия болезней и причин смерти и даже почерки причетников. Изредка попадались такие, что и прочитать невозможно, и тогда я им высказывала своё недовольство. Было увлекательно и познавательно. Потом подумалось, а будет ли сегодня интересна эта стародавняя история владельческой принадлежности села и деревень?

У человека есть тяга познавать как всё было на самом деле, и не стоит обкрадывать себя, если есть возможность узнать об истории жизни родного села или деревни.

Может быть кто-то заинтересуется поиском в метрических книгах своих предков. Это интересное и захватывающее занятие, иногда напоминающее детективный роман.

Знание своей истории делает нас увереннее, сильнее и духовнее.

Примечания:

[1] Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского (прибавление к Духовному Регламенту) воспроизводится по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. Спб., 1830. Т. VI. № 4022, п 29.

[2] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф 2127 о 1 д 459 стр 165

[3] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф 2127 о 1 д 459 стр 128

[4] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф 2127 о 1 д 459 стр 107

[5] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф 2127 о 1 д 460 стр 3

[6] Война и армия. Помещики Богородского уезда в 1812 году. Богородское краеведение

[7] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф 2127 о 1 д 460 стр 4

[8] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф 2127 о 1 д 463 стр 28

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.