Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

К истории создания музея в Белеве

И. Селезнева, архивариус

Я люблю путешествовать по России. И могу с уверенностью сказать, что главная достопримечательность нашей российской глубинки – это провинциальные музеи. В этих музеях наряду с уникальными экспонатами местной истории можно увидеть и экспонаты, достойные быть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Но главное в этих музеях –это сохранившиеся предания старины и уникальная возможность для посетителей музея окунуться в прошлое и почувствовать дух безвозвратно ушедшей в прошлое царской России с ее основательностью и неспешным ритмом жизни, с колокольным перезвоном, с семейными чаепитиями в саду, с залихватскими извозчиками на пролетках, с торговыми лавками и мануфактурами.

Многие из этих музеев были созданы земствами до 1917 года. Сейчас они называются краеведческими музеями. История их создания и развития также уникальна, как и экспонаты в этих музеях. Об одном из таких провинциальных музеев я и расскажу. Это краеведческий музей в городе Белеве Тульской области.

На фото Белевский краеведческий музей им. П.В. Жуковского в наше время

На фото Белевский краеведческий музей им. П.В. Жуковского в наше время

Музей был создан осенью 1910 года. Первоначально это был небольшой земский музей учебных наглядных пособий. Музеи подобного типа стали появляться в Европе и Российской империи еще в конце 19 века. В отличии от традиционных музеев эти музеи были ориентированы на решение проблем в сфере педагогики. Их называли педагогическими музеями. Появление педагогических музеев в России было прямым следствием реформирования школьного образования. Новые педагогические концепции преподавания предлагали учителю уйти от формального, сухого и схоластического преподавания теории, убивающего творческое начало в ребенке, и перейти к предметности и наглядности в образовательном процессе.

В России педагогические музеи создавались при учебных округах, дирекциях, инспекциях народных училищ, учреждались земствами, городскими органами самоуправления, частными лицами и просветительскими обществами. По своей сути педагогические музеи были учебно-методическими центрами для учебных заведений. Деятельность педагогических музеев велась по двум направлениям: организация постоянных педагогических выставок и комплектование фонда музея, материалы которого выдавались во временное пользование учебным заведениям и отдельным лицам. При крупных педагогических музеях создавались библиотеки, производственные мастерские, склады, литературно-издательские отделы и др.

Самый первый Педагогический музей в России был открыт в 1864 году, в городе Санкт-Петербурге по инициативе генерал-адъюнкта и попечителя Московского учебного округа Н. В. Исакова. Это был Педагогический музей военно-учебных заведений. Основу коллекций музея составили учебные наглядные пособия и литература по народному образованию. Программа музея предусматривала распространение прогрессивных методов обучения через ознакомление преподавателей военно-учебных заведений с новейшими пособиями и коллекциями.

В 1875 г. Петербургский Педагогический музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, где завоевал 8 из 40 наград, назначенных за учебные пособия. В том же году решение об учреждении музея по образцу петербургского приняла Франция, а в следующем году – Бельгия. К концу XIX в. 15 педагогических музеев насчитывалось в Англии, 10 – в Австро-Венгрии, 30 – в Германии.

Распространение прогрессивных методов обучения в земских школах через ознакомление преподавателей с новейшими пособиями было актуально и для Белевского Земства. За год до создания земского педагогического музея на содержании и финансировании уездного земства состояла 41 школа. Гласные Белевского уездного земского собрания барон М. И. Черкасов, надворный советник Ф. Е. Арбузов, князь М. Д. Львов, гскр. А. В. Жданов, потомственный почетный гражданин Н. В. Киселев и др. были людьми прогрессивных взглядов и болеющими душой за развитие своего края. Они понимали, что развитие экономики края напрямую зависит от уровня образования в школах. А значит для повышения уровня образования необходимо «идти в ногу со временем», внедрять в школы прогрессивные методы преподавания, коим и являлся принцип наглядности.

Для практического воплощения в обучение земских школ принципа наглядности, по решению земского собрания земская Управа для начала накануне 1909-1910 учебного года проводит обследование 33 земских школ, на предмет определения степени оснащенности школ учебно-наглядными пособиями.

Проведенное обследование выявило фактическое отсутствие в земских школах учебно-наглядных пособий. Из 33 обследованных уездных земских школ: 9 школ – совершенно не имели наглядных пособий, 4 школы – арифметический ящик, 1 школа – географическую карту, 8 школ – 2 географические карты и глобус, 3 школы-2 географические карты, глобус и альбом по естествознанию, 4 школы-географическую карту, альбомы по географии, истории и зоологии, 1 школа-географические карты и электрическую машину, и только 3 школы (в Зайцево, в Игнатьево, в Давыдково) имели полный набор пособий.

Земское собрание, чтобы исправить ситуацию, принимает решение снабдить все школы, состоящие на содержании и субсидирования земства, минимальным количеством наглядных учебных пособий. Эти пособия стали основой маленького педагогического музея при каждой школе.

В 1910-м году по решению земского Собрания уездной земской Управой в каждую земскую школу были выданы:

  1. Карта Палестины и альбом картин по Святой Истории – для закона Божьего.
  2. Таблица коренных слов с буквой «п» и портреты русских писателей – для русского языка.
  3. Таблица умножения, фунт, аршин, сажень складная, шведские счеты, циферблат – для арифметики.
  4. Кары Белевского уезда, Тульской губернии, России, Европы, глобус, Шрейберъ «Основные понятия по географии», альбом из 20-ти географических карт, Гречушкин «Альбом по географии России», Расы (таблицы издания Ильина)–для географии.
  5. Портреты Петра I, Александра I и его сподвижников, альбом по истории (издание Сытина)-для истории.
  6. Магнит, компас, прибор по линейному расширению тела, набор химической посуды, естественно-исторические таблицы к книге Малычевского, альбом по естественной истории-для естествоведения.
  7. Таблицы Якобсона-для зоологии.

Сверх этого 19 школ (двухклассные и наиболее многолюдные) были снабжены дополнительными наборами более дорогих наглядных пособий.

Поскольку, не каждая школа имела финансовые возможны приобрести самостоятельно дорогие учебные наглядные пособия, то уездное земское Собрание приняло решение о создании центрального педагогического музея в городе Белеве.

По замыслу земства музей должен был стать учебно-методическим центром, в котором во-первых должны быть пособия, недоступные по цене отдельным школам, а во-вторых музей должен был удовлетворять требования как начальных училищ (школ) обычного типа, так и одно-классных училищ с 4-х летним курсом обучения и двухклассных с 6-ти летним курсом обучения и в третьих музей должен был дать возможность наиболее предприимчивым и способным учителям опробовать новые педагогические приемы преподавания, основанные на новейших исследованиях педагогической психологии.

Создание центрального педагогического музея требовало серьезных финансовых вложений, которых у белевского земства не было. Поэтому Земское Собрание уезда обратилось к Губернскому Земскому Собранию с ходатайством выделить субсидию на создание музея. По решению Губернского Земского Собрания Белевскому уездному собранию было выделено 200 рублей на создание педагогического музея. Кроме Белева субсидию на создание уездных педагогических музеев получили Кашира, Новосиль, Алексин, Одоев, Епифань.

Субсидии на создание уездных педагогических музеев Губернское земство выделило с учетом выполнения уездными земствами следующих условий:

  1. Создаваемые уездные педагогические музеи должны были находится в уездных Управах, городских училищах или библиотеках.
  2. Заведовать музеями должны были опытные люди.
  3. Создаваемые музеи должны были быть подвижными, т.е. музеи были обязаны выдавать предметы музеев во временное пользование учебным заведениям.
  4. Уездные земства должны были выделить 200 рублей на приобретение предметов в создаваемые педагогические музеи.

В Белевском уезде председатель земской Управы надворный советник Ф. Е. Арбузов помимо субсидии от губернии выхлопотал из казны, в министерстве Народного Просвещения безвозвратное пособие на устройство музея в размере 500 рублей. С субсидиями, выделенными казной и уездным, и губернским земствами, сумма на устройство музея в Белеве составила внушительную сумму в 900 рублей. С такой суммой в уезде можно было создать весьма приличный центральный педагогический музей.

Под центральный педагогический музей в здании белевской земской Управы по согласованию с уездным Предводителем дворянства В. И. Кирпичевым был выделен бывший зал Управы, занимаемым Воинским присутствием.

С 15 июня по 5 июля 1910 года в Белеве для учителей и учительниц начальных классов проходили летние педагогические курсы. При курсах действовала большая выставка начальных учебных пособий, в которой приняли участие 23 фирмы, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга.

Список учебных наглядных пособий и изданий, которые необходимо поместить в музей, Белевская земская Управа составляла совместно с руководителями педагогических курсов и с учителями начальных классов, приехавшими на курсы. Здесь надо отметить, что на курсах было 55 земских учителей из Белевского уезда, 13 учителей из министерских школ, 12 учителей из церковно-приходских школ, 28 учителей из других уездов Тульской губернии и 13 учителей из других губерний. Поэтому составленный список предметов для музея представлял собой срез потребностей учителей центральной России. Что опять же говорит об уровне создаваемого в Белевском уезде педагогического музея и о серьезности подхода к нему со стороны земства.

Часть предметов музея из составленного списка была приобретена земской Управой тем же летом 1910 года на выставке при курсах. Другую часть заказали непосредственно у фирм поставщиков учебно-наглядных пособий.

Разработанные Белевской земской Управой структура музея учебных наглядных пособий, правила пользования учебными наглядными пособиями из музея, размер платы за выдачу пособий учебным заведениям во временное пользование, а также сумма ассигнования (170 рублей) от Земства на содержание музея, были поддержаны и утверждены на 46 очередном Земском Собрании. Также Земское Собрание поддержало предложение Управы о передаче Белевской публичной библиотеке им. В. А. Жуковского в создаваемый музей всех книг педагогического отдела библиотеки, приобретенные ранее на средства земства.

Музей наглядный пособий начал свою работу 1 сентября 1910 года. По состоянию на 1 октября 1910 года в музее было 994 предмета учебных наглядных пособий. Общая стоимость всех учебных пособий составила 491 руб. 23 коп. По отделам пособия распределялись так: зоология-253, география-175, педагогика-186, ботаника-116, история-87, минералогия-85, физика-57, анатомия-21, сельское хозяйство-12, технология-2.

Заведующим педагогического музея стал Н. С. Елагин. Музеем Елагин будет руководить до ноября 1912 года, вложив в обустройство и работу музея много сил и знаний. Оставив работу в музее, Елагин первоначально переедет учительствовать в Тулу, а затем в Москву, где будет продолжать заниматься просветительством. В Москве Елагин будет членом экскурсионной комиссии Московской городской Думы. Экскурсионная комиссия вела переписку с земствами и организовывала за умеренную плату экскурсии в Москву для учителей и учеников земских школ.

Но вернемся к музею. На содержание музея в 1910-11 годах было выделено:170-ть рублей уездным земством, 50-ть рублей Управой города Белева и 120-ть рублей – плата за пользование учебными пособиями музея.

Работа музея в первый год его существования, велась по четырем направлениям:

  1. выдача учебных наглядных пособий во временное пользование школ;
  2. открытие музея для свободного помещения;
  3. групповые посещения музея;
  4. отпуск световых картин для народных чтений.

С 1910 по 1911 год музеем было выдано учебным заведениям 1582 пособия, в среднем, на одну уездную земскую школу с 1910 по 1911 год было выдано 38 пособий.

Создание педагогического музея вызвало широкий отклик в обществе. Только за первые три месяца работы в музее было уже 1218 предметов, а к 1 сентябрю 1911 года – 3085 предметов. Регистрацию поступающих предметов в музей, их нумерацию в первый год работы музея безвозмездно вели С. К. Гусев, К. М. Бочкова, Н. Г. Васильева, Г. С. Кириков.

В первый год существования при музее была создана библиотека. В библиотеку редакции журналов «Для народного учителя», «Начальное образование», «Педагогический листок», «Русская школа» и ряд других редакций журналов безвозмездно выслали свои издания.

Утвердив в 1910 –м году, на 46 очередном Земском Собрании создание музея учебных наглядных пособий, Управа предложила Земскому Собранию подумать о постепенном расширении задач созданного педагогического музея, с тем, чтобы «сделать его в последствии местным музеем вообще наук и искусств, имеющим культурное значение». Это предложение было не только одобрено Земским собранием, но и нашло сочувствие в обществе. Забегая вперед скажу, что уже в 1911 году расширенный и переориентированный на новые задачи музей учебных наглядных пособий стал называться земским научно-образовательным музеем.

А первым шагом Управы на пути к созданию научно-образовательного музея было ее решение передать в музей экспонаты агрономического отдела с прошедшей осенью 1910 года в Белеве сельскохозяйственной выставки. Эти экспонаты вместе с учебно-наглядными пособиями легли в основу музейного фонда Белевского земского научно-образовательного музея.

Вторым шагом на пути создания научно-образовательного музея было обращение Белевской земской Управы в столичные музеи, высшие учебные заведения, к частным лицам с просьбой пожертвовать белевскому музею все, что имеет отношение к истории, природе и культуре Белевского края, и представляет ценность для музея, но не имеет значения для крупных учреждений и частных лиц. На просьбу белевской земской Управы в 1910-11 годах откликнулись государственные учреждениями, частные компании и жители Белевского уезда, среди которых были и учителя уездных земских школ. Императорское Московское Археологическое Общество прислало музею свои издания о раскопках в Белевском уезде Тульской губернии. Московское училище живописи, ваяния и зодчества пожертвовало слепки скульптур античных и эпохи возрождения, а также 3 современных барельефа. Лихвинская Лесная школа –коллекции вредителей леса, семян лесных пород, зимнего состояния почек древесных пород и свои работы по лесоводству. Белевская публичная библиотека имени В. А. Жуковского передала музею свою археологическую и палеонтологическую коллекцию, а также старинную повесть «Ундина» издательства Санкт-Петербург, 1837 года издания, с автографом автора. Санкт-Петербургская психологическая лаборатория предала музею таблицы психологического исследования личности. Комиссия по устройству Училищного дома в Москве пожертвовала серию портретов русских писателей. Энтомологическая станция Тульского Губернского земства-коллекцию вредителей культурных растений и болезни хлебов. К. Бэш-образцы пород каменного угля. «Общество копей Илецкой защиты» – образцы каменной соли.

Из пожертвований частных лиц наиболее крупные были от К. И. Давыдова, С. Т. Морозова и княжны М. Д. Львовой. К. И. Давыдов передал в музей свою коллекцию птичьих яиц, насчитывающую 128 видов, коллекцию чучел птиц Белевского уезда и их гнезда, коллекцию ископаемых. С. Т. Морозов – коллекцию художественных столярных игрушек, сделанных по рисункам Н. Д. Бартрама московскими кустарями, и коллекцию мелких деревянных изделий с резьбой по старинным рисским образцам тоже кустарной работы Московской губернии. Княжна М. Д. Львова-150 рублей на приобретение стереоскопических и световых картин.

Продолжая развивать тему расширения действующего педагогического музея, Белевская земская Управа задумывает создать при музее отделы знаменитых белевских уроженцев: В. А. Жуковского, К. Д. Кавелина, А. П. Елагиной, братьев славянофилов Киреевских.

С этой целью председатель Управы Ф. Е. Арбузов в 1910-м году пишет письмо в немецкий город Веймар сыну В. А. Жуковского Павлу Васильевичу Жуковскому. В этом письме он сообщает Павлу Васильевичу о создании в Белеве музея учебных наглядных пособий, который Управа хочет преобразовать в музей, который будет «удовлетворять культурные духовные запросы и взрослого населения и отчасти способствовать развитию этих запросов, облагораживающих человека и укрощающих его жизнь» и поэтому просит его передать в музей что-либо для создания отдела его отца при музее.

Новость о создании музея в Белеве Павел Васильевич принял с большим воодушевлением. 15 декабря того же года он пишет Арбузову, что «давно мечтал о таком музее в Туле, но возникновение музея в родном Белеве ему несравненно более по душе», и в городе, «где существуют хорошие школы и есть образованные люди, могущие руководить молодежью» музей принесет неизмеримую пользу. В том же письме Павел Васильевич сообщает Председателю Управы, что занят составлением своего духовного завещания и ему «будет истинной радостью оставить Белевскому земскому музею свою довольно значительную художественную библиотеку, большую коллекцию фотографий лучших образцов всех трех искусств, несколько старинных картин, скульптурные произведения, <…> вообще все вещи, имеющие художественное значение». Ответ на просьбу Председателя Управы он дает 16 февраля 1911 года, во втором письме, в котором пишет, что к, сожалению, не может исполнить просьбу, поскольку почти все, касающееся покойного отца и его эпохи, он уже пожертвовал Императорской Публичной библиотеке и Пушкинскому музею А. Ф. Онегина. Также Павел Васильевич поясняет, что не сможет передать Земству все свое художественное собрание, «некоторые художественные вещи он оставляет известным учреждениям и лицам». Также он предоставляет своему единственному наследнику графу А. А. Белевскому, который будет исполнять его последнюю волю, право выбрать те вещи, который тот пожелает оставить себе. Летом 1911 года П. В. Жуковский со своим наследником планировал составить опись всего того, что должно было отойти к белевскому музею после его смерти.

Если белевское Земство согласится, то П. В. Жуковский готов по завещанию передать музею некоторые его собственные картины и архитектурные чертежи, по которым был изготовлен памятник Александру II в Московском Кремле, поскольку «ему было бы дорого, чтобы в Белеве остался след скромной художественной деятельности сына знаменитого отца».

В этом письме он также сообщает, что предполагает «испросить разрешение передать Белевскому музею написанные им 33 исторические портрета, находящихся в одном из столичных музеев». Эта серия 33-х исторических портретов русских князей, царей и императоров, начиная с Владимира и кончая Николаем I в виде медальонов была написана П. В. Жуковским для мозаик галереи памятника Александру III в Московском Кремле и хранились в Русском музее Александра III.

3 марта 1911 года состоялось экстренное заседание Белевского Земского Собрания, на котором среди прочих вопросов на обсуждение было вынесено заявление П.В. Жуковского о намерении передать Белевскому Земскому музею принадлежащее ему художественное собрание. Собрание выразило глубочайшую признательность Павлу Васильевичу за «его отзывчивость к местным духовных нуждах». В знак глубокого уважения и благодарности к Павлу Васильевичу, положившего начало устройству музея на широких культурных основаниях, избрало его пожизненным попечителем Белевского земского музея. Собрание обязало Управу принять серию исторических портретов от П. В. Жуковского, в случае согласия Русского музея на передачу их белевскому музею.

По ходатайству П. В. Жуковского медальоны из Русского музея были ему возвращены, и он передал их в Белевский земский музей.

13 августа 1913 года в немецком городе Веймаре шталмейстер его Величества Государя Российского и почетный попечитель белевского музея Павел Васильевич Жуковский скончался. По его духовному завещанию «все произведения искусства, старинные вещи, которые его наследник и душеприказчик граф А. Белевский пожелает отдать» должны были переданы белевскому музею. В том 1913-м году, на 48-м очередном заседании Белевского уездного Земского Собрания было принято решение о присвоении белевскому музею имя П. В. Жуковского и именовать его «Белевский земский научно-образовательный и художественный музей имени П. В. Жуковского».

Как я уже писала выше, на момент создания музей занимал бывшую залу Земской Управы, но с ростом числа экспонатов музею стали нужны новые помещения. Эту проблему удалось решить в июне 1911 года. Весь нижний этаж земской Управы, занимаемый ранее различными не земскими учреждениями, был отдан музею. В последующие годы своего существования музей продолжал пополняться экспонатами за счет пожертвований и на средства, отпускаемые земством. Московский Публичный и Румянцевский музеи прислали в дар музею экземпляр юбилейного издания Архангельского Евангелия, «представляющего из себя точное воспроизведение с рукописного Архангельского Евангелия 1092 года, которое хранится в Румянцевском музее и представляет истинное сокровище как один из древнейших памятников русской письменности». Энтомологическая станция Тульского Губернского земства продолжала жертвовать музею биологические коллекции повреждений культурных растений насекомыми и грибами. Кавказская шелководственная станция пожертвовала музею коллекцию по шелководству. Департамент земледелия прислал музею 4 степных таблицы по рыболовству с объяснениями. Тульский художественный и промышленный музей прислал свое издание-сборник рисунков художественно-слесарных изделий. Орловское уездное земство пожертвовало музею таблицы по сельскому хозяйству. Императорская академия художеств пожертвовала 20 старинных гравюр со своими изданиями и 13 картин русских художников, а также картины В. Н. Бакшева, Я. Я. Бельзена, В.К. Бялыницкаго-Бирули, А. В. Исупова, П. А. Левченко, А. Г. Орлова, П.С. Рожановского и А.А. Чумакова. Общество имени Куинджи пожертвовало музею две картины профессора А. И. Куинджи. Русский музей Александра III-ряд изданных иллюстраций. Мурманская биологическая станция-коллекцию по флоре и фауне Ледовитого океана. Императорское общество поощрения художеств-ряд своих изданий по искусству. М. В. Беэр передала в дар музею 12 подлинных рисунков пера В. А. Жуковского (виды села Мишенского), по которым В. А. Жуковским позднее были сделаны офорты. Ж. А. Полонской, М. А. Победоносцевой, А. А. Тиллин, А. В. Панаевой-Карцевой, Д. Н. Шмеманом был переданы целый ряд автографов, среди которых были автографы: И. С. Тургенева, П. И. Чайковского, Ф. М. Достоевского, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова и др.

Летом 1914 года музей выпустил печатные каталоги наглядных учебных пособий и снабдил каталогами все земские школы уезда. Благодаря этому у учителей упростился выбор нужных учебных пособий для школьных занятий. Кроме выдачи наглядных учебных пособий, музей в 1914 году проводил практические занятия по природоведению для групп учащихся земских школ.

Кроме школ пособия музея активно использовались при устройстве агрономических курсов, курсов полеводству и молочному хозяйству.

Осенью 1914 года (начало Первой мировой войны) в Белеве были устроены курсы сестер милосердия. Лекции по уходу за раненными врачи читали в белевском музее, используя наглядные пособия музея.

За несколько лет своего существования белевский музей из учебно-методического центра для учебных учреждений стал известным просветительским центром Тульской губернии. Если в 1910 году музей в музее были единичные посетители, то за период с 1 сентября 1913 по 1 сентября в музее разовых посещений было 5667, групповых посещений-960. Народные чтения посетили-29658 человек. Кроме участия в различных выставках и курсах музей проводил экскурсии по Белеву. Помощь Управе и музею в разработке экскурсионной программы для уездных земских школ, которые хотели помимо посещения музея осмотреть и достопримечательности Белева, оказывало созданное при музее «научно-образовательное и художественное общество».

После событий 1917 года функции белевского музея меняются. Из утилитарного просветительского центра каким он был задуман и реализован белевским земством, музей превращается в государственное учреждение, средства на содержание, которого выделяется из Департамента Народного просвещения. И как госучреждение музей занимается не только просветительством, но и выполняет функции по сохранению художественных и культурных ценностей, поступивших в музей в 1918 году в результате национализации в Белеве имущества церквей и 250 «частновладельческих домовладений». Единичные поступления в музей были и из созданного в 1918 году Государственного музейного фонда.

С увеличением числа экспонатов остро встала потребность в расширении музея. Летом 1919 года, все здание бывшей земской Управы, расположенное по адресу: Белев, Пролетарская, 41, перешло в введение музея. Тогда же в белевском музее появилось три основных отдела: художественно-исторический; естественно-исторический и педагогический.

Национализацией культурно-исторических и художественных ценностей в Белеве руководил известный художник, уроженец Белевского уезда Тимофей Ильич Катуркин. В годы его учебы в Императорской Академии художеств белевское Земское Собрание выделяло ему в 1910 и 1911 годах субсидии на обучение в Академии. В 1918 году Тимофей Ильич был командирован А. В. Луначарским в научную командировку для написания этюдов. В Ленинграде в это время хлеб давали по талонам, поэтому для поддержки здоровья и для написания этюдов и картин Катуркин приехал в родной Белев. В Белеве был сразу мобилизован местным УОНО «к собиранию художественных ценностей». С 1918 по сентябрь 1923 года он работал в Белеве по линии народного образования, занимая сразу несколько должностей. Был инструктором по внешкольному образованию, заведующим отдела искусств, заведующим отделом народного образования, зампредседателя УИК. Под опекой Катуркина, как заведующего отделом народного образования, находился белевский музей.

В 1922 году историко-художественный отдел занимал в музее площадь 90 квадратных саженей, естественно-исторический отдел – площадь 40 квадратных саженей и педагогический отдел –площадь 30 квадратных саженей. Естественно-исторический и педагогические отделы музея располагались в нижнем этаже здания музея.

В художественно-исторический отделе белевского музея были:

1) оригинальные произведения 40 русских художников, в том числе таких выдающихся, как: Куинджи, Маковский, Паленов, Айвазовский, Бенуа, Шишкин;

2) кабинет гравюр и рисунков пером и тушь;

3) комната древнерусской письменности и топографического искусства с выставкой книг и рукописных материалов, относящихся к истории Белевского края;

4) комната дворянского быта 40-х годов 19 века, в которой были вывешены фамильные портреты семьи Буниных, В. А. Жуковского в разные годы жизни, Е. П. Елагиной, К. Д. Кавелина, а также была собрана мебель, бронза, фарфор, хрусталь и другие предметы из обихода дворян 19 века;

5) комната церковной старины, где среди прочих экспонатов был походный иконостас императора Александра I, по преданию писанный академиком В. К. Шебуевым;

6) комната этнографии и народного творчества: наряды крестьянок Белевского уезда, кички из Калужской, Тверской и Тамбовской губернии, коллекция старинных полотенец и вышивок Белевского уезда, коллекция кружев Белевского и Елецкого уездов, бисерные цепочки Белевского уезда, бисерные работы, картины, закладки, пасхальные яйца начала 19 века, коробочки и бювар для почтовых бумаг, вышитые крестом по холстине, галицийские ленты и писанки из Галиции, изделия из бересты кустарей Архангельской губернии и т. д.

Также в художественно-историческом отделе были представлены предметы, относящиеся к культуре первобытного человека (орудия каменного века, украшения, жернова), оружие 14-18 веков, оружие Первой мировой войны, старинные монеты разных государств, в том числе и Российской империи, медальоны и знаки отличия различных орденов, серебряное блюдо с изображением города Белева в 1850-1860-х годах и часы «луковица» времен Екатерины II. Всего в отделе было представлено 3285 экспонатов.

В естественно-историческом отделе был обширно представлен животный и растительный мир Белевского уезда в виде чучел птиц и животных, спиртовых и формалиновых препаратов рыб, пресмыкающихся, коллекции из засушенных бабочек и насекомых, гербариев из дикорастущих, культивированных и лекарственных растений. В отделе были препараты по анатомии человека и человеческие эмбрионы. Кроме этих экспонатов в естественно-историческом отделе была комната сельского хозяйства и экспонаты из мира ископаемых: череп мамонта и два позвонка, купленные музеем в 1919 году у крестьянина деревни Староселье, остатки клыков мамонта (поступили в музей в 1918 году из центральной белевской библиотеки), массивная верхняя челюсть мамонта с остатками бивней, найденная в Белевском уезде, окаменевшие морские животные и растения, различные горные породы, встречающиеся на территории Белевского уезда, коллекции минералов и руд с Урала и Екатеринославской губернии. Всего в естественно-историческом отделе 1144 экспоната.

В педагогическом отделе музея были представлены наглядные пособия, детское и ученическое творчество. Также в отделе были комнаты с автографами писателей, музыкантов, художников и общественных деятелей. Общее количество экспонатов в отделе-490.

В существующей при музее библиотеке насчитывалось около 6000 книг. Большая часть книг относилась к педагогике, но были также редкие и дорогостоящие издания по искусству. Библиотека обслуживала учителей школ города и уезда. При библиотеке был архивный отдел, в котором были книги и печатные рукописи начала 18 века.

В штате музея было два человека: заведующий Сабинин Иван Михайлович и его помощница Анна Васильевна Панова. У Сабинина, окончившего 7 классов реального училища, музейный стаж работы был 2 года. У Пановой было среднее образование и 7 лет музейного стажа.

Летом 1923 года музей был переименован в художественно-исторический и научно-образовательный.

В 1924 года музей был переведен в центр города, на ул. Карла Маркса д. 10, в здание бывшей городской Управы. Нижний этаж здания занимало пожарное депо, а 2 и 3 этаж был отдан музею. В том 1924 году музей был снят с госбюджета, средства на содержание музея отпускались местными властями. Из недофинсирования музея Сабинин И. М. уволился, заведующим музея стала Панова А.В.

В 1925 году картинная галерея музея насчитывала уже 81 картину художников: Айвазовский, Дмитриев-Оренбургский, Маковский, Паленов, Верещагин, Шишкин, Клодт, Бенуа и др. Комната этнографии и народного творчества пополнилась экспонатами археологических раскопок курганов в селе Песковатом Погорельской волости Белевского уезда, проведенных в 1921 году сотрудницей Московского исторического музея Ф. А. Афремовой. Также в дар музею профессор В. А. Городцов передал обломки кремниевых оружий и зуб молодого мамонта. В 1920-м году профессор В. А. Городцов проводил исследование Монтелеевского оврага. При раскопках оврага были найдены обломки кремниевых орудий, при речке Ярень-зуб молодого мамонта.

10 ноября 1929 года экспертами Главнауки белевский музей был признан одним из лучших среди районных музеев.

В первые месяцы Великой Отечественной войны (октябрь 1941 года) здание музея сгорело. Музейные экспонаты частично погибли, частично были расхищены. Вновь музей был открыт только в 1960-м год. 28 марта 1960 года исполнительный комитет Белевского районного Совета депутатов трудящихся постановил: «Открыть в Белеве с 1 мая 1960 года краеведческий музей». Новым пристанищем музея стал бывший купеческий особняк белевского купца 2-й гильдии В. М. Рыжкова. На ул. Карла Маркса, д.114.

После такого как музей был вновь открыт, значительный вклад в пополнение музейной коллекции внесла Надежда Петровна Ходасевич (Леже) – жена французского художника Фернана Леже. Семья Надежды в годы Первой Мировой войны с толпой беженцев приезжает в Белев. В Белеве семья Ходасевич живет с 1914 по 1918 год. Надежда учится в гимназии Белева. В 1918 году в национализированном купеческом доме В. М. Рыжкова Катуркин Тимофей Ильич открывает Дворец Искусств, в котором руководит художественной студией. В эту студию приходит учиться Надежда Ходасевич.

В 1968 году Надежда Леже из Франции отправила в дар Белевскому музею более ста копий с лучших произведений мастеров мирового искусства, выполненных по её личному заказу.

Сегодня основной фонд муниципального бюджетного учреждение культуры «Белевский районный художественно – краеведческий музей им. П.В. Жуковского» составляет более 18 тысяч единиц хранения. В музее есть отделы: «Природа», «История», «Художественный»

Литература и источники:

  1. ОПИ ГИМ. Ф. 54. Д. 954.
  2. ГАТО. Ф. П-1. Оп. 14. Д. 2224
  3. ГАТО. Ф. 4. Оп. 2. Д. 86
  4. Каталог объектов культурного наследия Тульской губернии. Выпущен в рамках проекта АМР «Наследие и культуру-в основу развития», получившего грант Тульской области в 2012 году.
  5. РГБ. Журналы... Белевского уездного земского собрания... – Белев, 1867-1917.

Примечание:

  1. Василий Алексеевич Городцов (1860–1945 г.г.) – русский и советский ученый, профессор МГУ, доктор археологии.
  2. Шебуев, Василий Козьмич (1777–1855 г.г.) – русский живописец, действительный статский советник, академик. Заслуженный ректор Императорской Академии художеств (1832 г.), один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма.
  3. Константи́н Дми́триевич Каве́лин (1818–1885 гг., Санкт-Петербург) – русский историк, правовед, психолог, социолог и публицист.
  4. Николай Дмитриевич Бартрам (24 августа1873, Семёновка, Курская губерния ― 13 июля 1931, Москва) ― искусствовед, музейный деятель, коллекционер.
 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank