«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

5 октября 2018 года

Богородские староверы


Слово Церкви. Журнал. 1915. №12. С. 291.

История одной походной церкви

Публикация Е. Маслова

Приобретенная господином Арсением Ивановичем Морозовым от наследников покойного священника о. Елисея Тимофеевича Мелехина походная складная деревянная церковь имеет следующую историю. Покойный Козьма Терентьевич Солдатенков[1], во времена всевозможных гонений и запрещений на старообрядцев со стороны господствующей церкви, пожелал слушать Божественные литургии у себя на дому, в виду чего он отвел в доме помещение, где и поставил означенную походную церковь, причем постройка ее производилась, кажется, за границей, во Франции.

В 1881 году, по восшествии на престол в Бозе почившего Императора Александра III, на Рогожском кладбище разрешено было поставить временный алтарь перед существующем там иконостасом и запечатанным  алтарем[2], но так как было разрешено отслужить 2-3 обедни, а времени для постройки временного алтаря и иконостаса не было в распоряжении, то Козьма Терентьевич и уступил для этой цели свою церковь.

Как известно, церковь стояла на Рогожском кладбище не 1-2 дня, а 2 года, после чего, по распоряжению из Петрограда, она была снята и взята обратно Козьмой Терентьевичем в свой дом, на Мясницкой улице[3], где и находилась до  самой его кончины. Последнюю обедню в этом походном храме, на Рогожском кладбище, служил покойный о. Елисей Тимофеевич.

После кончины Козьмы Терентьевича храм перешел к его наследнику Василию Ивановичу Солдатенкову, который и предложил ее Марии Федоровне Морозовой[4].  Последняя приобрела храм этот,  и поставила его в своем доме в Трехсвятительском переулке[5], в Москве. Стоял он там до самой кончины Марии Федоровны. Перед кончиной она пригласила своего духовника, служившего все время в означенном храме на дому, о. Елисей Тимофеевича, и попросила его в случае ее смерти – храм снять и взять под свое личное усмотрение или для передачи, если он пожелает, тому лицу или той общине, которая в глазах его будет достойна. Вскоре после сего Мария Федоровна скончалась, и духовник ее взял храм себе на дом.  Спустя год, он, о. Елисей, сам захворал и затем скончался, не оставив своим детям и вдове никаких распоряжений и указаний, куда направить и как поступить с храмом. Последние, унаследовав храм, предложили его Арсению Ивановичу Морозову, который любезно согласился и приобрел таковой для постановки  храма этого, как исторического памятника старообрядчества, в своей церкви во имя св. пророка Захария в г. Богородске, где для сего построен придел и освещен 11 февраля сего года.

Походная церковь (алтарь) атамана Платова, героя войны 1812 г. (фотография сделана во время выставки старообрядческих икон в Рождественской церкви Рогожского кладбища в Москва).

Иконостас-складень  походной церкви.(фотография сделана там же)

 

Освящение храма[6].

12 февраля, в четверг, на память преподобной матери нашей Марии[7], совершено освящение вновь сооруженного каменного придела к храму св. пророка Захария Серповидца Богородской старообрядческой общины. Придел сооружен иждивением почетного председателя общины А.И. Морозова для приобретенного им же походного храма, стоявшего в 80-х годах в храме Рогожского кладбища, а затем по проискам врагов старообрядчества удаленного оттуда.

Примечания:

  1. Солдатенков Козьма Терентьевич, выдающийся русский промышленник и просветитель, книгоиздатель, благотворитель, пользовался огромным авторитетом среди культурной элиты России. Среди близких ему людей – И. Е. Забелин, Т. Н. Грановский, И. С. Аксаков, А. П. Чехов. Один из главных деятелей своего времени на Рогожском кладбище. Род Солдатенковых из д. Прокуниной Богородского уезда.
  2. Алтари храмов Рогожского кладбища были властями опечатаны 7 июля 1856 года и распечатаны только 16 апреля 1905 года. Старообрядцы были лишены возможности совершать здесь литургию почти пятьдесят лет.
  3. Дом К. Т. Солдатенкова на Мясницкой улице сохранился – дом №37, строение 1. В годы войны в нем располагалась Ставка Верховного главнокомандующего.
  4. Морозова Мария Федоровна (1830-1911). После ранней кончины своего супруга - Тимофея Саввича Морозова, много лет являлась фактическим руководителем Никольской мануфактуры. Среди ее детей наиболее известны Анна, Савва, Сергей – составившие, каждый по своему, славу России.
  5. Дом М. Ф. Морозовой (обширная усадьба) в Трехсвятительском переулке сохранился - №1-3, строение 1.  Частыми гостями дома Морозовых были Третьяков, Шаляпин, Чехов, Тимирязев, Валентин Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы. Сергей Тимофеевич переделал имевшуюся в усадьбе оранжерею под мастерскую и предоставил ее Исааку Левитану. Здесь художником написаны многие лучшие его полотна.
  6. Старообрядческая мысль. Журнал. 1911. №1. – Богородск-Егорьевск. С. 172.
  7. 12 февраля – день памяти преподобной Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (см. житие преподобной и ее отца на Сайте «Православный календарь»)

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.