«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

18 декабря 2019 года

Социум Павловский Посад

Историческая память о советском времени в провинциальной городской среде

Т.Лёвкина

(Cтатья была представлена на краеведческой конференции "Алексеевские чтения" в Электростальском краеведческом музее 5-го декабря 2019 года.)

 

Разные периоды истории имеют свои особые черты хозяйственной, общественной, политической жизни, что определяет специфику развития страны и не однозначную его оценку представителями всех социальных слоев населении. Каждый российский город самобытен по-своему, особенно, если рассматривать его в исторической ретроспективе.

В любом городе интересна духовная сфера, в том числе историческая память, материализованная в объектах. Что сохранилось от прошлого, вписалось ли оно в современную городскую среду? Эти вопросы волнуют его неравнодушных жителей.

Городу Павловскому Посаду в этом году исполнилось 175 лет. Его история, как и многих городов, условно можно разделить на три периода. Первый период со времени основания города 1844 г. до 1917 г. (73 год), второй советский 1917 - 1991 гг. (74 года), третий постсоветское время 1991-2019 гг. (28 лет).

Первый период истории города Павловский Посад с точки зрения градостроительной планировки уникален. Его градообразующим центром стала торговая площадь, от которой отходят главные улицы, связывая ее с окраинами. Причем, четкость и символизм расположения улиц поражает. Семь улиц идут параллельно железной дороги, хотя в период основания города ее еще не было и семь улиц перпендикулярно ей. Значение числа 7-мь  очень многогранно и противоречиво. Оно символизирует разум и порядок, аналитическое мышление. Именно эти качества определяли и определяют философию жизни города и его горожан. Старые названия улиц Окраинная, Вознесенская, Рождественская, Царская, Успенская, Павловская, Нижняя Вохонская и Большая Дмитровская, Покровская, Сергиевская, Всехсвятская, Соборная, Преображенская, Большая Лабзинская говорят о глубоком религиозном мировоззрении населения, жизнь которого определяли владельцы фабрик, купечество, духовенство и дворянство.

От первого периода истории города сохранились величественные корпуса текстильных предприятий Павлово Покровской фабрики, фабрик Лабзина и Грязнова, Соколиковых, Кудина, Щукина, Куделина, Баранова, купеческие жилые дома Широкова, Найденова, Соколикова, торговые здания, реальное училище, прогимназия, городское училище, ряд общественных построек, как бывший кинотеатр Тарасова, богадельня Мойкина, банк Лабзина и др. Многие из старых зданий, к сожалению, утрачены, перестроены, заброшены, а предприятия перепрофилированы или закрыты.

От второго советского периода истории города Павловский Посад, оказывается, осталось не так уж и мало, осталось и служит сейчас людям. Все, что связано с советской эпохой, конечно, обусловлено идейной социалистической направленностью. Перемены и достижения в жизни общества и человека должны были доказывать единственно правильный путь развития – социалистический. В программах партии прослеживались основные принципы строительства, основанные на монументальной пропаганде эстетической организации общественной среды. Создаются новые типы общественных зданий: дворцы труда, культуры, клубы, спортивные комплексы, детские учреждения и др.

В конце 20-х годов XX века в стране началось время поиска иных архитектурных решений. Появляется новый стиль конструктивизм, который принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства. Некоторые образцы этого стиля встречаются и в нашем городе. Это дворцы культуры «Павлово Покровский» (ул. Большая Покровка) и «Филимоновский» (ул. 1 мая), построенные в 1929 году, как фабричные клубы; это здание «Бани» (ул. Мира) год строительства 1927; это комплекс зданий «Большие (фубровские) дома», возведенный в 1927--1934 годах на кооперативных паевых началах (ул. Кирова), а также здание школы №18 (ул. Мира), торгового центра «Континент» (ул. Б.Покровка) и ряд других.

Следует отметить, что объёмы названных зданий представляют собой параллелепипеды. Причем ДК «Павлово Покровский» и «Филимоновский» вытянуты вглубь территории. У них одна из торцевых стен является центральной, в которую вписан балкон. У ДК «Павлово-Покровский» это мощный цилиндр, у «Филимоновский» - прямоугольник. Здания школы №18 и «Бани», также имеют форму параллелепипеда, а четырехэтажные комплексы «Большие дома» расположены в необычной для того времени форме квадрата - каре. Характерными чертами интерьера этих сооружений являются их свободная планировка, широкие окна, а также отсутствие внешних декоративных деталей. Именно это и есть конструктивная особенность функциональной принадлежности каждого объекта.

Интересно то, что Павлово Покровский клуб, так назвался раньше этот ныне дворец культуры, сооружен по проекту известного московского архитектора М. Бабицкого, который в 1925-1928 гг. построил электрическую станцию для фабрики "Трехгорная мануфактура", а потом жилой дом на улице Маросейка в Москве.

От послевоенных лет, преимущественно 50-х годов, сохранилось немало типовых сооружений, построенных из малоиндустриальных конструкций. Их строительство интересно тем, что в это время происходит отход от рационализма. В провинциальных городах дома начинают украшать небольшими декоративными элементами. У нас это встречается в районе Филимоново, улицах Фрунзе, Интернациональной, Орджоникидзе. Так, у некоторых жилых 2-х этажных домов, расположенных в разных районах города, углы отделаны рустом, стены разделены пилонами, обозначен парадный фасад, кое-где сохранилась символика социализма. Например, на одном из домов представлено восходящее солнце, как символ послевоенного возрождения под руководством коммунистической партии.

В 60-е-70-е годы в правительственных постановлениях по жилищному строительству было указано на необходимость создания экономичных благоустроенных квартир для заселения семьей. Одной из первоочередных задач этого периода было жилищное и культурно-бытовое строительство, которое проводилось не разбросанно по всему городу, а крупными массивами по серийным типовым проектам. Началось строительство 4- 5-этажных домов из кирпича и блочных панелей в районах Филимоново, Городок, Павлово-Покровка, восточной и центральной частях города, улицах Пушкина, Карпова, Щорса, Кузьмина и др. В данный период была «любовь» к датам. Их часто выкладывали на стенах жилых домов, производственных корпусов в год строительства объекта. Особенно это характерно для района Филимоново, где часто встречаются на домах даты 1972, 1974, 1975, 1976 годы. В противоположной части города на улице Пушкина о времени строительства 5-тиэтажных домов свидетельствуют даты 1961, 1962, 1963, 1965 годы .

Эта «любовь», однако,  продолжилась и в 80-90 годы, но уже с политическим, производственным и художественным оттенками. Филимоново именно этим качеством отличается от других жилых кварталов города. На стенах 9-ти этажек сохранены символы последних лет советской эпохи, изображены «Серп и молот», «Олимпийский Мишка», символ ткацкого производства – «Челнок» и цветочный орнамент. А вот в районе бывшей Павлово-Покровской фабрики на жилых зданиях редко встретишь такие художественные воплощения. Только на одном 5-тиэтажном доме там выложена дата постройки - 1964 год и на торце у рядом стоящего дома незатейливый орнамент из керамической плитки.

Своеобразие города в советский период заключалось в разных подходах к художественному оформлению городских районов. Так, в Филимоново в основном украшены жилые строения, но не текстильные корпуса фабрики. А в районе Павлово-Покровской фабрики наоборот. На главном фасаде здания фабрики со стороны железнодорожного полотна установлено огромное, красочное, идеологически выверенное мозаичное панно. Это энергичная композиция, обобщенная моделировка образов вождя и рабочих, отражающая революционно-трудовой порыв под знаменем ленинизма. Данный прием свойственен началу 60-х годов для внесения художественного украшения торцов зданий или части фасада. Такие мозаики служили мощным средством советской пропаганды.

Крупнейшее предприятие города советского времени завод «Экситон» славилось своей продукцией на весь Советский Союз. Действительно научно-технические достижения этого завода были огромны. На корпусах бывшего предприятия радиоэлектронной промышленности сохранились до настоящего времени три великолепных мозаичных панно. Каждое из них отражает специфику прошлого этого производства. Выразительные рисунки панно составляют своеобразный триптих, воспевающий достижения советской науки и техники. В сюжетах панно, размещенных на фасаде производственного корпуса, отсутствует энергия ритма, а на панно, обращенное к центральной проходной завода, наоборот, динамика фигур подчеркивается яркими лучами солнца. Композиции объединены стремлением к научному поиску, овладению фундаментальными знаниями, развитию современных технологий, покорению космического пространства.

В 70-80-тые годы часто холлы учебных заведений, учреждений культуры, общественных зданий стали украшать мозаикой, а иногда витражами. В советское время на этот вид искусства не жалели средств. Мозаикой украшены интерьеры ДК «Филимоновский», «Октябрь», школы №9., городской администрации. Мозаика ограничена сравнительно небольшим набором цветов, но рисунки достаточно богаты по сюжетам. Это космическая и производственная тематика, морские мотивы, платочные рисунки.

Витражи, как произведение изобразительного декоративного искусства, встречаются реже. Таким примером является украшение орнаментального характера из цветного стекла верхней части фасада ДК «Октябрь» и тематические сюжеты межэтажных проемов в школе № 18 – пионерская символика, яркое солнце, яблоки в зеленой листве, ребенок – космонавт.

Лепнина встречается еще реже, поэтому верхнее завершение интерьера большого зала ДК «Павлово Покровский» уникален. В нем над главной сценой сохранился герб СССР в окружении ниспадающих знамен. Уникальным является также и барельеф с изображением Ленина при входе в здание управления образования (улица Урицкого)..

Советская тематика не обошла стороной производство павловопосадских шалей. Правда, изображение на павловских платках тракторов, комбайнов, лампочек Ильича не привелось. Но в 1947 году талантливыми художниками Златой Ольшевской и Лидией Шаховской было создано красочное историческое панно «800-летие Москвы», удивительное произведение искусства по колориту, композиционному построению, изяществу рисунка с видами московского Кремля . К 30-ти летнему юбилею советской власти художник Семен Рыжов выполнил скатерть «Юбилейная». Вышивальщики фабрики тамбурным швом создали портрет Иосифа Виссарионовича Сталина в полный рост. В 1980 году на фабрике выпускались изделия с олимпийской символикой.

В эстетической организации городской среды важное место занимают памятники, которые порой становятся пространственной доминантой города. Главную площадь любого города в советское время невозможно было представить без памятника вождю революции, ставшего одним из символов советской коммунистической идеологии. «Самому человечному человеку» они часто устанавливались на улицах, в скверах, во дворах. Под ними шумели митинги и демонстрации, принимали в пионеры под звуки песни «Ленин всегда живой, Ленин всегда со мной». В Павловском Посаде такой доминантой до настоящего времени является памятник Владимиру Ильичу Ленину на центральной «Площади Революции». Он был открыт 1 мая 1934 года. Это работа скульптора Г. Д. Алексеева, который лично знал Ленина. В 1918 году он сделал ряд натурных зарисовок вождя в его кабинете. Памятники Ленину сохранились в Филимоново, у бывших проходных Павлово Покровской фабрики, завода Экситон, утрачены у школы №18, ДК «Октябрь», ж/д вокзале.

Большое градостроительное значение имеют памятники, свидетельствующие о возрасте городов, об этапах, ими пройденных, об известных земляках. Они являются как бы жемчужинами в общей застройке. В центре Павловского Посада их несколько. К 125-летию основания города была создана композиция из 5-ти фигур, символизирующая объединение нескольких деревень в торговый посад. Рядом, летом 1983-го года, был установлен бюст нашему легендарному космонавту Валерию Федоровичу Быковскому. Над созданием монумента трудился талантливый мастер Геворг Геворкян. Открытие бюста приурочили к 20-й годовщине со дня первого полета В.Ф. Быковского в космос. Недалеко от центра, в преддверии 150-летия Отечественной войны 1812 г., еще в 1971 году установлен бюст народного героя Герасима Курина (автор местный скульптор Анатолий Карасёв). В районе Камвольного комбината установлен бюст Герою Советского Союза летчику А.С. Потапову, у здания полиции - бюст Ф.Э.Дзержинскому, но есть и утраты, отсутствуют бюсты Серго  Орджоникидзе на одноименной улице и Якова Свердлова напротив фабрики, носившей в прошлом его имя.

В далеком 1919 году в городе была создана комсомольская организация. В память об этом событии комсомольцы 70-х годов на перекрестке улиц Пушкина, Привокзальная, шоссе Мишутинское установили стелу, когда отмечали 60-летие Павлово Посадской комсомольской организации. Эта небольшая площадь была названа Комсомольской. Рядом с ней завод «Экситон» в 60-е годы построил спортивный комплекс «Юность». На фасаде его главного здания сохранилось стилизованное изображение советского юноши и девушки в порыве к спортивной победе.

Политическая жизнь страны всегда находит свое отражение в городских объектах. В год принятия новой Конституции СССР в 1977 году было принято решение основать площадь Конституции в сквере на улице Кузьмина.

Памятники советского времени в Павловском Посаде интересны по своему замыслу, но в целом по художественному решению они являются типичными для своего времени. Мы их видим и в центре, и на окраинах города. По направленности можно выделить исторические, например, памятник жертвам контрреволюционного мятежа 1918 года, юбилейные - ДК «Октябрь» в честь 50-летия Октября, «Космос» (разрушается), корпоративные - образцы автотехники советской поры у автотранспортного предприятия, мемориальные - воинам Великой Отечественной войны, памятные доски на фасадах учреждений, школ и частных домов, а также жанровая скульптура.

Надо отметить, что в советский период одним из направлений украшения города являлась жанровая скульптура (парковая, малых форм), характерной особенностью которой является демонстративно подчеркнутое отсутствие монументальности. Как правило, такие объекты устанавливались без постаментов на небольшом возвышении, чтобы как можно ближе приблизить их к зрителю. Они органично включались в камерное городское ограниченное пространство.

Парковые скульптуры, оставшиеся нам в наследство от советской эпохи, не имеют какой -либо эстетики. Это объекты массового производства, они, хотя и относятся к жанру советской соцреалистической скульптуры, не являются художественными произведениями. Тем не менее, отрицать их культурную ценность не следует. Пусть это не шедевры на все времена, но они представляют собой своеобразные исторические документы, выполненные в гипсе. В Павловском Посаде осталось совсем немного таких скульптур. В Филимоново это «Женщина с детьми», у здания Управления образования - «Семья», «Девочка – подросток», «Материнство». Образы привлекают к себе наше внимание воплощением нравственных идеалов любви, семьи, материнства, доброты, цельности и человечности. Они просты и понятны. Между этими скульптурами и настоящими, живыми советскими людьми была психологическая близость. Феномен такой близости сейчас утрачен. Эти скульптуры достаточно быстро «уходят», не только потому, что их изготавливали из непрочных материалов (гипса), а и потому, что рыночная экономика диктует свои идеалы и ценности.

В названиях улиц и площадей города сохранилась память о революционном, военном и мирном советском времени. Многие улицы, которые были названы ранее, переименованы и стали носить имена революционеров, героев войны, известных земляков. Это улицы Кирова, Ленина, Маркса, Дзержинского, Фрунзе, Урицкого, Орджоникидзе, Свердлова, Чапаева, Щорса, Буденного, Ворошилова, Интернациональная, 1 мая, Выставкина, Бакатиной, Зыбина, Матросова, Осипенко, Потапова, Расковой, Пролетарская, Трудовая, Совхозная и др.

Советское время огромный пласт отечественной истории, которое ушло безвозвратно, но оно еще живо в памяти многих людей. Это время дает возможность осмыслить, что мы имели, что потеряли и по какому пути идти вперед, потому что прошлое это точка отсчета будущего нашей страны.

Литература.

  1. Васильев- Вязьмин И.И. Искусство людных площадей. – М., Знание, 1977.
  2. Газета «Знамя Ленина» - Павлово-Посадский комитет и исполком городского Совета депутатов трудящихся,1967 – 1991 гг.
Об авторе

Татьяна Васильевна Лёвкина,

кандидат педагогических наук, учитель истории школы №18 имени Н.В. Менчинского, г. Павловский Посад

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.