«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

20 апреля 2023 года

Черноголовка

Черноголовская газета № 46 (746) 17 ноября 2005 года

Черноголовки первые птенцы

Александр Мельников

И снова пытаюсь представить себе, только теперь уже тех, кто первым появился здесь, в лесной глуши. Когда перед высокой стеной из вековых сосен только-только пролегла первая улица. И даже еще не улица, а, скорее, асфальтовая полоса (так и напрашивается сравнение с взлетной, что не так уж и далеко от истины - во всех смыслах). Еще только с двумя-тремя невысокими домами, развороченной землей с поднимающимися из нее фундаментами. Что представляли себе первые жители, глядя на эти траншеи для будущих домов, на воинскую часть за забором рядом с этим пока еще намеком на улицу.

Первый жилой дом в Черноголовке

Первый жилой дом в Черноголовке

Ольга Ивановна Колесова вспоминает: ее мужа, Юрия Рафаиловича Колесова, одного из первых поселенцев Черноголовки, после окончания института в Рязани направили на работу в Москву, в ИХФ АН СССР и он поехал посмотреть, куда же его распределили. Когда он вернулся домой, то первое, что она услышала от него, было: "Знаешь, кажется, меня распределили в деревню!" А потом они приехали сюда уже вместе. Их поселили в первом жилом доме поселка, который сдали в мае 1958 года (теперь это дом № 3 по улице Первой), в восемнадцатиметровой комнате, где кроме них (они тогда уже ждали ребенка) жили еще четверо (!) холостых мужчин (!!). "И ничего! - смеется Ольга Ивановна. - Тогда мы ко всему относились как-то проще! Все ведь были, в основном, после общежития!" В доме жили и холостяки, и семейные. У семейных, правда, были квартиры, комнаты. Жили очень дружно, весело, сохранив эту дружбу и добрые отношения до сих пор. У многих уже были дети. Кого-то возили еще в колясках (да простят мне они, теперь уже совсем взрослые - Леня Гальперин, Марина Шведова и мой друг, Олег Денисов). Кого-то - ежедневно в Ногинск, в школу имени Короленко. Их тоже было трое: Галя и Юра Туфлины и Олег Руссиян (тоже мои старинные приятели). Дом больше походил на небольшую коммуну. Не было ни магазинов, ни врачей, и на первых порах функцию "доктора" добровольно выполнял молодой сотрудник А.В. Раевский. Лечил всех как мог и даже делал уколы, за что пользовался заслуженным уважением.

Первые жители первого дома. В центре Ю.Р. Колесов и В.Г. Абрамцев

Первые жители первого дома. В центре Ю.Р. Колесов и В.Г. Абрамцев

В Черноголовке работало тогда всего несколько человек, остальных каждое утро возили на работу в Москву. И вот однажды перед рейсом водитель автобуса, Алексей Украинцев, с которым, видимо, кто-то поделился своими опасениями, и предложил Ольге Ивановне (к тому времени у него уже было трое своих детей, так что опыта в этом деле ему было не занимать): "Давай-ка, голубушка, я отвезу тебя в Ивановское!" (где находилась тогда сельская больница и где появилась на свет первая дочь Колесовых, Галя). А ровно за две недели до этого у других жителей этого дома, Василия Георгиевича и Люды Абрамовых, тоже родилась дочь, Лена, правда, родилась она в Москве, где жила мать Люды. Эти две девочки и стали первыми "птенцами" Черноголовки. Через полгода сюда привезут и других малышей, но это уже будет потом.

После рождения Гали соседи по квартире, уплотнившись, освободили Юре и Ольге Колесовым одну из комнат. Ничего не было, и первые три месяца Галя спала в коробке из-под кинескопа. Сейчас Галина работает в ИПХФ РАН. Лена Абрамова проживает за рубежом.

Детское население Черноголовки постоянно прибывало. В 1959 году сдали второй жилой дом. Чтобы мамы ребятишек могли работать, в 1960 году было решено организовать что-то вроде детского сада. Федор Иванович Дубовицкий пошел навстречу и выделил под это половину одного из только что построенных коттеджей. Первой "воспитательницей" стала Людмила Ивановна Щербакова. А в обязанности остальных мам входило обеспечение детей питанием из рабочей столовой (бегали с судочками), деревенским молоком, уборка, мытье посуды.

По утрам всех будили строевые песни и топот сапог солдат-стройбатовцев, которых "выгуливали" по единственной тогда асфальтированной улице. После обращения к командованию утренний солдатский променаж перенесли куда-то в другое место. А помните, как маршировали по дороге на работу и обратно наши стройбатовцы (в основном среднеазиатской национальности), бывшие долгое время одной из достопримечательностей поселка?

Время неумолимо. Уже многих членов той "коммуны" нет с нами. Но для живущих те дни навсегда останутся щемящим воспоминанием о молодости, радости начинающейся новой жизни, счастье!

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.