«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

1 июня 2023 года

Черноголовка

Черноголовская газета № 14 (766) 6 апреля 2006 года

Был бы к жизни интерес

Александр Мельников

Лето шестьдесят второго выдалось в Подмосковье особенно дождливым. В один из таких дней, по дорожке от строящегося посёлка к отделу кадров шли две молодые симпатичные девушки. Одеты они были по погоде: в тренировочные костюмы и короткие резиновые сапоги. Впереди них шагал обычного вида, невысокий человек, которого они вскоре и обогнали.

- Вы чего, девчонки, - неожиданно окликнул он их, - грибы сюда приехали собирать?

- Да нет! - рассмеялись "девчонки". - Мы на работу в институт устраиваться! Нас сюда распределили!

- А вы откуда? - снова спросил человек.

- Мы из Москвы, после Менделеевского института. Только вот хотели договориться, чтобы выйти на работу немного позднее. Мы сейчас отдыхаем в спортлагере, в Тучково, а потом хотели ещё в Крым по путёвке съездить! Вы не знаете, с кем об этом можно поговорить?

- А со мной и говорите! - улыбаясь, сказал любознательный человек. - Я как раз директор института!

Так знакомство с Черноголовкой для Л.Н. Руссиян и Т.И. Невельской (а тогда Люды Карташовой и Татьяны Мясниковой) началось со знакомства с Ф.И. Дубовицким.

В тот день они добирались сюда на попутных грузовиках от Сокольников. Ещё удивлялись: окраина Москвы больше походила на деревенский пейзаж с простыми деревянными домами. На работу они, с согласия Фёдора Ивановича, вышли уже в сентябре. Поселили их вначале в гостинице, а потом выделили комнату в трёхкомнатной квартире в построенном новом доме. Но это было уже летом следующего года. Им как раз нужно было срочно уезжать в альплагерь. Приезжают - всё в целости и сохранности уже на новом месте! Интересно, что и в гостинице, и потом, в квартире, свои зарплаты они хранили в тумбочке в стеклянной банке и никогда ничего не пропадало!

Свою трудовую деятельность Людмила Николаевна начала в знаменитом "полимерном" корпусе, где и проработала все эти годы. Жизнь в Черноголовке тогда сильно отличалась от теперешней. Сегодняшние старожилы были ещё совсем молоды. В конференц-зале старого административного корпуса ФИХФ проходили замечательные капустники, в основном на производственную или огородную тему. Очень популярен был "квартирный вопрос". Доставалось начальству, частенько - и самому Фёдору Ивановичу. Но он никогда не обижался, всё воспринимал с большим юмором.

В воскресные дни катались на лыжах - а частенько и по вечерам, особенно во время полнолуния, когда было светло как днём (специально следили за лунным календарём!). Тогда уезжали по просеке в сторону полигона. Людмила Николаевна вспоминает, что там был заброшенный домик лесника со старым сенным сараем. Они забирались на его крышу и пели во всю мочь! Ночью, зимой, при луне! Однажды по дороге к домику лесника их встретил Г.И. Лихтенштейн и спрашивает: "Вы куда это на ночь глядя?" - "А что такое?" - "А там волки бегают!" - "А мы не боимся волков!" Позже частым их "сопровождающим" стал тогда ещё тоже совсем молодой К.Н. Руссиян. А вскоре Людмила Николаевна сменила свою девичью фамилию на новую.

Тяга к спорту была присуща в те времена практически всем жителям Черноголовки. За зданием старой школы был организован первый в посёлке освещённый каток. Старожилы, конечно, помнят его. И особенно Диму Митрофанова, который катался по пояс голый, наголо бритый и вдобавок ещё с окладистой бородой. Эта борода в сочетании с бритой головой едва не стоила ему однажды новой квартиры. Фёдор Иванович, увидев его в таком живописном виде, сказал, что, пока он не сбреет бороду, жилья ему с семьёй не видать.

Район коттеджей в те годы славился своими соловьями, и многие жители приходили туда по ночам на соловьиные концерты. Устраивались потихоньку за столиками у кого-нибудь в саду и слушали. Но слушали не только соловьёв. Ранней весной, ещё на лыжах, по последнему снегу ехали на рассвете в лес, на тетеревиные тока. Ждали, когда из-под снега начнут вылетать с криками огромные, яркие глухари. Тогда в лесу вокруг Черноголовки было ещё много почти не пуганой живности: зайцев, лис, кабанов, лосей. А уж о грибах и говорить нечего!

То, что Черноголовка была очень молодой, не могло, конечно, не сказаться на рождаемости, по поводу чего Ф.И. Дубовицкий иногда шутил: "Вы что сюда, детей рожать приехали или работать?"

А теперь мне бы хотелось обратиться к одной нашей неизвестной читательнице. Как-то в прошлом году в редакцию пришла пожилая женщина и рассказала интересную историю: у первых жителей Черноголовки были гаражи рядом со старым аспирантским общежитием на улице Первой. Потом их решили оттуда убрать, а на этом месте построить новые коттеджи. Все стали возмущаться. Тогда Фёдор Иванович собрал людей, привёл их туда, где теперь ГСК "Восток", и сказал: "Смотрите, какое место я вам подобрал! Солнце, лес, воздух - курорт! А вы возмущаетесь!" К сожалению, эта женщина тогда не назвалась, а было бы интересно услышать от неё и ещё о каких-то забавных событиях, связанных с жизнью нашего города. Отзовитесь!

Примечательно и другое. Мы начали свой рассказ со встречи наших героинь с Ф.И. Дубовицким. О его доступности, внимании к любой мелочи, происходящей в посёлке, можно говорить бесконечно. И ещё один забавный факт: в то время ещё не было в Черноголовке никакой оранжереи и к Фёдору Ивановичу в палисадник перед домом молодые научные сотрудники иногда ночью лазили за розами для своих девушек. Я думаю, что, если бы даже он увидел это, наверняка отнёсся бы с пониманием.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.