«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

2 августа 2005 года

Аннотации

Морозовские чтения. 1997 г. Часть 28

« предыдущая

С. Л. СТОЛЯРОВ,

директор Орехово-Зуевского химико-экономического колледжа, руководитель УДЦ "САВВА", заслуженный учитель РФ

ДИНАСТИЯ МОРОЗОВЫХ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Региональный учебно-деловой центр "САВВА" создан на базе Орехово-Зуевского химико-экономического колледжа в рамках Морозовского проекта, в своей деятельности реализует довольно обширный спектр учебных курсов. Одним из основных является курс "Предпринимательство и малый бизнес". Используя современные организационные и методические формы и приемы обучения слушателей, мы в своей образовательной деятельности опираемся на богатую отечественную историю предпринимательства. Это соответствует духу и главной идее Морозовского проекта как отечественной программы образования и воспитания российских предпринимателей. Именно изучение исторических аспектов развития отечественного предпринимательства помогает начинающим предпринимателям осознать свои российские корни, узнать богатые национальные традиции в деловой деятельности, понять, что современная российская предпринимательская деятельность возникла не на голом месте, а также помогает передать огромный духовный заряд для успешной работы в суровых и сложных условиях российской действительности. Как известно, учредители Морозовского проекта назвали этот проект именем Саввы Тимофеевича Морозова, выдающегося промышленника-предпринимателя, видного мецената, представителя многочисленной династии, имеющей 200-летнюю историю.

Именно на Орехово-Зуевской земле, на берегах Клязьмы началась предпринимательская деятельность основателя Морозовской династии Саввы Васильевича Морозова (1770-1860 гг.), прожившего большую и плодотворную жизнь.

В многогранной деятельности династии Морозовых, которая насчитывала более 250 человек, как в зеркале отразилась история российского предпринимательства. Вот почему изучение истории Морозовской династии, ее огромного неоценимого вклада в развитие промышленности, финансовой сферы, науки, образования, культуры, здравоохранения, духовного потенциала России является одним из важнейших аспектов обучения нового поколения российских предпринимателей. Ведь не зря великий Пушкин говорил, что образованного человека от невежды отличает уважительное отношение к прошлому.

Известно, что термин "предприниматель" был введен лишь в XVIII веке французским экономистом Ришаром Кантиллоном. Под этим термином подразумевается человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой поной идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

Однако история русского предпринимательства далеко перевалили за тысячелетний рубеж. Юбилей русского предпринимательства можно было бы отмечать вместе с тысячелетием России, которое праздновалось еще в прошлом веке.

В нашем повседневном сознании тысячелетие России почему-то ассоциируется только с тысячелетием российского государства, при этом остается в тени важнейший факт, что, какой бы великой ни была государственность, она не могла бы выполнить свои задачи без тесного союза с русским предпринимательством. На протяжении всей своей многовековой истории русское государство успешно осваивало обширные пространства нашей страны только благодаря тому, что опиралось на предпринимательство и частную инициативу.

Одновременно с политическим освоением Российским государством бескрайних территорий осуществлялось и их экономическое освоение тяжелым и самоотверженным трудом предпринимателей.

Петр Первый, осуществляя великие преобразования Российского государства, делал ставку на использование творческой инициативы и самостоятельности русского предпринимателя и работника.

Количество промышленных предприятий (без ремесленных мастерских) только за XVIII век увеличилось в 10—12 раз.

Со второй половины XIX века крупная промышленность резко расширяет свой рынок, еще глубже проникает в толщу крестьянства, но домашняя крестьянская и кустарно-ремесленная промышленность удерживает значительную часть покупательского спроса простого народа, потребности которого крупная промышленность не могла выполнить или считала невыгодным.

Между крестьянской и крупной промышленностью шла конкурентная борьба, многие фабриканты вопили истошными голосами о своей погибели и невозможности работать при низких ценах на кустарные изделия.

Крестьяне, работавшие на дому, и кустари зачастую были и продавцами своих изделий, что позволяло им еще более успешно конкурировать с крупной промышленностью.

Династия Морозовых — символ русского предпринимательства

Символом русского предпринимательства XIX века стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальник семейства — Савва Васильевич Морозов (1770-1860 гг.), крепостной помещика Н.Г. Рюмина, прошел длинный жизненный путь от пастуха, извозчика, наемного ткача на шелковой фабрике Кононова до владельца в 1797 г. собственного шелкоткацкого заведения в селе Зуево Богородского уезда. Начав с 5 рублей, занятых в долг у помещика, уже в 1820 году Савва Васильевич Морозов вместе с сыновьями выкупался на волю за огромные по тем временам деньги — 17 тысяч рублей.

В 1820-1840 годы Морозовы создали четыре хлопчатобумажные фабрики, которые уже тогда оценивались в 200-300 тысяч рублей. Во второй половине XIX века фабрики вырастают в четыре огромные фирмы.

Перед революцией собственные капиталы семьи составляли более 110 млн. рублей, на предприятиях Морозовых 54 тысячи рабочих производили продукции примерно на 100 млн. рублей в год.

Следует особо подчеркнуть, что развитие предпринимательства в России имело в значительной степени преемственный характер. На основе проведенных исследований выявлено, что 43 процента всех купеческих фамилий занимались торгово-предпринимательской деятельностью от 100 до 200 лет, а почти 25 процентов — 200 и более лет. Характерная особенность русских предпринимателей состояла в том, что большинство из них вышло из крестьян и посадских людей, и то время как в западноевропейских странах — из дворян. И это прежде всего самые выдающиеся русские предприниматели — Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Шорыгины, Бардыгины, Зимины и многие другие. За каждым из этих предпринимателей

организация огромных производств, снабжавших своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.

Русская православная народная этика, имеющая еще дохристианские корни, создала атмосферу почитания идеалов добра, души, справедливости, правды и нестяжательства. Суть его заключалась в преобладании духовно-качественных мотивов жизненного поведения над материальными.

Труд в православной этике русского человека — безусловная добродетель, исполнение которой — высшее жизненное наслаждение.

Главное, что подобное отношение к своему труду было характерно для многих русских предпринимателей. И недаром самыми выдающимися русскими предпринимателями XIX—XX вв. стали выходцы из старообрядцев, которые в значительной степени сумели сохранить идеалы и традиции Святой Руси. Эти идеалы и жизненные принципы, задоженные в них, способствовали созданию гигантских семейных фирм, подобных фирмам старообрядцев Морозовых и Рябушинских.

Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX — начало XX века. Реальные факты и события российской социально-экономической действительности полностью опровергают те догматические и конъюнктурные идеологизированные характеристики и оценки, которые ставили русской буржуазии как отечественные советские, так и зарубежные буржуазные историки. Люди, создававшие фабрики и заводы, железнодорожные и судоходные компании, банки и магазины, учебные заведения и больницы, книжные издательства и газеты, музеи и театры, а также многое другое», что составляло содержание и облик дореволюционной России, а после Октябрьской революции послужило основой дальнейшего развития страны, были надолго преданы забвению, как бы вычеркнуты из истории.

Всестороннее и объективное изучение истории предпринимательства в России еще только начинается, но уже сейчас со всей очевидностью можно утверждать, что тезисы о малочисленности и слабости русской буржуазии, о ее малограмотности и обделенности талантами являются проявлением либо вопиющего невежества, либо злонамеренного искажения истины.

Насколько же "устная история" российского предпринимательства оказалась справедливей и благодарней профессиональной историографии, как отечественной, так и зарубежной!

Память о добрых делах российских предпринимателей, столько лет вытравлявшаяся из сознания людей, сохранилась, она передается из поколения в поколение.

Этому способствовали окружающие зримые следы предпринимательских дел — действующие до сих пор старые заводы и фабрики, Продолжающие служить людям театры, музеи, учебные заведения, больницы, магазины и многое другое. Нередко их называют по-старому: "Морозовская больница", "Зимний театр Морозова", "Прохоровская трехгорная мануфактура", "Морозовские фабрики",

"Зиминская фабрика".

Все, что дошло до наших времен, связано с конкретной структурной перестройкой российского промышленного потенциала конца

XIX века — начала XX века...

В России наблюдалось чувство подъема, созидательного энтузиазма.

Отвергая бытовавшее мнение о каком-то зависимом положении

России от иностранного капитала, статистика показывает, что общий объем зарубежных вложений в промышленность составлял не более 9-14% всех промышленных капиталов.

Именно отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. Иностранцы, как правило, допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия еще побаивалась вкладывать свои капиталы.

Страна располагала значительным резервом внутренних средств, чтобы их вкладывать при необходимости в промышленность. Начиная с 1876 года вплоть до 1913 года Россия имела непрерывный активный баланс.

По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив стремительно развивающиеся Соединенные Штаты. За 1880-1910 г.г. темпы роста промышленной продукции России превышали 9% в год. Торговля и общественное питание в России были одними из самых развитых в мире.

Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие к будущем большой урожай. На основе анализа динамики развития России французский экономист Э. Тэри уверенно предсказывал: "К середине текущего XX века Россия будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении".

Среди плеяды русских предпринимателей, внесших значительный вклад в развитие экономики России на рубеже XIX и XX веков, особая роль принадлежит династии Морозовых. Память народная особо благосклонна к Морозовым. И этот российский феномен проявляется на протяжении всей послеоктябрьской истории вопреки негативной оценке их деятельности, отраженной в "Кратком курсе" и перенесенной оттуда во все возможные издания и учебники по истории. Такое отношение россиян является проявлением признания особой роли Морозовых.

Действительно, Морозовы, будучи явлением типичным в истории российского предпринимательства, вместе с тем представляют собой особый феномен.

И это объясняется тем, что типичные черты русского предпринимательства в династии Морозовых проявились особо ярко и наглядно. Они типичны, ибо разделили все превратности исторических судеб своего класса. История Морозовых — это история превращения крепостных крестьян, самоучек в высококвалифицированных бизнесменов, истинных интеллигентов и утонченных ценителей искусств.

В суровых и трудных российских условиях, характеризовавшихся почти полным отсутствием правовой защищенности, Морозовы своим повседневным трудом, предпринимательской хваткой и огромным интеллектуальным напряжением создали гигантские по тем временам, на высоком техническом уровне свои предприятия, участвовали в сооружении железных дорог, учреждении банков, в экономическом освоении окраин России. Наряду с этим как истинные патриоты своего Отечества они прославились своими благотворительными делами, созданием театров, выдающихся музейных коллекций, учебных заведений, больниц, храмов, богаделен. Принадлежа к классу, который, обладая господствующими экономическими позициями, был лишен политической власти и вынужден был приспосабливаться к отжившему свой век самодержавному строю, Морозовы, так же как и другие представители этого класса, безуспешно искали выходы из назревшего в стране общественно-политического кризиса, пытаясь, с одной стороны, достичь того или иного соглашения с верхами, а с другой — идя даже на поддержку революционных партий.

История Морозовых как предпринимательской династии, их история предпринимательской и общественной деятельности может послужить своего рода моделью при начавшемся предметном изучении истории предпринимательства в России.

Самой выдающейся, самой яркой личностью в этом замечательном роду Морозовых, несомненно, был Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905 г.г.). В его жизни и деятельности сконцентрировалось и проявилось все лучшее, что было накоплено династией Морозовых на протяжении более ста лет предпринимательской, общественной, и благотворительной деятельности многочисленного семейства.

Одно лишь перечисление титулов С.Т. Морозова характеризует его многогранную и активную деятельность на рубеже двух веков истории России.

С. Т. Морозов, выделявшийся силой ума, высокой образованностью и эрудицией, твердостью жизненных взглядов, деловой предприимчивостью и неиссякаемой энергией, мог успешно руководить уже в 24-летнем возрасте такой промышленной махиной, как Никольская мануфактура, где трудилось более 30 тысяч рабочих и служащих; был предводителем купечества и промышленников России ("Купеческим воеводой"), председателем Нижегородского ярмарочного комитета, что позволяло ему оказывать большое влияние на промышленное развитие России; оказывать реальную материальную поддержку и помощь в деле духовного и нравственного развития России; решать конкретные вопросы социального сотрудничества предпринимателей и рабочих; разрабатывать государственные проекты развития здравоохранения и просвещения народа. Широкие взгляды и государственная дальновидность ярко проявил в 1896 году тридцатилетний председатель Нижегородского ярмарочного комитета Савва Морозов в своих выступлениях на официальных церемониях.

По темпам промышленного развития в последнем десятилетии XIX века Россия обогнала все страны Европы, шла вровень с Соединенными Штатами.

Именно на торгово-промышленном съезде с особой силой проявились выдающиеся качества Саввы Морозова как тонкого политика, промышленника государственного размаха, который из своих коллег намеревался воспитать третье сословие, наподобие французской буржуазии.

С. Морозов заявил: "В одном твердо убежден: торгово-промышленное сословие на Руси сильно не только мошной своей, но и сметкой. Не только капиталами, но и умом... Одна беда — культуры мало! Не выработало еще наше сословие сознание собственного достоинства, сословной солидарности!.."

Питомец двух университетов (Московского и Кембриджского), человек широкой эрудиции, тонкий ценитель искусства, Савва Тимофеевич Морозов по-философски критически воспринимал окружающую его российскую действительность, видел глубокие социальные противоречия и мерзости российской жизни, но верил и и талант, и в духовный потенциал русского народа.

Савва Морозов удивлял Максима Горького своим безграничным уважением русского народа: "Можете считать меня сентиментальным, неискренним — ваше дело. Но я люблю народ... Народ люблю не так, как пишете об этом вы, литераторы, а простой физиологической любовью, как иногда любят людей своей семьи: сестер, братьев. Талантлив наш народ изумительно! Удивительная талантливость всегда выручала, выручает и выручит нас. Вижу, что он ленив, вымирает от пьянства, сифилиса и главным образом от того, что его не учат работать. А талантлив он изумительно. Очень мало нужно русским, чтобы они поумнели".

Как современны, как актуальны эти слова Саввы Морозова для сегодняшней социально-экономической ситуации в России!

Говоря о политической ситуации в России, С. Морозов заявил: "У нас везде неладно: на фабриках, на мельницах, а особенно в мозгах!"

9 февраля 1905 года С. Т. Морозов по свежим впечатлениям событий 9 января 1905 года на заседании Правления Товарищества Никольской мануфактуры выступил с заявлением по рабочему вопросу, которое планировалось для подачи в Комитет министров. Но члены Правления не поддержали заявление Саввы Тимофеевича и отказались от подписей. Однако ему как директору Правления и заведующему фабриками было предоставлено право подать докладную записку за своей подписью.

Представленная записка свидетельствует о принципиальных разногласиях С. Т. Морозова с большевиками.

До начала революции 1905 года он испытывал некоторые симпатии к лозунгам социал-демократов, отстаивал права рабочих и либерально-демократические ценности. Но вспыхнувшее после января 1905 г. широкое забастовочное движение, принявшее крайне радикальные формы, вероятно, заставило С. Т. Морозова по-иному взглянуть на рабочий вопрос.

Взгляды С. Т. Морозова были более созвучны идеологии тредюнионизма, которая большевиками рассматривалась как оппортунистическое направление в рабочем движении.

В заключении представленного С. Т. Морозовым документа говорится в частности: "Необходимо введение всеобщего обязательного школьного обучения с расширением программы существующих народных училищ и установлением упрощенного порядка для открытия всяких учебных заведений, библиотек, читален, просветительных учреждений, обществ, так как в просвещении народа — сила и могущество государства и его промышленности (Как это современно перекликается с Указом № 1 Президента РФ "О приоритетности образования", к сожалению так и не реализованном в России, с вытекающими в будущем сложными и негативными последствиями).

Существующее законодательство и способ его разработки не соответствует потребностям населения и русской промышленности, в частности, необходимо в выработке законодательных норм участие представителей всех классов населения, в том числе лиц, избранных промышленниками и рабочими. Участие этих же представителей необходимо и в обсуждении бюджета, ибо последний является могущественным двигателем в руках государства при разрешении промышленных вопросов страны". Воистину заявление С.Т. Морозова по рабочему вопросу от 9 февраля 1905 года, предназначавшееся для подачи в Комитет министров, явилось широкомасштабной хартией демократизации России, реализация которой могла бы, на наш взгляд, разрядить социально-политический кризис, предотвратить социальные потрясения 1905 и 1917 гг., вывести Россию на широкую дорогу гражданского демократического цивилизованного развития.

В настоящее время Россия переживает тяжелый и сложный период своей истории, период мучительного перехода от разрушенной административно-командной системы управления к еще не сформированной системе рыночных отношений, которая в условиях российской действительности принимает деформированные и зачастую негативные формы. Налицо системный кризис в России: экономический, финансовый, политический, социально-психологический, духовно-нравственный.

Исторический опыт зарубежных стран, в частности США и Западной Европы, утверждает, что в периоды кризиса и угрозы краха тяжелой индустрии экономику этих стран спасла энергичная государственная поддержка предпринимательства и малого бизнеса.

Именно сегодня государство должно уделить особое внимание ускоренному развитию малого бизнеса, который в России только начинает формироваться.

Подобно Японии, Южной Корее, Германии и США, Россия в решении судьбоносной проблемы — подъема национальной экономики — должна опираться на многовековые традиции и сильные стороны российского предпринимательства, зеркалом которого являлась династия Морозовых — династия предпринимателей, меценатов, ученых и общественных деятелей, непоколебимых патриотов своего Отечества.

Плодотворной попыткой осуществления ренессанса национальных принципов российского предпринимательства в современных условиях является реализация Морозовского проекта — широкомасштабной программы подготовки кадров новой формации для работы в условиях рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства в России-.

Широкая и активная совместная деятельность в центре и в регионах, спонсорская помощь участвующих в Морозовском проекте организаций — все это позволило создать разветвленную систему подготовки нового поколения предпринимателей и поддержки малого бизнеса, которая имеет свои представительства в виде учебно-деловых центров в более чем 60 регионах Российской Федерации. Одним из них является учебно-деловой центр "Савва", созданный и активно действующий на базе Орехово-Зуевского химико-экономического колледжа — на родине династии промышленников — предпринимателей Морозовых.

« предыдущая

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.