«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

8 июля 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 4 (1996). Часть 5

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 4 (96)

БОГОРОДСКИЕ СТАРОВЕРЫ / БОГОРОДСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА

Документы. Материалы.

Продолжение. Начало в №№ 1-3 за 1996 г.

«Прошение самарского мещанина Семена Сергеевича Новотоцкого, живущего в г. Богородске в доме Никифорова, Московскому градоначальнику от 5 сент. 1908 г. 1

Согласно Высочайшего указа, данного в 1906 г. для старообрядцев, я, как священнослужитель-иподиакон при старообрядческой церкви, утвержденный в этой должности Рязанским епископом Александром в 1908 году в мае месяце, занесен в установленную книгу общины при Николаевской церкви в г. Богородске Московской губернии.

Между тем, при призыве к исполнению воинской повинности я зачислен в 1907 г. в ратники ополчения 1 разряда и в 1909 г. должен отбывать учебный сбор наравне с ратниками, что является для меня и для священства едва ли допустимым.

А потому имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение о выдаче мне удостоверения в том, что я действительно как священнослужитель занесен в книгу общины при старообрядческом храме во имя Св. Николая Чудотворца, что мне необходимо представить в Самарское уездное по воинской повинности Присутствие.

Если же, почему-либо, я в книге еще не значусь, то прошу записать и выдать удостоверение».

«Постановление четвертого общего собрания членов Богородской старообрядческой общины храма Св. Николы в г. Богородске..., состоявшегося 21 сентября 1908 г. в храме общины... 2

Председатель совета общины Николай Александрович Сивов заявил собранию, что членов общины прибыло 3 (неразборчиво — Ред.) человека.., и предложил собранию членов избрать председателя на настоящее собрание, каковым единогласно избран Н.А. Сивов, которым и объявлено оно открытым. Собрание открыто в 3 часа 30 мин. пополудни... Председатель доложил собранию: 1-е — о необходимости распространения деятельности сей общины на новые селения и местности в дополнение прежних, 2-е — о новом наименовании общины, и 3-е — о принятии в общину членов из присоединяемых новых местностей.

Собрание постановило:

Деятельность Богородской старообрядческой общины храма св. Николы... распространить еще на близлежащие к г. Богородску в дополнение к разрешенным на новые селения, а именно на Кучино, Глухово и на фабрики Компании Богородско-Глуховской мануфактуры. Существующее общины наименование изменить на новое название, а именно: Богородско-Глуховская старообрядческая община — и старое название общины не употреблять. Проживающих старообрядцев в присоединяемых вновь селениях одного вероучения сочленами общины принять в ея члены по получении от них о желании о присоединении заявлений и постановлении о сем общих собраний членов общины согласно статьи 3-й пункта 2-го Указа 17 октября 1906 г.

Председатель доложил собранию о заявлении четырех лиц о их желании вступить в общину членами с семействами, а именно: 1. Кузьмин Петр Родионов, крестьянин Московской губернии Богородского уезда Ильинской волости деревни Максимовской 39 лет, жена Евдокия Васильева 32 лет, сын Алексей 10 лет, 2. Крючков Андрей Сидоров, Московский мещанин Басманной слободы 39 лет, жена Ольга Семеновна 34 лет. Оба заявителя женаты первым браком, живут в г. Богородске. 3. Капустин Савва Матвеев 34-х лет, крестьянин Московской губернии Богородского уезда Ильинской волости деревни... (неразборчиво — Ред.), жена Наталья Иванова 29 лет, женат первым браком. 4. Иванов Митрофан Петров 26 лет — крестьянин Московской губернии Богородского уезда Дороховской волости сельца Богородского, оба живут в гор. Богородске. По заявлении членами общины, что заявители им известны, собрание постановило: означенных лиц, старообрядцев одного вероучения, принять в члены общины с правом голоса и допустить в собрание. Посему явившиеся в собрание Капустин и Иванов приняли участие в собрании.

5. Председатель предложил собранию произвести избрание в диаконы в храм общины Никифора Васильева Чистобаева вместо выбывшего диакона Петра Павлова Пронина, выбывшего из общины... По произведенной баллотировке закрытым голосованием записками получилось при наличности баллотировавших 36 членов следующее: за избрание — 26 голосов, и за неизбрание — 9 голосов при одном воздержавшемся. Собрание постановило: в храме св. Николы общины иметь диаконом Никифора Васильева Чистобаева 29 лет, рукоположенного в сан диакона б июля 1908 г. Иоанном архиепископом Московским старообрядческим, происходящего из крестьян Минской губернии Бобруйского уезда Качерчской волости деревни Капустине, имеющего жену Прасковью Павловну 23 лет, состоящих в первом браке.

6. Председатель предложил собранию произвести избрание в священники общины священника Петра Николаевича Никифорова. По произведенной баллотировкой закрытым голосованием записками при наличности 36 баллотировавших избирателей получилось: за избрание — 33 голоса и за неизбрание — 2 голоса. Собрание постановило: в храме св. Николы общины иметь священником: избранного Петра Николаевича Никифорова 39 лет. рукоположенного в сан священника 27 марта 1899 г. Иоанном архиепискогю Московским старообрядческим, происходящего из мещан г. Горбатова Нижегородской губернии, имеющего жену первым браком Аполлинарию Осиповну 36 лет и детей Николая 16 лет, Лазаря 10 лет, Александра 7 лет, Романа 1 1/2 г. , Татьяну 14 лет, Елизавету ... лет, Лидию 5 лет. В настоящем общем собрании членов общины принимали участие следующие члены... , а именно 1. Н.А. Сивов, 2. А.А. Зимин, 3. Е.М. Максимов, 4. П. Щепетильников, 5. В. Кукушкин, 6. М. Скоромнов, 7. А. Климов, 8. С. Новотоцкий, 9. Н. Плохов, 10. И. Шишлов, 11. Г. Карпов, 12. Г. Иванов, 13. А. Ильин, 14. А. Фролов, 15. Г. Прокофьев, 16. К. Климов, 17. Свящ. П. Никифоров, 18. Н. Автономов, 19. В. Макаров, 20. Е. Никифоров, 21. Е. Комаров, 22. Д. Стулов, 23. П. Цветков, 24. С. Щедрин, 25. Г. Туманов, 26. К. Комаров, 27. Ф. Образцов, 28. К. Кислов, 29. М. Никифоров, 30. М. Кукушкин, 32. И. Багров, 33. Свящ. Ф. Туманов, 34. П. Махров, 35. Капустин, 36. М. Иванов».

«Свидетельство Богородского уездного полицейского управления от

27 ноября 1908 г. 3

Дано сие председателю Совета Богородско-Глуховской старообрядческой общины Николаю Александровичу Сивову, живущему в г. Богородске, для представления по принадлежности на предмет ходатайства о выдаче отдельных метрических книг для храма св. Николы, что при фабрике К° Богородско-Глуховской мануфактуры, независимо от тех, которые ведутся при храме св. Николы в г. Богородске в том, что при фабрике К° при селе Глухове действительно существует отдельный старообрядческий храм, и старообрядческое население на фабрике достигает до 1500 душ, и что село Глухово находится от г. Богородска в 3-х верстах».

«Донесение председателя Совета Богородско-Глуховской старообрядческой общины Н.А. Сивова в Московское губернское правление от

20 января 1909 г. 4

11-го января месяца состоялось общее собрание Б.-Г. старообрядческой общины, председателем какового собрания я не был в заседании (так в оригинале - Ред.). В протоколе заседания, представленном в сие Правление, внесена запись о избрании в общину священника Михаила Васильевича Сторожева, из которого видно, что выборы его произведены с нарушением ст. 19 и к ней примечания Указа 17 октября 1906 г., потому что сие избрание было не только без закрытого голосования, но и без всякой баллотировки, а посему в протоколе и не значится численность полученных голосов за избрание и за неизбрание.

Священник Михаил Сторожев принадлежал раньше к господствующей церкви, что подтверждается тремя документами, представленными в Губернское правление, но им не представлено доказательств, по неимению, их, от Губернского начальства и от духовного ведомства из Консистории о причислении его в старообрядчество и об исключении из метрических списков господствующей церкви, требуемых обязательно для всех лиц, присоединяемых к другому вероисповеданию, согласно Указа 17 апреля 1905 г. и циркуляра Министра внутренних дел от 18 августа 1905 г.»

«Заявление Совета Б.-Г. старообрядческой общины в Московское губернское правление от 20 января 1909 г. 5

При сем честь имеем представить согласно 20 и 22 ст. Указа 17 октября 1906 г.: 1. Протокол пятого общего собрания общины, состоявшегося 11 января 1909 г. 2. Три документа по избранию священника Михаила Васильевича Сторожева: а) копия с клировой ведомости о службе священника Сретенской церкви села Сатыгинского Михаила Сторожева за 1905 г. б) Указ Тобольской духовной консистории 11 февраля 1908 г. ...и в) Удостоверение Михаило-Архангельского волостного Правления Курганского уезда Тобольской губернии 17 августа 1908 г. ... 3. Список лиц, входящих в состав Совета, добавочных членов Совета, доверенных лиц для проверки отчетности Совета и кандидатов к ним, избранных на три года, считая с 11 января 1909 г., и объяснить имеем, что уволенные от службы и выбывшие из общины священник Феодот Кириллович Туманов и диакон Петр Павлович Пронин в 1908 году: 1-ый 10 октября и 2-ой 10 февраля — в настоящее время не состоят в общине.

Заявляя о вышеизложенном, имеем честь просить: 1. Избранного в общем собрании 11-го января 1909 г. священника Михаила Васильевича Сторожева внести в реестр... 2. Уволенных от службы и перемещенных в другие местности и приходы священника Феодота Кирилловича Туманова и Петра Павловича Пронина, внесенных в установленный реестр — исключить из сей общины...»

«Список лиц, избранных из членов Б.-Г. старообрядческой общины пятым общим собранием, состоявшимся 11 января 1909 г., для пополнения существующего состава — в члены Совета, в доверенные лица, для проверки отчетности Совета, и к ним кандидатов 6 .

В члены Совета:

1. Боков Тимофей Иванович, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда деревни Авсюнина, 37 с полов, лет.

2. Кочанов Трифон Николаевич, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда Буньковской в. деревни Большой двор, 43 года.

3. Полозов Сергей Федорович, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда Ильинской в. деревни Слободищ, 50 лет.

4. Свешников Евгений Павлович, богородский купеческий сын, 45 лет.

5. Еремин Аввакум Козмин, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда Буньковской в. деревни Буньковой, 32 лет.

6. РЫБКИН Илья Петрович, мещанин города Богородска, 50 лет.

7. Детинов Федор Андреевич, потомственный почетный гражданин, 65 лет. Кандидаты в члены:

1. Сумароков Григорий Селиверстович, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда, волости и деревни Беззубовской, 47 лет.

2. Оранжереев Сергей Ильич, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда Буньковской в. деревни Буньковой, 36 лет.

В доверенные лица для проверки отчетности Совета :

1. Иванов Иван Саввич, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда Дорховской в. села Богородского, 35 лет.

2. Заправсков Николай Степанович, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда Игнатьевской в. деревни Улитиной, 32 лет.

3. Краснов Павел Никифорович, крестьянин Моск. губ. Богор. уезда Запонорской в. деревни Глебовой, 48 лет. Кандидаты к доверенным лицам:

1. Кузнецов Борис Егорович, крестьянин Саратовской губ. Хвалынского уезда Широко-Буеракской вол. и села, 33 лет.

2. Гусев Сергей Иванович, мещанин г. Костромы, 33 лет. Все означенные четырнадцать лиц избраны сроком на 3 года, считая с сего 11 января 1909 г. Жительство имеют Московской губ. Богородского уезда на фабрике Компании Б.-Г. мануфактуры. 1909 г. января 20 дня» 7 .

«Заявление председателя Совета Б.-Г. старобрядческой общины Н.А. Сивова

от 9 февраля 1909 г. 8

...В Совет членов общины и товарищу председателя Алексею Ильину подано мною 30 января сего 1909 г. заявление, что я по своей болезни признаю в настоящее время необходимым отстранить себя от ежемесячной поверки и освидетельствования записей впредь до выздоровления...».

«Прошение почетного председателя Б.-Г. старообрядческой общины мануфактур-советника Арсения Ивановича Морозова Московскому губернатору

от 9 февраля 1909 г. 9

Высочайшим указом от 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г. Государю Императору благоугодно было даровать старообрядцам право свободного исповедования их веры и отправления их религиозных обрядов. Вместе с тем, разрешено допустить старообрядческих духовных лиц к преподаванию детям старообрядцев, учащимся в учебных заведениях, закона Божия по правилам их вероучения. Казалось бы, что «душевное стремление» Государя Императора, выраженное в вышеупомянутых указах, не должно встречать никаких помех к своему осуществлению, а, наоборот, должно вызывать всяческое содействие. К сожалению, старообрядцы г. Богородска и его окрестностей вот уже два года тщетно хлопочут о правильной постановке дела преподавания в Богородских учебных заведениях Закона Божия и на каждом шагу встречают препятствия. Главным предлогом к отказу в допущении преподавания Закона Божия детям старообрядцев выставлялось отсутствие подходящего места в школьных помещениях. Но вот, с начала текущего года, Богородская женская гимназия переведена в собственное здание и помещение, в котором ранее находились 4 класса оной, освободилось. Ввиду этого и исходя из глубокого убеждения, разделяемого всеми старообрядцами, что Закон Божий должен быть основою воспитания юношества, я обратился к Богородскому городскому старосте с просьбой об отводе помещения для преподавания Закона Божия детям старообрядцев в старом здании женской гимназии (прогимназии — Ред.). На это г. староста уведомил меня, что старое здание гимназии в настоящее время ремонтируется, и что по окончании ремонта будет занято Богородским городским начальным женским училищем, почему просьба моя не может быть уважена. Таким образом значительное число старообрядческих детей остается без возможности изучать Закон Божий, и фактически Высочайший указ от 17 октября 1906 г. по отношению к Б.-Г. старообрядческой общине не находит применения,

Ввиду вышеизложенного и принимая во внимание, что искони верноподданные старообрядцы, отправляя все государственные и общественные повинности наравне со всеми гражданами Российской империи, не должны быть лишаемы тех милостей, которые им дарованы Царем, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не отказать в содействии к предоставлению детям старообрядцев, учащимся в Богородских учебных заведениях, возможности слушать уроки Закона Божия по вероучению старообрядцев, для чего требуется, чтобы Богородское городское управление отвело надлежащее помещение и чтобы члены учебного ведомства в г. Богородске, со своей стороны, не ставили никаких препятствий».

«Донесение богородского городского старосты в Московское губернское правление от 24 февраля 1909 г. 10

Вслед ствии предписания Губернского правления от 18 февраля..., с возвращением прошения почетного председателя Б.-Г. старообрядческой общины Арсения Ивановича Морозова, доношу, что я не мог уважить его просьбы, которая упоминается в этом прошении, т. е. о предоставлении освободившегося помещения гимназии для преподавания Закона Божия детям старообрядцев, так как помещение это постановлением школьной комиссии было предназначено для начального женского училища, которое в настоящее время в помещение это и переведено».

«Отношение инспектора народных училищ Московской губернии в Московское губернское правление от 8 марта 1909 г. 11

...В Богородском частном реальном училище в минувшем учебном году старообрядческое вероучение, с разрешения учебного начальства, преподавал старообрядческий священник Волощук. Летом 1908 г. Комитет Богородского общества распространения среднего образования, в ведении которого состоит реальное училище, освободил Волощука от преподавания старообрядческого вероучения и преподавание Закона Божия детям старообрядцев поручил православному законоучителю. Председательствует в оном комитете сын А. И. Морозова С.А. Морозов, в состав Комитета входят 14 членов по выбору от поименованного Общества и заведующий названным училищем.

В 1907—1908 учебном году в Богородской женской гимназии возбуждался вопрос о приглашении старообрядческого законоучителя. Гимназический Попечительный совет осуществление этого вопроса отложил до перевода гимназии в новое здание. В январе месяце сего года этот перевод состоялся, и ныне, с разрешения Учебного округа, в гимназии преподает старообрядческое вероучение старообрядческий настоятель Абрамов. В гимназическом Попечительном совете состоят 12 членов по выбору от города, учитель-инспектор городского училища и начальница гимназии.

С 1907-1908 учебного года допущены к преподаванию старообрядческого вероучения старообрядческие духовные лица в Глуховских министерских училищах Никифоров, Абрамов, Волощук, Туманов, в Большедворском земском — Соловьев, с нынешнего учебного года — в частном учебном заведении 2-го разряда Никифоров, Тимковском земском — учительница старообрядка Зверева, в параллельных отделениях министерских училищ — Сторожев. В Богородском городском 4-х классном училище с начала 1908 г. старообрядческим вероучителем состоит Волощук. Помещение этого училища очень тесно, поэтому уроки старообрядческого вероучения пришлось устраивать не в училище, а в частном помещении, платить за которое выразил пожелание А.И. Морозов. В настоящее время на дальнейшую плату он не изъявляет согласия. 7 марта я был в оном училище, при осмотре оказалось, что есть возможность одну маленькую комнатку использовать для уроков старообрядческого вероучения, и можно надеяться, что эти уроки будут продолжаться без перерывов.

Таким образом, старообрядцам, учащимся в г. Богородске и его окрестностях, предоставлена возможность слушать уроки Закона Божия по их вероучению, и просьба А.И. Морозова, чтобы чины учебного ведомства в г. Богородске со своей стороны не ставили никаких препятствий к преподаванию этого вероучения, фактическими данными не вызываема».

«Прошение мануфактур-советника Арсения Ивановича Морозова Московскому губернатору от 28 марта 1909 г. 12

...Объяснение г. инспектора народных училищ является лучшим свидетельством необходимости отвода городом надлежащего помещения (а не «одной маленькой комнатки») для преподавания старообрядческого вероучения и постановки этого преподавания на твердых основаниях не только на «возможности надеяться». Ввиду того, что здание городского училища расширено помещением бывшей женской гимназии (прогимназии) и в скором времени будет увеличено еще новым корпусом, равным по величине соединенному зданию городского училища и старой женской гимназии, так что все городские училища будут сконцентрированы в одном здании, я просил Богородского городского старосту отвести в этом здании помещения для преподавания детям старообрядческого Закона Божия.

...Я вновь почтительнейше прошу Ваше Превосходительство не отказать в содействии к отводу... помещения в здании городских училищ для преподавания детям старообрядцев, учащимся в этих училищах, Закона Божия по старообрядческому вероучению...».

«Донесение за председателя Совета Б.-Г. старообрядческой общины А. Ильина в Московское губернское правление от 17 июня 1909 г. 13

Имею честь донести Губернскому правлению о выбытии из числа членов Совета Б.-Г. старообрядческой общины Тимофея Ивановича Бокова и кандидата к членам Совета Сергея Ильича Оранжереева. На место Т.И. Бокова вступил кандидат Иван Никитович Хрузов. Кроме сего общим собранием членов общины, состоявшимся 14 сего июня избраны в члены Совета для пополнения его состава потомственные почетные граждане Петр Арсеньевич и Сергей Арсеньевич Морозовы».

(Продолжение следует)

1 ЦИАг. Москвы, ф. 54. оп. 104, д. 22, л. 126.

2 То же, л. 133.

3 ЦИАг.Москвы,ф.54,оп. 104, д. 22, л. 161.

4 ЦИАг. Москвы, ф. 54, оп. 104, д. 22, л. 189.

5 То же, л. 190.

6 То же, л. 191.

7 То же, л. 191.

8 То же, л. 199.

9 То же, л. 205.

10 То же, л. 201.

11 То же, л. 206.

12 То же, л. 211.

13 То же, л. 221.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.