Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Альманах"Богородский край" N 2 (2001)

 

У ЦЕРКОВНЫХ СТЕН

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ В БОГОРОДСКОМ УЕЗДЕ. 1896 г1

А. АНСЕРОВ, священник

 

13-е октября 1896 года надолго останется в памяти не только прихожан Николаевской, на Лосинном заводе, церкви, но и жителей всей западной части Богородского уезда, не исключая и самого г. Богородска. В этот день, с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия Митрополита Московского, совершено было полное освящение престола и возобновленного Николаевского храма, о. протоиереем Андреевского Кронштадтского собора Иоанном Ильичем Сергиевым2.

Петровская слобода, более известная под названием «Лосинный завод» находится в 35 вер. от Москвы и в 15-ти от уездного гор. Богородска при слиянии рек Клязьмы и Вори. Петр Великий основал здесь казенный завод для выделки из лосиной кожи военных амуничных вещей. Этот завод и существовал до 50-х годов настоящего столетия, когда был закрыт и переименован в Петровскую слободу, а мастеровые завода - в мещане. Храм Св. Николая с приделами иконы Скорбящия Божия Матери и св. Благов. Князя Александра Невского существует лишь с 1822 года и построен по Высочайшему блаженной памяти Государя Императора Александра Павловича повелению на средства казны. В 1842 году на средства мастеровых завода храм распространен трапезной церковью с двумя приделами и украшен высокой четырехъярусной колокольней. С закрытием завода упало и благосостояние рабочих-прихожан, которые уже не могли по-прежнему жертвовать на свой храм, а потому, если младший по устройству трапезный храм еще сохранил свою внутреннюю отделку, то напротив настоящий Николаевский храм с приделами, со времени постройки не обновляемый внутри, требовал немедленного обновления. Недостаток церковных сумм и бедность прихожан до последнего времени препятствовали приступить к делу, требующему тысячных затрат, но с поступлением нового церковного старосты В.А. Галкина, человека молодого и энергичного, представилось удобное время действовать.

 

Иоанн Кронштадтский

Иоанн Кронштадтский

 

По предложению священника и старосты прихожане пожертвовали из общественных сумм 1 500 руб., такая же сумма разрешена из церковных средств, и с помощью добрых людей начато было дело, которое и приведено к благоприятному окончанию. Устроены прекрасные, итальянского мрамора, полы и подоконники по всей настоящей церкви, возобновлена живопись, в главном храме утвержден новый престол, устроены три новые иконостаса: средний в итальянском стиле весь вызолоченный и убранный богатой резьбой, а придельные — лакированные белые и также густо убраны золоченой резьбой. Все три иконостаса соединяются между собой и продолжаются непрерывно от северной до южной стены. Ризы на иконах и вся церковная утварь вновь вызолочены. Пожертвованы все принадлежности к освящению престола, одежды и облачения. И храм наш засиял таким благолепием, какого никто и не ожидал. На возобновление храма усердием прихожан и благотворителей (главным образом Пименова, Жеребцова и ц.с. Галкина) употреблено около 10 000 руб. сер.

Тогда-то и явилась мысль пригласить на освящение о. прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Долго и усердно мы просили о том о. Иоанна; наконец, внимая нашим просьбам, он согласился и назначил днем освящения 13 октября. Владыка — Митрополит разрешил и благословил.

Известие о том, что о. Иоанн будет освящать храм на Лосинном заводе, разнеслось далеко и привлекло великое множество народа.

О. Иоанна ожидали ко всенощному бдению, и чем ближе дело подходило ко всенощной, тем более и более увеличивались народные массы. Усиленный штат полиции, человек до 80, едва мог сдерживать напор народа к церковному входу. В 6 часов начался благовест, и народ в несколько минут наполнил обширный храм; но это была только пятая часть, или менее, всех желающих попасть в церковь. В половине 7-го часа прибыл в церковь о. Иоанн, который был встречен в алтаре всем собравшимся на торжество духовенством. Тотчас началось всенощное бдение, которое совершал настоятель храма священник А.С. Ансеров. На литию и величание выходило все собравшееся духовенство во главе с духовником благочиния свящ. с. Петропавловского НА. Ансеровым при первенствующем диаконе протопресвитера Желобовского С.Н. Ансерове. О. Иоанн на литию и величание не выходил; но пожелал сам читать каноны. Обширнейший храм, залитый огнями, блестящие золотые иконостасы, множество духовенства в белых облачениях, стройное пение двух хоров певчих — все это приводило в восторженно-умиленное состояние всех находящихся в храме.

Утром в 3 часа начался перезвон к водоосвящению. Малое освящение придела во имя Св. Благов. Князя Александра Невского и литургию совершал соборне с двумя священниками священник погоста Аристова П.М. Беляев.

В 6 утра совершено было малое освящение придела в честь иконы Божией матери «всех Скорбящих радости» местным благочинным села Анискина свящ. Г.В. Поспеловым соборне с 4 священниками.

Между тем о. Иоанн, совершив в 7 часов утра краткий молебен в доме священника, отправился посетить дом церковного старосты. Народ, всю ночь окружавший дом, при выходе о. Иоанна на крыльцо массами устремился к нему, желая получить его благословение, так что с большими затруднениями приходилось ему продолжать свою путь.

Когда о. Иоанн был у церковного старосты, в церкви было совершено водоосвящение, и все священники были уже готовы к совершению освящения престола, которое и началось по прибытии о. Иоанна в 9 часов утра. В освящении престола участвовали 9 священников. Редко виданный чин освящения престола, коленопреклоненные молитвы и глубокомолитвенное настроение о. Иоанна производили трогательное впечатление. По облачении престола, начался торжественный крестный ход с св. мощами, который совершился в должном порядке, благодаря прибывшим на торжество хоругвеносцам Богородского собора. Стечение же народа было столь велико, что многие, не имея возможности хотя издали видеть крестный ход, влезали на деревья, висели на оконных решетках, а для того, чтобы видеть Богослужение, забирались на кровлю храма и смотрели внутрь чрез окна купола.

На совершении освящения престола о. Иоанн произнес проповедь о значении христианского храма и о спасающей благодати, действующей в освященных храмах чрез законно-рукоположенных священников. Божественную литургию во вновь освященном престоле о. Иоанн совершил соборне со священниками: с. Петропавловского НА. Ансеровым, Московского Даниловского кладбища С.А. Ансеровым, местным настоятелем АС. Ансеровым и с. Богослова Н. Ансеровым при диаконе протопресвитера Желобовского С.Н. Ансерове и при пении двух хоров певчих.

Торжественное богослужение производило неизгладимое впечатление на всех, все молились со слезами в восторженно-радостном настроении.

Богослужение закончилось в исходе первого часа дня. Священнику и старосте были поднесены прихожанами в благодарность за их труды иконы в серебряно-вызолоченных ризах. Всем присутствующим на торжестве почетным гостям была предложена в обширном доме Пименова праздничная трапеза, которую почтил своим присутствием о. Иоанн. По окончании трапезы, о. Иоанн отбыл на станцию Щелково Ярославской жел. д. для следования через Москву в Кронштадт.

Так закончилось наше торжество, оставившее во всех участниках добрую и светлую память.

Публикация А.Ю. Симонова.

 

 

1 Опубликование в «Московских церковных ведомостях», №4 за 1896 г. под заголовком:

«Из Петровской слободы (Лосиный завод) Богородского уезда. Освящение хрома (Корреспонденция)». (Здесь и далее прим. А.Ю. Симонова).

2 Сергиев Иоанн Ильич (Иоанн Кронштадтский) (1829—2 января 1909, по новому стилю) — протоиерей, писатель, приобретший широкую популярность, как благотворитель и молитвенник за больных.

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank