«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

11 июля 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 2 (1996). Часть 13

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 2 (96)

К ИСТОРИИ БОГОРОДСКОГО ЦИКЛОДРОМА 1

В Центральном историческом архиве г. Москвы хранится дело «О разрешении Богородскому обществу велосипедистов освещать электричеством циклодром, находящийся против вокзала станции Богородск Нижегородской железной дороги» 2 , датированное 30.04—30.05.1896 года.

В строительное отделение Московского Губернского управления обращается председатель Общества Евстафий Васильевич Морозов 3 со следующим прошением:

«Богородское общество велосипедистов, желая освещать электричеством свой циклодром, находящийся против вокзала станции «Богородск» Нижегородской железной дороги имеет надобность провести два провода от динамо-машины, что в доме Г. С. Ламакина 4 на Дворянской улице в г. Богородске, — по направлению к циклодрому; а так как провода эти должны пересекаться с сетью телеграфных проводов Нижегородской дороги и Правительственного телеграфа, то Советом общества исходатайствовано уже на проведение их надлежащее разрешение от господина начальника Нижегородской дороги и господина начальника Московского почтово-телеграфного округа.

В настоящее время, представляя при сем два плана местности со схемами и объяснительную к ним записку, имею честь покорнейше просить Строительное отделение губернского Правления разрешить Обществу провести подземный кабель по указанному направлению для вышеупомянутой цели. Ввиду скорого открытия циклодрома по случаю предстоящих торжеств 5 , покорнейше прошу почтить меня по возможности скорейшим уведомлением о результате сего ходатайства».

Определенный интерес представляет и прилагаемая к прошению пояснительная записка, ведь все это происходило сто лет назад — на заре развития электричества.

«Пояснительная записка к проекту электрического освещения циклодрома Богородского общества велосипедистов.

1. Динамо генератора помещается в городе Богородске Московской губернии, в доме Ламакина, на углу Дворянской 6 улицы и Марьинского переулка 7 и служит для освещения дома и типографии господина Ламакина.

Приводится в действие от парового двигателя «Саю» в семь лошадиных сил и развивает 36 ампер при 120 вольтах.

Динамо постоянного тока, двуполюсное, с уравновешенным магнитным полем. Возбуждение магнитов в шунте завода Эрлинон (Бр. Гоппер в Москве).

В цепь магнитов введен реостат для изменения напряжения магнитного поля при всех случаях нагрузки.

Расстояние между циклодромом и домом Ламакина 300 сажень (1 сажень = 2,13 м — Ред.).

2. На циклодроме будет установлено четыре фонаря с вольтовой дугой, включенных параллельно, при рабочем напряжении в узловой точке около 50-ти вольт.

3. Провода из проволоки красной меди (голые) в 3 кв. мм диаметра будут подвешены на сосновых столбах, в 10 1/2 аршина вышины (1 аршин =0,71 м — Ред.), при помощи фарфоровых изоляторов, на железных крюках телеграфного образца.

4. Не доходя 3-х саженей до существующей телеграфной линии, на расстоянии 6-ти саженей, будет проложен подземный кабель в две жилы. Причем кабельные столбы, колодцы и кабель будут устроены по всем согласно существующим на сей предмет правилам, установленным телеграфным департаментом.

5. Переход от кабельного столба, находящегося от пути железной дороги на расстоянии 17-ти сажень, на длине 30 сажень будет устроен на 15-ти аршинных сосновых столбах.

6. Расстояние между столбами линии 30 сажень; число столбов 10.

7. Ввод проводов, воздушная и подземная линии, а также внутреннее устройство во всем согласно с Временными правилами канализации электрического тока большой силы, утвержденными Господином министром внутренних дел 12 августа 1885 года».

Публикация Вс. Кузнецова

1 Циклодром - место соревнований на велосипедах - находился на месте стадиона «Спартак».

2 ЦИА г. Москвы, ф. 54, оп. 150, д. 54.

3 Морозов Евстафий Васильевич, совладелец Богородско-Глуховской мануфактуры, один из активных сотрудников как на ниве производства, так и в общественных делах.

4 Ламакин Г.С. - дворянин. Занимался торговлей велосипедами фирмы «Свифт», владел лито-типографией. Один из организаторов развития велосипедного спорта в городе. Именно на подаренном им велосипеде И.Н. Лепетов начал свою спортивную карьеру.

5 Имеются в виду коронационные торжества, проходившие по всей России в 1896 году.

6 Дворянская улица- ныне Советская.

7 Марьинский пер. - ныне Красноармейская улица.

Богородский циклодром. Фото конца XIX века.

Богородский циклодром. Фото конца XIX века.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.