Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Альманах"Богородский край" N 2 (96)

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

(Размышления о жизни и творчестве ногинского художника Алексея Михайловича Ратникова в год его 70-летия)

Константин ЛИХАЧЕВ

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной.

К. Батюшков

Алексей Михайлович Ратников (1926 — 1984 гг.) мечтал на страницах дневника, который вел еще с юных лет, о том, как напишет работу «Мой юбилей». Это должен был быть натюрморт: на черном жестовском подносе, обрамленном красивыми цветами, горят 60 свечей. Но живописец два года не дожил до своего 60-летия, и юбилейным огням не пришлось загореться.

«Искусство вечно — жизнь коротка!» — гласит латинское изречение. И сегодня полотна нашего земляка встречают своих многочисленных зрителей в музеях, картинных галереях, собраниях в Москве, Красноярске, Орле, Новосибирске, Курске, Ногинске, Спасском-Лутовинове.

А.М. Ратников родился в деревне Гаврилово Ногинского района 24 марта 1926 г. в крестьянской семье. В округе — чудесные места средней полосы России: могучие леса, тянущиеся на многие километры, с густым настоем смолы и хвои, с чарующим пением птиц, изумрудные поля и луга с жужжанием и трескотней насекомых, причудливо извивающиеся серебристые ленты Шерны и Мележи с прозрачной родниковой водой, крутые берега, еще не столь обезображенные деятельностью человека, проходящая неподалеку, овеянная легендами Стромынка, древняя дорога из Москвы в Суздаль и Владимир. Своеобразием отличался и быт небольшой деревни, когда полная нескончаемого труда и забот, отмеченная простотой и естественностью крестьянская жизнь каждого селянина видна всем. Это не могло не отложиться на впечатлительной душе юного Алеши. Детские и юношеские годы, проведенные в родных местах, и потом поддерживаемая с ними и живущими там земляками связь, тесное общение с природой нашли отражение во всем творчестве художника.

В 1941 году будущий живописец закончил семилетнюю школу. В годы Великой Отечественной войны он работал помощником мастера на НовоНогинской фабрике. Зародившееся еще в детстве умение поймать и запечатлеть мгновения окружающей жизни привело Алексея Ратникова в 1945 г. на учебу в Московское художественное училище памяти 1905 года.

Сначала он занимался станковой живописью, а затем театрально-декоративным оформительством. Освоение этих двух жанров плодотворно сказалось на творческой манере А.М. Ратникова. Оно выражалось в умелом построении композиции и цветового решения произведения, в широком обобщающем мазке, в выделении главного и исключении незначительных и мелочных подробностей.

После окончания учебы в 1950 г. живописец пришел в Ногинскую художественную мастерскую, где трудился вплоть до последних дней. Он неоднократно участвовал в городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках. Художник пробовал себя не только в живописи, но и в графике, иллюстрируя произведения И.С. Тургенева (1951), выполняя рисунки для Государственного музея Николая Островского в Москве (1952).

«Больше видишь — лучше пишешь!» — это творческое кредо русского писателя К.М. Симонова разделял и А.М. Ратников. За свою жизнь он побывал в Сибири, Казахстане, Крыму, Урале, Алтае, на Байкале, Ангаре, русском Севере, а также в Индии, во многих европейских странах, Южной Америке и Африке. Из поездок художник возвращался обновленным, полным творческих замыслов, с большим количеством этюдов и набросков.

1954 год мастер кисти отметил участием во Всесоюзной выставке художников-маринистов и вступлением в Союз Художников СССР. Из многочисленных путешествий родилась картина «У походного костра» (1957), которая демонстрировалась на Всесоюзной выставке. Репродукция этого произведения была опубликована журналом «Огонек».

А.М. Ратников всегда с большой любовью относился к поэзии, о чем свидетельствуют записанные в дневнике стихи. Особенно был близок живописцу Есенин, над образом которого он собирался работать в последние годы. Художник отлично понимал, что есенинскую аксиому «Как прекрасна Земля и на ней Человек!» можно выразить не только словом, но и кистью. Природа и человек — эти две вечные темы — переплавились в творчестве художника в два жанровых направления: пейзаж и сюжетная картина.

В памяти любителей искусства осталась персональная выставка А.М. Ратникова в Москве в 1976 году. Посвященная полувековому юбилею художника, она давала наиболее сильное и целостное представление о его творчестве. На ней экспонировалось более 400 работ, в том числе более 300 пейзажей. То был настоящий праздник искусства. Среди пейзажей А.М. Ратникова были: «Уральская кладовая», «Лес — Северу», «Голубая тишина», «Места родные», «Гроза прошла», «Суздаль», «Гурзуф», «Вечер», «Устье Камское», «Байкал», «Старый Ногинск», «В море», «В горах Алтая», «Москва — Горький», «Дождь прошел», «Лесная дорога» и многие другие.

Страничка из дневника А.М. Ратникова

Страничка из дневника А.М. Ратникова

Художник не ограничивался изображением природы, но и показывал преобразующую силу человеческого труда. Таковы работы: «Пахота», «На стройплощадке», «Печерский лес», «На ремонте», «Земля целинная», «УстьИлимская ГЭС», «На трассе БАМа» и др. В некоторых произведениях, созданных в начале 60-х годов — «Припевки», «Полдень», «До третьих петухов», «О том, о сем» — изображаемые люди и природа слились в одно неразрывное целое. Вершиной творчества А.М. Ратникова стал триптих «Русская». Он посвящен русской женщине. Его составляют три полотна:

«Мать», «Горько», «В жизнь!».

Творческую многогранность, щедрый талант, умевший своими произведениями пробудить в человеке высокую духовность навсегда сохранит «память сердца» всех, кто хоть раз соприкасался с жизнью и искусством А.М. Ратникова.

Ратников А.М. на этюдах.

Ратников А.М. на этюдах.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank