«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

12 февраля 2005 года

У церковных стен

Альманах"Богородский край" N 3 (8) (2000). Часть 4

« предыдущая следующая »

Паломничество в Николо-Берлюковскую пустынь. 1912 г.

Ф.И. Введенский, священник

Московский церковный вестник. 1912. № 39. С. 887.

 

Из рассказов православных старожилов наших мест, а это село Каменка (ныне г. Электроугли), села Сафоново и Кудиново, деревни Исаково, мне было хорошо известно о необычайно большой любви предыдущих поколений к совершению крестных ходов и паломничеств. Неиссякаемым источником этой любви была, конечно же, глубокая и искренняя вера. Потребность в этом была жизненной и совершенно естественной, но тем не менее каждый крестный ход заставлял испытывать необыкновенный душевный подъем и трепет.

Крестными ходами встречали и провожали другие крестные ходы, чаще с чудотворными иконами из различных церквей и монастырей Моск­вы и губернии. Чудотворными образами обносили города и веси монашествующие и паломники. Крестными ходами сопровождались престольные и другие большие религиозные праздники в приходах, освещения колодцев, молебствования в связи с бездождием, эпидемиями и другими напастями, угрожавшими существованию людей. С иконами и хоругвями все население тогда обходило стонущие от жажды поля, пораженные какой-либо болезнью селения. Некоторые крестные ходы по случаю избавления от этих бед становились памятными, традиционными. А благочестивый народ хранил в своей памяти эти события и, как позволяло то время, чтил давние традиции, передавая их следующим поколениям. Ярким примером зарождения одной из таких традиций, к сожалению прерванной после 1917 года, явился большой паломнический крестный ход, совершенный в 1912 году и затем повторенный в те же числа в 1916 году, в Николо-Берлюковскую пустынь. Первый раз это произошло на втором году после освящения построенного храма во имя Святой Троицы в селе Каменка. Настоятель храма отец Василий Крылов и его паства явились инициаторами этого духовного подвига. И вот теперь мы, недостойные потомки, должны быть благодарны московскому священнику Федору Введенскому из Никитской в Татарской церкви за его заметки об этих событиях.

 

14 и 15 августа (27 и 28 августа по новому стилю – А.Л.) прихожане церкви села Каменки Богородского уезда совершили паломничество в Николаевскую Берлюковскую пустынь с благословения Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского и с разрешения господина губернатора.

14 августа в храме близ обширного села Каменки в 5 часов утра была совершена литургия, а затем молебен напутственный. Литургию и молебен совершал настоятель храма, организатор паломничества и руководитель священник о. В.В. (Василий Васильевич – А.Л. ) Крылов, пел местный хор певчих. В храме собралось много прихожан, которые приготовились к паломничеству в Берлюковскую пустынь, отстоящую в 25 верстах от с. Каменки. Паломники вышли в 8 часов утра из храма с хоругвями и иконами; священник шел в облачении с крестом в руках, украшенным живыми цветами; паломники пели церковные песнопения.

В 4-х верстах от села Каменки паломников встретили жители села Кудинова с крестным ходом, во главе которого был настоятель храма священник села Кудинова о. Иоанн Покровский. Паломники вошли в храм села Кудинова, где был отслужен торжественный молебен. По выходе из храма к паломникам присоединились прихожане села Кудинова. Соединенные двух приходов паломники прибыли в обширное торговое село Купавну, где также были встречены с крестным ходом, во главе с настоятелем, священником о. Дмитрием Богоявленским. Здесь для паломников был сделан небольшой отдых. После отдыха паломники уже трех приходов: сел Каменки, Кудинова и Купавны, отправились в Берлюковскую пустынь, причем от каждого прихода они несли свои хоругви и иконы, так что всего было 12 пар хоругвей и много икон. На пути паломников встречали прихожане села Лосиный завод (ныне г. Лосино-Петровский – А.Л. ) с крестным ходом во главе с настоятелем, священником о. Николаем Ансеровым. В попутных селах, лежавших в стороне от следования паломников, производился торжественный колокольный звон.

В 6 часов вечера паломники в количестве свыше 2000 человек прибыли в Берлюковскую обитель, где их встретила братия монастыря с крестным ходом при торжественном колокольном звоне; навстречу выходил настоятель монастыря иеромонах о. Петр.

Подкрепившись немного, паломники отправились в храм ко всенощной, которую совершала старшая братия обители в сослужении пришедшего с паломниками священника села Каменки о. В.В. Крылова. За ранней литургией многие паломники приобщились святых Христовых Таин. Позднюю литургию совершал настоятель обители о. Петр с братией и священник о. Василий, который вместо причастного стиха произнес назидательное слово.

После литургии паломники отдохнули и в 1 час с крестным ходом выбыли обратно, причем из обители взята была чудотворная икона «Лобзание Иуды» («Лобзание Иисуса Христа Иудою» – А.Л. ), которую в этот день обычно приносят для служения молебнов в село Купавну. Крестный ход провожал свыше 5 верст настоятель обители о. Петр. Сопровождавшие крестный ход священнослужители всю дорогу читали акафист Спасителю, а паломники с захватывающим религиозным энтузиазмом пели припевы и тропари.

В лежащих попутно селах духовенство и жители встречали паломников с крестным ходом; в селениях служились молебны под открытым небом, при общенародном пении.

Паломники вернулись в село Каменку в 9 часов вечера, пришли в храм, где был совершен благодарственный молебен. Во все время туда и обратно паломники пели церковные песнопения. Картина шествия паломников была величественная.

В Берлюковской пустыне по распоряжению о. Петра паломникам был радушно предложен ночлег, чай и трапеза.


Публикация А.Н. Любавина

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.