«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

8 августа 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 1 (2002). Часть 11

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 1 (2002)

 

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В БОГОРОДСКЕ. ВЗГЛЯД ИЗ 1919 ГОДА1

Д. Жаринов

Публикуя статью неизвестного нам краеведа из далекого 1919 г., мы должны констатировать, что из представленной им концепции уездного музея к реализации некоторых тем (предпринимательство в уезде, культурный облик предпринимателя и кустаря, старообрядческая культура и др.) не приступили и сейчас. Да, нынешние краеведы имеют более обширные познания, чем автор, но интересно именно авторское видение истории края с учетом непростого и уже значительно отдаленного от нас времени первой публикации. Надеемся, что публикуемая работа вызовет разговор о состоянии и путях развития экспозиций краеведческих музеев нашего края.

Музей родного края, предполагаемый для Богородска, является одним из первых опытов музея, ставящего своей задачей характеристику уезда. Ограниченность территории, охватываемой музеем, с одной стороны, облегчает его организацию, с другой — значительно ее осложняет.

Ясно, что тот или другой музей будет музеем родного края лишь постольку, поскольку он отразит на себе индивидуальные особенности именно этого края, поскольку его материал не будет совпадать с материалом, касающимся всей страны или какого-нибудь другого более крупного ее деления, хотя бы край и входил в это деление как его часть. Но чем ограниченнее территория, тем иногда труднее выявить достаточно ярко ее индивидуальную физиономию, найти в ней то, чего бы не встречалось в других подобных же, столь же ограниченных уголках.

К счастью, Богородский уезд представляет все-таки настолько яркие особенности и во всей России и даже в Московской губернии, что устройство музея местного края со стороны, по крайней мере, секции культурно-исторической, не ставит перед организатором таких трудностей, которые нельзя было бы преодолеть при наличности внимательного отношения к затеваемому делу: имеющий возникнуть маленький областной музей через несколько лет может несомненно стать центром, и общественно-педагогическим, и даже — в отношении некоторых вопросов — научным, поскольку в деле собирания материалов войдет в ближайшее общение с другими более крупными музеями и послужит опорой для последних.

Перед культурно-исторической секцией будущего Богородского музея стоит, прежде всего, цель выявить культурно-историческую эволюцию местной жизни, начиная с древнейших времен и до настоящего времени.

Этапы эти следующие.

1. Древняя колонизация уезда. Когда-то мало обитаемый лесистый край с финскими поселками, постепенно заселяется славянами — в IX—Х вв. вятичами, а затем позже северянами. На первое — финское - население указывают названия некоторых поселков (Меря, Метеря). На характер первых славянских поселков указывает названия — Корнеева, Горьи, Ельня, Дуброва, Ямкино, Заозерье, Заполье и др.

2. Славянская колонизация постепенно связывается с окняжением области, а затем и водворением в ней вотчинного и поместного землевладения:

на месте Богородска возникает село Рогожь, которое становится административным центром местного Рогожского стана. Рогожь упоминается в духовной Ивана Калиты в 1328 г. В духовной Дмитрия Донского упоминается Вохна (ныне Павловский Посад). Князь обращает внимание на Рогожский стан, так как через него идет путь к Владимиру, а затем — тут удобные места для княжеской охоты. Опять-таки любопытны названия селений, указывающие на охоту: Кабаново, Медвежьи, Соколове, Соболеве, Старые Псарьки, на князей и княжеское управление указывают, может быть, села Калитино, Подъячево, Клюшниково. Постепенно развивается в уезде боярское и дворянское землевладение; Троице-Сергиева лавра, дер. Родинки — родина Натальи Кирилловны Нарышкиной, Вохна (нынешний Павловский посад) связаны с политическими событиями смуты и событиями 1812 г.

3. Путь на Владимир — сухой и водный — приводит к возникновению Рогожского яма старинного почтового тракта по Владимирской дороге, а частью по Клязьме. И слово «ям» и организация ямов татарского происхождения; уместно припомнить, в какой мере татарское иго коснулось Богородского у., (ср. названье селения Темниково и м.б. Обираловка). По татарским образцам князья, а потом цари заводят и поддерживают свои ямы, превращающиеся мало-помалу в ямские слободы, населенные особого рода тяглыми людьми — ямщиками. При Грозном Рогожский стан приписан к уже возникшей в то время Морсковской Рогожской Ямской Слободе. На ям указывают названья, как Жеребцы, Хомутово, Кузнецы, Щелково. Быстрое развитие Рогожской Ямской Слободы выявляется из данных писцовых книг 1628 и 1673 гг. (см. Гурлянд. Ямская гоньба в Московском государстве. С. 224).

4. Ямская гоньба связывается с промышленным и торговым развитием края. Интересно распространение «погостов», небольших поселков, где около храма, в храмовые праздники, устраивается торг. Накапливающийся торговый капитал создает домашнюю систему производства, а затем переходит к фабрике. Но отсутствие интенсивного технического прогресса в русской дореформенной промышленности оставляет много простора и для развития промышленности кустарной. Интересно отметить статистические данные фабрично-заводской промышленности по Богородскому уезду хотя бы по книге Туган-Барановского - «Русская фабрика в ее настоящем и прошлом».

5. Нарождающийся русский капитализм сталкивается с иностранной конкуренцией, опирающейся на правительственную поддержку и на стремление правительства внести новизну в целях политических и фискальных. Отсюда национализм русского капиталиста XVII в. и его связь с расколом. К расколу тяготеют и ямщики, получающие доход от перевозки товаров; ямщики поддерживают стрельцов в их выступлениях в пользу старой веры в июне и сентябре 1682 г. В 1771 г. возникает Рогожское кладбище; представляемая им старообрядческая культура несомненно имеет свои корни и в Рогожском Большом Яме, т. е. в Богородском уезде.

Таковы пять этапов культурно-исторической эволюции Богородского уезда, а вместе с тем и пять отделов исторической секции будущего краевого музея. Это, следовательно, — 1) колонизация; 2) княжеское управление и хозяйство с примыкающими к последним хозяйствами вотчинными и поместными; 3) ямская гоньба; 4) промышленно-торговое развитие; 5) старообрядчество.

Как представить эти этапы в музее? Разумеется, в высшей степени желательно собрать соответствующий местный материал, воспользовавшись в данном случае всеми имеющимися в Богородском у. организациями, кружками молодежи, школами, библиотеками и пр., а равно и возможным содействием со стороны отдельных лиц. Но, наряду с этим путем, несомненно, медленным и сложным, важно устроить поскорее нечто такое, что послужило бы опорной базой для собирания, что сразу возбудило бы в местных жителях интерес и побудило бы их приложить к организации музея свои усилия. Для этого хорошо бы представить историко-культурную эволюцию Богородского у. по означенным выше этапам, хотя бы и не с помощью местного материала, а на основании всякого рода наглядных пособий, подобранных из складов.

Имея в виду наличность таких пособий в Богородском музее, мы смогли бы сразу привлечь внимание к этому музею местных жителей и сорганизовать в этот музей ряд культурно-исторических экскурсий.

Общий их план мне мыслится в таком виде.

Где-нибудь при входе — уголок первобытной культуры. Здесь на стене карта местных курганов и городищ (за составлением ее предположено обратиться к содействию Ю.В. Готье). Тут же снимки и рисунки местных курганов и городищ, выполненные местными силами. Здесь — как жили люди в эту курганную пору. Ответом должны служить картины из серии учебных пособий изд. Думнова, Гроссман и Кнебель, а также и ряд иллюстраций — хотя бы из разных журналов — наклеенных на картон. Затем В.А. Городцев любезно обещает дать слепки с материала Исторического музея: эти слепки дадут образцы древностей палеолитического, неолитического периода, образцы древностей финских и славянских. Хорошо здесь иметь и модели курганов в соответствующих муляжах, а также модели городищ.

На уголке первобытной культуры мы уясняем себе исходный пункт колонизации Богородского уезда. От городищ переходим к городам — тут полезны картины Рериха: «Город строят» или «Языческое мольбище». Но лесной характер местности располагает все-таки к жизни не по городам, а по отдельным поселкам: характер поселка-усадьбы сохраняет и княжеская резиденция. Князья приходят с запада вслед за славянами-колонистами и превращают последних в своих данников. Как жили при князьях в XII—XIII вв. и как жили сами князья? Здесь опять приходит на помощь ряд картин из серии учебных пособий, а также всякого рода открыток и иллюстраций. Хороши здесь образцы княжеских одежд, княжеского вооружения — боевого и охотничьего, княжеской утвари. Как жили князья, так же, приблизительно, жили и служилые люди. Здесь же в отделе княжеского управления уместно привести снимки с духовных Калиты, Дмитрия Донского и вообще со всех документов, где упоминается Рогожь (теперешний Богородск). Сюда же можно отнести и участие уезда в политических событиях, даже, пожалуй, материал, относящийся к 1812 г. «Родинки» — родина Натальи Кирилловны Нарышкиной, надо дать и ее портрет и портрет Петра. С Петром хорошо связывается Я.В. Брюс, именье которого в Глинках. Так, в конце концов, мы представим Богородский уезд в эпоху феодального быта и в эпоху сословной монархии. Но здесь характеризуются верхи, а не корни. Эти корни выявятся перед нами в следующих отделах.

Что заставляет и князей и вотчинников обращать такое внимание на (местность, которая много лет спустя стала называться — Ред.) Богородский уезд? Здесь пролегал путь на Владимир. Как совершался в старину этот путь? Ряд картин может дать понятие о старинных путях сообщения. Затем переходим к характеристики «ямов», как учреждений, первоначально связанных с татарским игом и повинностью, налагаемой на жителей по поставке лошадей ханским послам (знак достоинства ханских уполномоченных — «наидзе» можно привести в моделях). Затем из альбомов иностранных путешественников: Олеария, Мейерберга, можно дать представление о русской ямской гоньбе XVI—XVII вв. На стене повесим картинки, разложим те документы, которые, может быть, можно получить хотя бы из с. Успенского от Ершовых. А затем можно, вероятно, получить и образцы старинного ямского наряда.

Затем связь ямской гоньба с торговым и промышленным развитием. Уместно привести снимки с погостов и их ярмарок, а затем уже из Политехнического музея можно будет достать рисунки или модели, характеризующие эволюцию русского текстильного и других производств. Тут надо сопоставить фабрику и кустаря. Хорошо привести и образцы производств. Разумеется, если этот материал, скомпонованный по иллюстрациям, по моделям Политехнического музея и пр., будет дополнен соответствующим местным материалом - то это не только желательно, а и в высшей степени ценно.

Наконец, общий культурный уровень русского предпринимателя Богородского уезда: дадим характерные портреты хотя бы Андрея Захаровича и Ивана Андреевича Морозовых. Это националисты, сторонники русской старины, русского народного искусства. Национализм коренится в антагонизме по отношению к иностранной конкуренции. Этот же антагонизм питает и русское старообрядчество XVII в. Картины на стене дадут ряд моментов по истории старообрядчества, а также и несколько образцов старообрядческой культуры. Рогожская Ямская Слобода связывается с Рогожским кладбищем. Что представляет из себя это кладбище и его храмы? Необходимо дать в снимках (имеется великолепный альбом Рогожского кладбища, его надо приобрести). Старообрядческая культуры сыграла в истории русского искусства громадную роль. Для сравнения с иконами Рогожского кладбища можно дать снимки с картин Васнецова, Врубеля и др. Вот в общих чертах опись того матерьяла, которым можно обставить исторический отдел Музея на первое время.

 

1 Жаринов Д. К вопросу об организации музея родного края в г. Богородске // Социалистическое строительство, № 7. 26 октября 1919 г.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.