Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Альманах"Богородский край" N 1 (2000)

 

БОГОРОДСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛИ

ФЕДОР НИКИТИЧ САМОЙЛОВ

 

Известный благотворитель, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Федор Никитич Самойлов родился в селе Ямкино Богородского уезда в 1817 году. На кладбищах села и покоятся его родители, о чем свидетельствуют сохранившиеся одинаковые, из красного гранита надгробия: на «старом» кладбище - его матери - Ирины Ивановны, в девичестве Замгиной, скончавшейся в 1818 году, и на «новом», у церкви Рождества Христова - отца - Никиты Самойловича Самойлова, скончавшегося в 1837 году.

Федор Никитич был женат, но брак был бездетным. В обществе пользовался уважением - избирался ратманом Московского магистрата. Имел награды: бронзовую медаль для ношения в петлице на Анненской ленте и две золотых для ношения на шее, одну - на Станиславской, а другую - на Андреевской, лентах. В представленном духовном завещании Федора Никитича, а также сделанных уже после его смерти распоряжениях душеприказчиков покойного, поражает, прежде всего, обширность распространения богоугодной и благотворительной деятельности Самойлова - стремление помочь везде, где немощь и нехватки, стремление поддержать благолепие православных храмов. Не забыты даже храмы в далекой Японии.

Редакция благодарит краеведа А. Симонова, работающего над историей села Ямкино, за помощь в подготовке данной публикации.

Выписка из духовного завещания1 купца Федора Никитича Самойлова2.

«3. Я завещаю и прошу моих душеприказчиков4 по кончине моей схоронить меня в Московском Новоспасском монастыре5 прилично моему званию, без особой пышности, на похороны, на постановку памятника на могиле моей, на поминовение души моей и сродственников моих, на раздачу в разные монастыри и церкви сорока сорокоустов по 60 рублей каждой, сборщикам на постройку храмов Божьих, нищей братии и другие дела благотворения, коими душеприказчики мои приличными сочтут почтить память мою, употребить пятьдесят тысяч рублей серебром, действуя в распределении этой суммы по своему усмотрению, не отдавая в том никому отчета.

3. Принадлежащий мне в собственность и состоящий в г. Москве Яузской части, 2-го участка, под № 355 дом со строениями и землею под ними я завещаю Московскому Купеческому Обществу для устройства в нем странноприимного дома моего имени для приходящих в Москву за сбором подаяния монахинь, которые во все время пребывания своего в Москве за сбором подаяния имеют право пользоваться в этом доме ночлегом и пищею, причем на содержание этого дома и призреваемых в нем должны идти проценты со ста тысяч рублей серебром, которые мои душеприказчики обязаны внести Государственными процентными бумагами по их усмотрению по нарицательной их стоимости в Московскую Купеческую Управу, самый же капитал сто тысяч рублей серебром должен оставаться навсегда неприкосновенным. Если по распоряжению Правительства будет воспрещено посылать монахинь в Москву за сбором подаяний, то я желаю, чтобы Московское Купеческое Общество в этом доме устроило богадельню для бедных и престарелых женщин на столько коек, сколько в доме моем окажется возможным устроить и тогда проценты с вышеозначенных ста тысяч рублей серебром должны идти на устройство и содержание богадельни.

4. Я уполномачиваю моих душеприказчиков на вечное поминовение души моей внести Государственными процентными бумагами по их усмотрению: а) в приходскую церковь во Имя Пречистой Божьей матери Грузинской*, что на Воронцовом поле в Москве сорок одну тысячу серебром с тем, чтобы капитал этот навсегда оставался неприкосновенным, проценты с двадцати тысяч шли на освещение храма и другие церковные потребности, проценты с двадцати тысяч шли на пользу священноцерковнослужителей этого храма в равной части каждому члену церковного причта без различия звания и занимаемой должности и наконец проценты с оставшейся тысячи рублей поступили в пользу просвирни при этом храме; б) в Новоспасский монастырь в г. Москве двадцать тысяч рублей серебром с тем, чтобы капитал оставался навсегда неприкосновенным, проценты с десяти тысяч рублей употреблены на освещение храмов в монастыре в праздники Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы и проценты с оставшихся десяти тысяч рублей шли в пользу монастырской братии на поминовение грешной души моей; в) в Святой храм во имя Рождества Христова, находящийся в с. Ямкино Богородского уезда Московской губернии восемнадцать тысяч рублей с тем, чтобы капитал оставался навсегда неприкосновенным, проценты с пяти тысяч рублей употреблены на свечи и масло в праздники Светлого Христова Воскресения и другие двунадесятые и храмовые праздники, проценты с пяти тысяч рублей шли на усиление средств в находящейся при вышеозначенной церкви богадельне6, затем проценты с пяти тысяч рублей шли на раздачу беднейшим прихожанам пособий к празднику Светлого Христова Воскресения и Рождества Христова на усмотрение причта и церковного старосты и, наконец, проценты с трех тысяч рублей шли в пользу церковного причта, в ту же церковь Рождества Христова в с. Ямкино я прошу моих душеприказчиков передать Святую икону во имя Пресвятой Богородицы именуемой Казанския в серебряной вызолоченной и украшенной жемчугом ризе и золотой крест с частию в нем Животворящего Древа Господня с тем, чтобы Святая икона эта и Святой Крест были помещены в находящемся при вышеозначенной церкви приделе во имя Казанской Божьей матери; г) в находящийся в г. Ардатове Нижегородской губернии женский Покровский монастырь пятьдесят тысяч рублей; д) в Православное Миссионерское Общество сорок тысяч рублей, из коих двадцать тысяч рублей должны быть употреблены на постройку православных храмов в Японии, а остальные двадцать тысяч на нужды Миссионерского Общества; е) в Монастырь Святого Великомученика Пантелеймона, что на Святой Горе Афонской десять тысяч рублей и настоятелю этого монастыря для раздачи нуждающимся монастырям, монахам и келлиотам на Афонской горе по его личному усмотрению на поминовение грешной души моей и моих сродственников десять тысяч рублей серебром; ж) в Старый Иерусалим в пользу православного храма при Гробе Господнем три тысячи рублей на освещение храма; з) в Вифлеем в православную церковь Рождества Христова одну тысячу рублей серебром; и) в Гефсиманию в пользу храма при Гробе Пресвятой Богородицы одну тысячу рублей серебром; к) в Горняя Женский монастырь близ Старого Иерусалима одну тысячу рублей серебром; л) в богадельню для слепых женщин в Москве на полянке улице в Денежном переулке десять тысяч рублей; м) в приют для слепых детей в Москве на Второй мещанской улице десять тысяч рублей серебром; н) в женскую Покровскую Общину сестер милосердия в Москве у Покровского моста десять тысяч рублей; о) в Дально-Давыдовский женский монастырь Нижегородской губернии, в Лесниковскую женскую Общину Седлецкой губернии, в Берколавский женский монастырь Могилевской губернии, в Казанский женский монастырь Егорьевского уезда Рязанской губернии, в Казанский женский монастырь в Верхнем Волочке Тверской губернии, в Троицкий женский монастырь в г. Муроме Владимирской губернии, в Троицкий женский монастырь в г. Бежецке Тверской губернии и в Федоровский женский монастырь в г. Переславле Владимирской губернии по три тысячи рублей в каждый.

7. Должные мне Товариществом Фряновской шерстопрядильной мануфактуры по 12 векселям девяносто восемь тысяч пятьсот пятьдесят пять рублей тридцать копеек не должны быть взыскиваемы, а должны остаться в пользу товарищества, но с тем, чтобы товарищество вносило в Московскую Купеческую Управу ежегодно на богоугодные или благотворительные дела по пять процентов с вышеозначенной суммы.

11. Если за всеми вышеозначенными вычетами останется еще капитал мне принадлежащий, то я прошу моих душеприказчиков употребить его на благотворительные цели по их личному усмотрению, не отдавая по этому предмету никому отчета в своих действиях.

12. Если кто-либо из лиц, которым что-либо оставляется мною по настоящему завещанию, умрет ранее меня или если назначенные мною по завещанию означенные выдачи не могут быть употреблены согласно моего завещания — то остающиеся в таком случае свободные суммы эти должны быть моими душеприказчиками внесены в Московское Купеческое Общество Государственными процентными бумагами с тем, чтобы капитал оставался навсегда неприкосновенным, а проценты с него употреблялись на богоугодные и благотворительные дела по усмотрению Московской Купеческой Управы. С подлинным верно и. д. секретаря при прокуроре Московского Окружного Суда, подпись.

Из Заявления душеприказчиков Ф. Н. Самойлова7.

«...Во исполнение второго и одиннадцатого пунктов духовного завещания московского купца Федора Никитича Самойлова, утвержденного к исполнению Определением Московского Окружного Суда от 12 сентября 1895 года, я8 и другой душеприказчик Федора Никитича Самойлова московский купец Николай Герасимович Никольский9, решили из остающегося в нашем распоряжении капитала покойного Самойлова сделать нижеследующие пожертвования на благотворительные дела. Внести: а) в Николаевскую Берлюковскую пустынь Богородского уезда Московской губернии двадцать тысяч рублей на постройку колокольни; б) в Яузское отделение больницы для чернорабочих в Москве пять тысяч рублей на постройку церкви при нем; ...и одну тысячу рублей...; г) в церковь Ильи Пророка в Муравьищах Богородского уезда Московской губернии две. тысячи рублей и одну тысячу рублей в пользу священно и церковнослужителей церкви с учетом, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а процентами с него пользовались священно и церковнослужители этого храма; д) внести по тысяче рублей ... в Покровскую села Хомутова Богородского уезда Московской губернии церковь на украшение оной церкви...; е) внести по пятьсот рублей... (на несколько храмов в разных губерниях — ред.)

Внести: а) в Московскую Епархиальную Владычне-Покровскую Общину сестер милосердия десять тысяч рублей на учреждение 4-х стипендий имени Ф. Н. Самойлова в шестиклассной школе; б) в Вспомогательное Общество купеческих приказчиков в Москве десять тысяч рублей в неприкосновенный капитал, проценты с которого должны поступать в пособие членам, потерявшим места и пять тысяч рублей на устройство Александровского Приюта для престарелых членов; в) в Московское отделение попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых десять тысяч рублей; г) в Приют для выздоравливающих и детей Благотворительного Общества при Старо-Екатерининской больнице десять тысяч рублей; д) в Московскую Городскую Управу в неприкосновенный капитал городских попечительств двадцать тысяч рублей с тем, чтобы проценты шли в раздел между городскими попечительствами;

е) в Арнольдовское училище для глухо-немых в Москве десять тысяч рублей на пополнение капитала существующих уже в этом училище стипендий имени Федора Никитича Самойлова и покойной жены его; ж) в больницу-приют Св. Царицы Александры для престарелых сестер милосердия для Алексеевской Общины «Утоли моя печали» пять тысяч рублей в неприкосновенный капитал; з) во Владимирскую Общину сестер милосердия две тысячи рублей;

и) в Общество покровительства беспризорным и освобождаемым из мест заключения несовершеннолетним три тысячи рублей; 1) в Общество попечения о бедных и бесприютных детях в Москве две тысячи рублей; к) в Московскую Купеческую Управу десять тысяч рублей для образования двух стипендий имени Федора Никитича Самойлова в Московских Мещанских Училищах — одной для мальчика и одной для девочки, и десять тысяч рублей во вспомогательный капитал Московского купечества; л) внести по тысячи рублей для образования неприкосновенных капиталов в церковно-приходских попечительствах Московских церквей... м) внести по пятьсот рублей в неприкосновенный капитал в существующие при мужских и женских гимназиях в Москве благотворительные общества; н) в церковно-приходское училище при церкви села Фрянова две тысячи рублей; о) внести в церковно-приходское училище при селе Ямкино Богородского уезда две тысячи рублей учетом, чтобы капитал был неприкосновенным, а проценты с него шли на отопление училища; п) в Елизаветинский комитет прихода Ильи Пророка в Москве одну тысячу рублей в неприкосновенный капитал».

 

Духовное завещание составлено и оформлено 22 апреля 1893 года.

ЦИАМ, ф. 3, оп. 4, д. 1843, лл. 17 - 19об. (публикуется в незначительном сокращении).

Душеприказчики Ф. Н. Самойлова: Н. Г. Никольский и И. В. Залогин

Новоспасский монастырь — один из самых известных монастырей Москвы, еще в конце XV века Иван III перенес из Кремля Спасский монастырь в район нынешней улицы Большие Каменщики и он стал называться Новоспасским (подробно о монастыре: СОРОК СОРОКОВ. Том 1. Кремль и монастыри. С. 293—311).

Завещатель несколько лет являлся старостой этого храма.

Богадельня на 19 чевовек в с. Ямкино была учреждена на средства завещателя.

ЦИАМ, ф. 3, оп. 4, д. 200ба, лл. 2-3об. (публикуется с незначительными сокращениями).

Залогин Иван Васильевич, потомственный почетный гражданин.

Никольский Николай Герасимович, московский купец. Примечательно, что он жил в Москве в Рогожской части, на Воронцовской улице в доме Хандриковых, дом был записан на имя Хандриковой М. П., матери знаменитого ногинского хирурга Георгия Васильевича Хандрикова. Отец Георгия Васильевича — Василий Федорович, являлся главным врачем Яузской больницы для чернорабочих.

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank