Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Альманах"Богородский край" N 1 (96)

ДРЕВНЯЯ ДОРОГА

К 600-летию Владимирки

Инженер К. ЛИХАЧЕВ

Владимирка в черте города Богородска (слева - городской парк). с дореволюционной открытки. Издание Кампеля

Владимирка в черте города Богородска (слева - городской парк). с дореволюционной открытки. Издание Кампеля

В сентябре 1995 года исполнилось 600 лет с момента первого упоминания Владимирки в летописях.

Сначала понятие «Владимирка» подразумевало название дороги между Москвой и г. Владимиром, затем оно расширилось до Нижнего Новгорода, а впоследствии — до Восточной Сибири.

Как известно, суздальский князь Юрий Долгорукий основал Москву в первой половине XII века1. Чтобы добраться сухопутным путем из столицы княжества — Суздаля — до пограничной крепости — Москвы, — надо было ехать до Юрьев-Польского, далее на Переславль-Залесский и затем до места назначения. Постепенно этот слишком далекий путь спрямлялся, и от Юрьева-Польского он стал идти в направлении современного г. Киржач, затем на Москву. Эта дорога именовалась Стромынским трактом или Стромынкой. Такое название она получила от имени находящегося в 40 верстах от Москвы с. Стромынь на территории нынешнего Ногинского района Московской области. До сих пор в городах Москве и Суздале улицы, по которым проходила эта дорога, именуются Стромынкой.

Из Владимира в Москву ездили через Юрьев-Польской. Превращение князем Андреем Боголюбским во второй половине XII в. Владимира в столицу всей Руси, с одной стороны, и постепенное возвышение Москвы, с другой, способствовали поискам более короткой дороги между этими городами. Этот путь и стал называться впоследствии Владимирским трактом или Владимиркой.

В междоусобной борьбе между князьями победу одержал московский князь. В 1332 г. московские иерархи приобрели в Золотой Орде ярлык на Нижний Новгород, т.е. право собирать дань для татарского хана. С этого времени Владимирка стала играть важную роль в создании русского централизованного государства, нанизывая на себя бусинки русских городов и образуя ожерелье московского княжества.

Одновременно появилась возможность выйти к р. Волге и устью р. Оки через Муром.

А в записи, относящейся к 1395 г., в Троицкой летописи, после того, как из Владимира доставили в Москву икону Божьей Матери, путь, по которому она следовала, назван «самый велицей дорозей Володимерьской»234.

Так создавался оживленный транспортный путь, который оказывал большое влияние на развитие ремесел и торговли в прилегающих к нему населенных пунктах. По нему проезжали большие обозы с разными товарами из Москвы на восток и с востока на запад.

Возрастающую роль дороги в жизни русского государства в XIV—XV вв. закрепило создание ямской службы. Ямы (специальные станции с помещением для отдыха проезжающих, со сменой лошадей и т.п.) устраивались на важнейших дорогах, включая Владимирку.

В тех местах, где ямских станций не было, ямской повинностью, согласно уставной грамоте Великого московского князя Василия Дмитриевича, облагалось местное население.

Важное военное, политическое, экономическое и культурное значение Владимирки отразилось на становлении русского многонационального государства. В 1552 г. Иван IV вел по Владимирской дороге 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением г. Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию.

С ростом могущества русского государства оживлялось движение по Владимирке. Круглый год, но преимущественно зимой, двигались многочисленные сани и подводы с товарами, припасами и материалами не только местного производства, но и дальних земель: Поволжья, Урала, Сибири. Сибирские и поволжские купцы привозили товары из Бухары, Китая, Индии, Персии, с Кавказа.

Владимирка оживляла жизнь всего придорожного края.

Живя около дороги, население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т.д.

При Иване IV ямская служба получила новый статус: ямскими лошадьми могли пользоваться не только царские гонцы, но за определенную плату и простые люди. В конце XVI в. ямская служба передается в ведение государства и организуется Ямской приказ, среди обязанностей которого было и обеспечение проезда по дорогам.

К этому времени в Москве существовало шесть ямских слобод, в том числе Рогожская ямская слобода, к которой было приписано с. Рогожи на берегу р. Клязьмы. Жители села — ямщики — обеспечивали перегон лошадей из Москвы в город Нижний Новгород и Казань.

Дорога делилась на перегоны. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались в 40—50 верст. Благодаря частой смене лошадей расстояние от Москвы до г. Владимира протяженностью 140 верст пассажиры одолевали за сутки.

Многие иностранные гости Московской Руси искренне удивлялись четкой работе ямской службы и высокой скорости передвижения. Напомню, что в период царствования Алексея Михайловича управлял Ямским приказом князь Дмитрий Пожарский. Скорая ямская гоньба, растущие гужевые перевозки требовали хороших дорог, поэтому большое значение придавалось созданию новых путей и поддержанию в порядке старых. Одним из первых сборников технических правил был Судебник царя Федора Иоанновича 1589 г. «Куде были преж сего дороги, и ныне те бы дороги были чисты, — говорится в статье 223, — и через реки перевозки по государевой дороге, а через ручьи мосты вново добрые...»5.

В следующей статье Судебника ширина проезжей части определялась в 1,5 сажени (3,2 м): «А по лесам дорогу чистить попереч в полторы сажени выскиди поперечный лес высекать. А на ручье мостити полторы сажени. А где на проезжей дороге заворот (косогор. — К.-Л.), и тут бы были отводы (удобные спуски и подъемы. К.Л.)... по той дороге ставить вехи, до тех мест, чья земля имет»5. Так появились первые дорожные указатели.

Судебник предусматривал наказание за несвоевременный ремонт дорог, который должно было проводить податное население.

В петровскую эпоху, в первой четверти XVIII в., с возникновением мануфактур, заводов и фабрик движение на Владимирке возросло.

В 1731 г. дорога стала называться Сибирским трактом и имела направление Москва—Владимир—Муром—Нижний Новгород и далее на Сибирь.

Говоря об истории дороги, нельзя не вспомнить и о ее горестном прошлом. По ней, гремя кандалами, шли в Сибирь тысячи сынов и дочерей России. Это и участники крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина, Петра Болотникова, Емельяна Пугачева, и тысячи солдат и офицеров, посмевших выйти против царя 14 декабря 1825 года.

Поэтому и закрепилась за этим трактом грустная слава дороги горя и печали. Как тонко и трепетно выразил И. Левитан щемящую тоску, душевную боль и скорбь передовой России за судьбу всех осужденных, обреченных на медленную смерть в бескрайних снегах Сибири. Его картина так и называется — «Владимирка».

Тема Владимирской дороги нашла свое отражение в произведениях А.К. Толстого, Н.А. Некрасова, В.А. Слепцова, Д. Бедного, В. Солоухина и др. По этому тракту проезжали многие великие люди: А. В. Суворов, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, А. Гумбольт. А.С. Пушкин неоднократно путешествовал по Владимирке, а в конце 1830 года попал в одной из деревень Богородского уезда (г. Богородск, ныне г. Ногинск), в Платаве, в пятидневный холерный карантин. В память об этом воздвигнут бюст великого поэта. Здесь же, в Платаве, он закончил свое стихотворение «Моя родословная».

Дороги в Пушкинскую пору находились в плохом состоянии, и Александр Сергеевич мечтал, трясясь в ямской коляске, преодолевая далекий путь от Москвы до с. Болдино, о том времени, когда6:

Шоссе Россию, здесь и тут

Соединив, пересекут,

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинут горы, под водой

Пророем дерзостные своды.

Развитие капитализма, расширение торговых связей, ежегодно проводимые в г. Нижнем Новгороде ярмарки, известные на весь мир, содействовали тому, что в 1839-1845 гг. было построено Московско-Нижегородское шоссе с щебеночным покрытием, протяженностью 380 верст. Движение через реки Клязьма, Киржач, Пекша, Ворша и Нерль осуществлялось паромными переправами. Одновременно было выбрано более короткое направление между городами Владимиром и Нижним Новгородом — через города Вязники и Гороховец.

Появление первых автомобилей на дороге относится к началу XX в. В 1919 г. печально знаменитая Владимирка на начальном участке от Москвы была переименована в шоссе Энтузиастов в память о тех революционерах, которым было суждено пройти этой дорогой в ссылку.

Кстати, здесь же, в столице, у заставы Ильича (бывшей Рогожской заставы) сохранилась екатерининская верста, что когда-то стояли вдоль всего тракта.

Фрагменты старой Владимирки можно видеть и сегодня на 31-м км в д. Щемилово, на 39-м км — поворот на ст. Монино, на 135-м км, недалеко от д. Пекша и др.

Хотя в 1928—1932 гг. в нашей стране было выпущено 56,8 тыс. автомобилей, удельный вес автомобильных перевозок был в 5-6 раз меньше гужевых. Но будущее было за более скоростным, грузоподъемным и надежным автомобильным транспортом. Учитывая это, Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта организовало с 1 января 1935 г. Управление дороги Москва—Горький (к тому времени Нижний Новгород был переименован в г. Горький) в г. Ногинске.

Строительство крупнейшего в Европе автомобильного завода в г. Нижнем Новгороде, растущие потребности народного хозяйства в автомобильных и гужевых перевозках в связи с проводимыми в стране индустриализацией и коллективизацией вызвали необходимость реконструкции дороги. В 1933-1940 гг. проезжая часть была расширена до 6—7 м с устройством черного шоссе. Паромные переправы через реки были заменены на деревянные мосты.

Владимирка неоднократно за свою историю становилась прифронтовой дорогой. Это было в годы татаро-монгольского ига, и в 1612 и 1812 гг., когда Россия воевала с польскими и наполеоновскими войсками, ив 1941 г. Всю Великую Отечественную войну важная коммуникация между Москвой и Горьким напряженно, но надежно работала на Победу, обеспечивая Красную Армию резервами и материально-техническими ресурсами.

Слабая дорожная одежда с трудом выдерживала увеличение интенсивности движения и возросшую грузоподъемность автомобилей и других транспортных средств в 1941—1945 гг. и последующие годы. Прогрессировало разрушение проезжей части и деревянных мостов, что вызывало необходимость в весенний период ограничивать движение транспорта грузоподъемностью не свыше 1,5—2,5 т.

Это обусловило проведение коренной реконструкции дороги, которая началась в 1954 г. и продолжалась 10 лет. За эти годы было построено цементобетонное покрытие толщиной 20—22 см, спрямлена трасса, улучшен ее продольный профиль, возведены долговечные мосты и трубы, транспортные развязки, здания дорожной службы, обходы городов Ногинска, Владимира и Вязников. Участки с наибольшей интенсивностью движения при подъезде к городам Москве и Горькому были перестроены под четырехполосное движение с двумя проезжими частями по 7 м, с разделительной полосой 4 м и обочинами по 2,5 м. На остальном протяжении ширина проезжей части была 7 м с обочинами 2,5 м.

Реконструкция автомагистрали Москва—Горький представляла новый опыт строительства автомобильных дорог с цементным покрытием.

К этому времени «хозяйство» Управления дороги Москва—Горький расширилось. В сферу его обслуживания была включена дорога Владимир—Иваново протяженностью 101 км. В период с 1958 по 1961 г. она была перестроена. Булыжная мостовая шириной 4,5 м была заменена асфальтобетонным покрытием шириной 7 м, деревянные мосты — железобетонными.

С 1968 г. древнерусские памятные места Суздаль, Владимир, Боголюбове были открыты для посещения иностранными туристами.

В 1975—1980 гг. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 ноября 1975 г. был выполнен большой объем работ по маршруту Москва—Владимир—Суздаль для приема участников и гостей «Олимпиады—80».

В 1980 г. Управление дороги было преобразовано в Автомобильную дорогу Москва—Горький. К этому времени вместо дорожно-эксплуатационных участков были созданы дорожно-ремонтные строительные управления, что позволило более чем в 1,5 раза увеличить объем выполняемых работ.

В настоящее время наш коллектив, насчитывающий свыше 800 человек, организует ремонт и содержание, строительство и реконструкцию автомобильной дороги Москва—Нижний Новгород и Ярославль—Владимир через города Кострому, Иваново протяженностью 621 км. В составе автомобильной дороги пять ДРСУ, которые обслуживают дороги в пяти областях Нечерноземья РФ. Значительную долю эксплуатируемых дорог — 455 км — составляет маршрут Москва—Владимир—Суздаль—Иваново—Кострома—Ярославль. Это большая часть «Золотого кольца» древнерусских городов, хранящих бесценные памятники отечественной истории, открытого для посещения иностранными туристами с 1986 г.

На наших дорогах 475 автобусных павильонов, 102 площадки отдыха и стоянки для автомобилей, свыше 6,0 тыс. дорожных знаков и указателей, установлено 36,5 км ограждений из металлического профиля, освещено 80 км дорог в населенных пунктах.

В последние годы из-за недостаточного финансирования на проведение ремонта дорог в соответствии с действующими нормативами образуется так называемый «недоремонт», который отрицательно влияет на техническое состояние автомагистрали. Помимо ремонта, реконструкция дороги должна проводиться каждые 20—25 лет, поскольку за этот период полностью исчерпывается ее пропускная способность и значительно падает скорость транспортного потока. Напомню, что последняя реконструкция автомагистрали Москва-Нижний Новгород проводилась в 1954—1964 гг.

Среднесуточная интенсивность движения по дороге составляет свыше 16 тыс. автомобилей, причем, около 70 % — это грузовые автомобили. Особенно велик транспортный поток в районе г. Балашихи, где он превышает 40 тыс. авт./сут. Даже по самым скромным подсчетам, ежегодно услугами дороги Москва-Нижний Новгород пользуются сейчас около 40 млн. чел., а дорогой Ярославль—Владимир — 15 млн.чел. Учитывая эти обстоятельства. Федеральный дорожный департамент утвердил в октябре 1994 г. «Программу реконструкции автомобильной дороги Москва—Н.Новгород на 1995—2005 гг.». В соответствии с ней предусматривается: расширение до четырех полос движения шоссе на протяжении 204 км, реконструкция участка дороги 15—50-й км, 53—57 км, постройка обходов городов Покров, Петушки, Лакинск, Гороховец, строительство 12 транспортных развязок и пяти подземных пешеходных переходов, реконструкция 16 мостов и путепроводов, инженерное обустройство силовыми ограждениями, дорожными знаками и указателями и т.д.

Осуществление намеченных мероприятий должно значительно повысить безопасность движения, увеличить скорость транспортных средств — сейчас в узких местах она составляет 20—30 км/час, а иногда падает до нуля, в часы «пик» в пятницу и воскресенье в теплое время года образовываются многокилометровые «пробки». Одновременно, используя кредит Всемирного банка развития и реконструкции, с 1994 г. ведутся работы по ремонту проезжей части, восстановлению водоотвода, инженерному обустройству, что позволит значительно улучшить техническое состояние всех элементов дороги.

В настоящее время производится реорганизация системы управления, выделение службы заказчика и подрядчика, придание дорожно-ремонтно-строительным управлениям (ДРСУ) статуса юридического лица.

...Древние римляне, создавая более чем 2000 лет назад дорожную сеть, фрагменты которой сохранились и поныне, утверждали: «Дорога — это жизнь!»7. Многовековая история Владимирки блестяще подтверждает справедливость этой мысли.

 

1 Имеются сведения (на основании последних археологических раскопок), что Москва как город существовала уже в XI веке.

2 Полное собрание летописей: Т.ХУП. С.-Петербург, 1913, с. 280.

3 Ключевский В.О. Собрание сочинений: Т.2. М., Мысль, 1988, с. 9.

4 Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV веке.- М., Изд-во Моск. ун-та, 1957, с. 142.

5 Судебники ХУ-ХУ1 веков/под ред. Б.Д. Грекова.- М.-Л., Изд-во Академии наук СССР, 1952,с. 413.

6 Пушкин А.С. Сочинения: Том 2.- М., Худ. лит., 1986, с. 301.

7 Бабков В.Ф. и др. Автомобильные дороги. Проектирование и строительство.- М., Транспорт, 1983,с.З.

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank