«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

2 февраля 2012 года

Наша библиотека 1812 год

Двенадцатый год. Очерки и рассказы из истории Отечественной войны.
Составитель Д.И. Троицкий, М. 1912б  с.183-185

Курин // Двенадцатый год

 

По примеру партизан и крестьяне наши собирались в отряды, дружины и нападали на французов. Выбрав из среды своей предводителя, крестьяне-дружинники беспрекословно во всем ему подчинялись. Из таких предводителей особенную известность приобрел крестьянин Герасим Курин. Когда войска Нея заняли в конце сентября город Богородск, крестьяне села Павлова отправили всех стариков, женщин и детей в лес, а сами решились умереть или отомстить злодею, оскверняющему наши святыни. Начальником своей дружины они выбрали крестьянина Г. Курина. И павловцы не ошиблись в своем выборе.

Прежде всего Курин приказал всем, кто может, купить ружья, а остальным — сделать пики. Когда в пяти верстах от Павлова появились французы, он перешел со своими дружинниками через реку и повел их на неприятеля. Сначала крестьяне с непривычки оробели было, но Курин ободрил их словами:

— Для чего же мы христиане, — сказал он, — если не пострадаем за веру? Для чего же мы православные, если не умрем за веру и царя?

Ободренные этими словами и примером Курина, крестьяне дружно бросились на врага и прогнали его в лес, захватив две повозки с четырьмя лошадьми и десять ружей.

21 сентября Курин узнал, что французы хотят сжечь соседнюю деревню, пошел с своими на защиту и тоже прогнал неприятеля.

27 сентября явились французские гусары в шести верстах от Павлова. Начальник этого отряда прислал Курину сказать, что он желает жить мирно с ним и его дружиною. Курин не поверил, не поддался этим обещаниям. Он бегом пустился со своими на неприятеля и бился с ним от 11 часов утра до двух часов пополудни. В этой стычке неприятель потерял 18 человек убитыми, троих пленными и десять лошадей.

28 сентября французы послали новый отряд отыскивать своих пропавших гусар. Курина в это время не было в Павлове: он ездил в город Покров просить князя Голицына дать ему подкрепление. Получив в помощь двадцать человек конницы, он явился в Павлово и напал на французов, шедших туда. Неприятели, застигнутые врасплох, побежали. Курин преследовал их на протяжении нескольких верст и захватил десять лошадей и две повозки.

Французы, наконец, решили наказать наших крестьян-дружинников. Они послали в эту местность очень сильный отряд. Узнав об этом, все соседние крестьяне из сел н деревень, лежащих близ Павлова, примкнули к Курину, и у него образовался отряд из пяти тысяч человек. Отстояв обедню, они отслужили молебен, простились друг с другом и поклялись перед алтарем не выдавать друг друга до последней капли крови.

— Постоим за отечество и за дом Пресвятой Богородицы! — сказал Курин. — Французы грозят сжечь все наши дома и содрать кожу со всех нас, так что же нам жалеть голов своих в битве с ними.

Затем Курин разделил свою дружину на три части. Старосте Стулову он поручил всю конницу и немного пеших, другому крестьянину — тысячу пеших и, расположив их в засадах, не велел трогаться без его повестки, а сам с остальными засел скрытно в Павлове.

Партизан Сеславин

Ничего не подозревая об устроенных засадах, французский отряд выслал два эскадрона в село Павлово, требуя от крестьян муки, крупы и овса, обещая за все заплатить по цене, какую сами крестьяне назначат. Один из эскадронов остановился вне Павлова, а другой — на площади села. Курин вышел к ним вместо старшины и сказал, что все будет доставлено, а сам послал дать знать Стулову, чтобы тот напал на эскадрон, стоявший вне села, не подозревая, что большой отряд французов находится в трех верстах от Павлова. Сам он заманил вошедший в Павлово эскадрон на крестьянский двор, велел завалить ворота и истребил его почти весь. В это же время Стулов со своими бросился на второй эскадрон, перебил многих и преследовал остальных до деревни Грибовой. Но тут на них напал весь отряд французов, погнался за ними и вместе с ними ворвался в само Павлово. Плохо пришлось бы Курину и его дружине, если бы не подоспели к ним на помощь пешие, спрятанные в оврагах. Французы, не ожидавшие нападения со этой стороны, пришли в замешательство и побежали. Наши преследовали их восемь верст, и только наступавшая темная ночь спасла французов от окончательного истребления. Нашим досталось в добычу двадцать пар конных повозок с лошадьми, 35 ружей, 125 пистолетов, и 400 сумок с патронами.

На следующий день Курин повел свою дружину к городу Богородску, чтобы выгнать неприятеля из этого города, но он не нашел там французов: они уже выступили из него на соединение со своей главной apмией.

Вообще, дружинники и особенно партизаны наносили страшный вред французской apмии. Немало их было взято ими в плен, а еще больше — не одна тысяча неприятелей погибла от их рук. Были все страшно озлоблены на французов за их кощунство над святыней. Башкирцы — и те негодовали на них за это. Указывая на мучившихся в судорогах от голода французов, они говорили: "Вон, француз умирает за то, что нашу мечеть грабил».

 

Изображения страниц книги: Файл PDF

 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.